Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не доказана необходимость предоставления участка в испрашиваемом размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-9708/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Строй-Центр", г. Самара (ОГРН 1026300956274, ИНН 6316052630) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент управления имуществом г.о. Самара, о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о приватизации земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Строй-Центр" (далее - заявитель, общество, ОАО "Строй-Центр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" и направить в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 6 - 9, 123 - 125).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара (т. 1 л.д. 130 - 131).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" путем направления в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.05.2012 ОАО "Строй-Центр" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о приватизации земельного участка, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 12).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 отказало ОАО "Строй-Центр" в предоставлении в собственность за плату земельного участка занятого недвижимостью, принадлежащей ОАО "Строй-Центр" на праве собственности и необходимого для использования недвижимости по назначению - производственная база, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 13 - 15, 63 - 65).
Основанием для отказа послужило не предоставление заключения уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа местного самоуправления, подтверждающего необходимость рассматриваемого земельного участка площадью 5394 кв. м для использования под указанные нежилые здания.
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные правила о том, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 названной нормы (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В связи с чем нормы Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают обязанности органа местного самоуправления при отсутствии кадастровой карты земельного участка обеспечить ее изготовление, при этом изготовление такого плана носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1 Регламента, Министерством имущественных отношений Самарской области к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка прилагается копия заявления о предоставлении земельного участка, копия плана-схемы, сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (по месту нахождения земельного участка) о правах на земельные участки, расположенные по адресу, указанному в заявлении, по состоянию на 1992 - 1998 годы, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области и утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно абзацу второму пункта 8 Перечня, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке или имеются основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании и в порядке, которые установлены частью 12 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", заявителем представляется план-схема земельного участка, соответствующая требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Судами двух инстанций в качестве доказательств приняты во внимание, что во исполнение требований законодательства к формированию пакета документов на выкуп земельного участка ОАО "Строй-Центр" направило такой пакет Министерству имущественных отношений Самарской области вместе со схемой расположения земельного участка.
Однако Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение действующего законодательства не направило в установленном порядке пакет документов в уполномоченный, орган местного самоуправления городского округа Самара для утверждения схемы расположения земельного участка, что создало ОАО "Строй-Центр" препятствие для реализации им права на выкуп земельного участка, на котором расположена недвижимость принадлежащая заявителю на праве собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что оспариваемый заявителем отказ, оформленный письмом министерства от 31.01.2014 N 12-4/0290/12, является незаконным. Так как утвержденная департаментом схема расположения земельного участка, в Перечне (утвержденным Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475) не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории законом не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка в собственность.
Данные выводы кассатором не опровергнуты.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, надлежаще исследовав все доказательства правомерно удовлетворили требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А55-9708/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2015 N Ф06-22646/2013 ПО ДЕЛУ N А55-9708/2014
Требование: О признании незаконным отказа государственного органа в приватизации земельного участка, обязании направить в уполномоченный орган документы для утверждения схемы расположения земельного участка.Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не доказана необходимость предоставления участка в испрашиваемом размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. N Ф06-22646/2013
Дело N А55-9708/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-9708/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Строй-Центр", г. Самара (ОГРН 1026300956274, ИНН 6316052630) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент управления имуществом г.о. Самара, о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о приватизации земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Строй-Центр" (далее - заявитель, общество, ОАО "Строй-Центр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" и направить в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 6 - 9, 123 - 125).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара (т. 1 л.д. 130 - 131).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" путем направления в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.05.2012 ОАО "Строй-Центр" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о приватизации земельного участка, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 12).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 отказало ОАО "Строй-Центр" в предоставлении в собственность за плату земельного участка занятого недвижимостью, принадлежащей ОАО "Строй-Центр" на праве собственности и необходимого для использования недвижимости по назначению - производственная база, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 13 - 15, 63 - 65).
Основанием для отказа послужило не предоставление заключения уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа местного самоуправления, подтверждающего необходимость рассматриваемого земельного участка площадью 5394 кв. м для использования под указанные нежилые здания.
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные правила о том, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 названной нормы (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В связи с чем нормы Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают обязанности органа местного самоуправления при отсутствии кадастровой карты земельного участка обеспечить ее изготовление, при этом изготовление такого плана носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1 Регламента, Министерством имущественных отношений Самарской области к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка прилагается копия заявления о предоставлении земельного участка, копия плана-схемы, сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (по месту нахождения земельного участка) о правах на земельные участки, расположенные по адресу, указанному в заявлении, по состоянию на 1992 - 1998 годы, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области и утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно абзацу второму пункта 8 Перечня, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке или имеются основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании и в порядке, которые установлены частью 12 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", заявителем представляется план-схема земельного участка, соответствующая требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Судами двух инстанций в качестве доказательств приняты во внимание, что во исполнение требований законодательства к формированию пакета документов на выкуп земельного участка ОАО "Строй-Центр" направило такой пакет Министерству имущественных отношений Самарской области вместе со схемой расположения земельного участка.
Однако Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение действующего законодательства не направило в установленном порядке пакет документов в уполномоченный, орган местного самоуправления городского округа Самара для утверждения схемы расположения земельного участка, что создало ОАО "Строй-Центр" препятствие для реализации им права на выкуп земельного участка, на котором расположена недвижимость принадлежащая заявителю на праве собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что оспариваемый заявителем отказ, оформленный письмом министерства от 31.01.2014 N 12-4/0290/12, является незаконным. Так как утвержденная департаментом схема расположения земельного участка, в Перечне (утвержденным Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475) не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории законом не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка в собственность.
Данные выводы кассатором не опровергнуты.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, надлежаще исследовав все доказательства правомерно удовлетворили требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А55-9708/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)