Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2014 ПО ДЕЛУ N А19-8384/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А19-8384/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Иркутское" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2014 года по делу N А19-8384/2013 по заявлению сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Иркутское" (ОГРН 1023800005393, ИНН 3805112295, юридический адрес: Иркутская Область, Иркутск Город, Рабочая Улица, 2а, 9а), индивидуального предпринимателя Цветика Дмитрия Анатольевича (г. Иркутск) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (г. Иркутск, ул. Российская 17) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме N ЕШ-10/5575 от 22.05.2013, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: с.Пивовариха, ул. Дачная 8)
суд первой инстанции, судья Назарьева Л.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьих лиц,
- Администрации Иркутского районного муниципального образования: не было;
- Управления Росреестра по Иркутской области: не было;

- установил:

Заявитель, Сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Иркутское", индивидуальный предприниматель Цветик Дмитрий Анатольевич, обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области:
- о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме N ЕШ-10/5575 от 22.05.2013г;
- обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером 38:36:143519:5687 площадью 60 359 кв. м в общую долевую собственность 17/20 и 3/20 соответственно;
- обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в тридцатидневный срок с даты принятия решения направит СЗ ЗАО "Иркутское" и Цветика Д.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:36:143519:5687 площадью 60 359 кв. м в общую долевую собственность 17/20 и 3/20 соответственно.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2014 заявителям было отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования, в установленном порядке не определен.
В силу правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, лицо, требующее предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для эксплуатации объекта недвижимости, обязано доказать, что для эксплуатации этого объекта необходим земельный участок именно указанной им площади.
Таким образом, заявителями не представлено доказательств наличия у них права на приобретение в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ испрашиваемого земельного участка указанной площади - 6 035, 9 кв. м. Земельные участки, занятые объектами недвижимости, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Проанализировав основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, изложенные в оспариваемом письме, суд пришел к выводу о том, что они соответствуют требованиям законодательства, указывают на отсутствие достоверных, относимых и допустимых доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости заявителя; кроме того не доказано право собственника объекта недвижимости приватизировать земельный участок, необходимый для целевого функционирования такого объекта.
В связи с чем, отказ в предоставлении СЗ ЗАО "Иркутское" и ИП Цветика Д.А. в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, изложенный в письме Территориального управления N ЕШ-10/5575 от 22.05.2013 г., не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200272943332.
Представленным ходатайством просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, тем обстоятельств, что обществом в уполномоченный орган был представлен полный перечень документов для приобретения земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд не принял во внимание доводы о том, что кадастровый паспорт не предусматривает сведений о границах расположенных на нем зданий.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200272943295.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200272943349.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200036940935.
Представитель Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200272943301.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.03.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Решением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 22.05.2013 N ЕШ-10/5575, заявителям отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 36:06:143519:5687 в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из данного отказа следует, что отсутствуют сведения об объектах недвижимости принадлежащих заявителю на праве собственности на испрашиваемом земельном участке. Документов свидетельствующих о том, что на указанном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности, в территориальное управление не представлены.
Общество и предприниматель, посчитав, что данное решение нарушает их права и законные интересы в экономической деятельности и не соответствует действующему законодательству, обратились в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно материалам дела, 26.04.2013 заявителю обратились в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением, которым просили предоставить им в долевую собственность земельный участок с кадастровым номером 36:06:143519:5687 расположенный на 13 км. Байкальского тракта, п. Новолисиха, в связи с тем, что на данном земельном участке находится принадлежащий им объект недвижимости - ограждение, протяженностью 978 м (доли 17/20 и 3/20 соответственно) (т. 1, л. 14).
К указанному заявлению было приложены:
- Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 15.10.2012 (копия) на 5 листах; (т. 1,л.д.19-23) Свидетельство о доле в праве собственности СХ ЗАО "Иркутское" (копия) на 1 листе; (т. 1,л.д.24) Свидетельство о доле в праве собственности Цветика Д.А. (копия) на 1 листе;
- Учредительные документы СХ ЗАО "Иркутское" (копия) на 1 листе; (т. 1,л.д.25-44).
Паспорт гражданина РФ (копия) на 1 листе; (т. 1,л.д.45-46).
Выписка из ЕГРП N 01/031/2013-363 от 24.04.2013 (копия) на 1 листе; (т. 1, л.д. 47.) Выписка из ЕГРП N 01/031/2013-364 от 24.04.2013 (копия) на 1 листе; (т. 1,л.д.48) Выписка из ЕГРП N 01/031/2013-365 от 24.04.2013 (копия) на 1 листе; (т. 1,л.д.49) Кадастровый паспорт земельного участка N 3800/601/12-226212 от 04.12.2012 (копия) на 1 листе (т. 1,л.д.50-61).
.Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 1).
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (ч. 3).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 5).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6).
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно перечня, заявители обязаны были представить территориальное управление следующее документы:
1. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В силу ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, лица обратившиеся за предоставлением земельного участка обязаны представить обоснование размера испрашиваемого земельного участка.
Оценивая кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. 50), который заявители просили предоставить им в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 36:06:143519:5687, расположен Иркутская область, Иркутский район. Дата внесения номера в государственный реестр недвижимости 29.11.23012. Площадь - 60359 +/- 2150 кв. м. Категория земли - земли сельско-хозяйственного назначения.
Данный документ не содержит сведений о том, что на данном земельном участке расположены какие-либо объекты недвижимости.
Из представленных заявителями в территориальное управление документов в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации также не следует, что объект недвижимости ограждение нежилое протяженностью 978 м расположен на земельном участке с кадастровым номером 36:06:143519:5687.
Поскольку из документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня документов, представленных заявителями в территориальное управление, не следуют обстоятельства, установленные земельным законодательством и дающие заявителям право на приобретение земельного участка, в силу п. 7 Перечня, данные лица обязаны были представить в указанный орган документы, свидетельствующие о том, что указанный ими объект недвижимости - Ограждение нежилое протяженностью 978 м, расположен на испрашиваемом земельном участке.
Довод апелляционной жалобы о том, что в кадастровом паспорте земельного участка не должны быть указаны объекты недвижимости расположенные на нем, судом оценивается критически, поскольку из иных документов также не следует, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителям.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.04.2013, право предпринимателя на долю ограждения протяженностью 978 м зарегистрировано 10.11.2010, право общества 27.03.2013 (т. 1, л. 49).
В указанный период действовал Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 7 названого закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства (п. 4 ч. 1).
Таким образом, на момент обращения в территориальное управление, у заявителей имелась возможность оформить и представить документ, позволяющий государственному органу установить, что принадлежащий заявителям объект недвижимости расположен на испрашиваемом ими земельном участке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, правомерно указал о том, что заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый ими земельный участок площадью 60359+/-2150 кв. м необходим заявителям для обслуживания, принадлежащего данным лицам объекта недвижимости протяженностью 978 м. То обстоятельство, что данный объект недвижимости огораживает какой-то земельный участок, не означает, что он полностью необходим для обслуживания данного объекта недвижимости. При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание, что заявители не просили и не указывали в заявлении в территориальное управление о том, что данный земельный участок необходим им для обслуживания иного объекта недвижимости расположенного на нем, как того требует ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявители не представили документов свидетельствующих о том, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости, в силу чего, он обосновано указал, что территориальное управление правомерно отказало заявителям в предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявители не представили в суд доказательств о том, что оспариваемое решение территориального управления нарушает их права и законные интересы и не соответствует нормам действующего земельного законодательства, поскольку не доказали, что на испрашиваемом земельном участке находится принадлежащий им объект недвижимости и испрашиваемый земельный участок полностью необходим им для обслуживания объекта недвижимости.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от "22" января 2014 года по делу N А19-8384/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)