Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 07.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3854/15

Требование: Об устранении выявленных нарушений.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В ходе проверки было установлено, что на участке автодороги имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде ямочности, выбоин и трещин различных размеров.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. по делу N 33-3854/15


Судья: ФИО6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Нурмухаметовой Р.Р. Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора ФИО3
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район РБ - Х. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес РБ об устранении выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения произвести ремонт асфальтобетонного покрытия и устранить ямочность на участке автомобильной дороги по адрес (от адрес до адрес).
Обязать Администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вступления в законную силу судебного решения установить дорожные знаки ... "Начало населенного пункта" и ... "Конец населенного пункта" на ... км автомобильной автодороги адрес, на ... км автомобильной дороги адрес.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия

установила:

Белорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес РБ об обязании устранить выявленные нарушения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что на участке автодороги по адрес (от адрес до адрес) имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде ямочности, выбоин и трещин различных размеров глубиной свыше ... см.
В соответствии с п. ... ФИО8 52289-2004 знак 5.23.1 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе жилой застройки.
В силу п. дата ФИО8 52289-2004 знак 5.24.1 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.
Установлено, что в нарушение указанных требований на ... км автодороги адрес, на ... км Автодороги адрес отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 "Начало населенного пункта" и знак 5.24.1 "Конец населенного пункта".
Установленные нарушений свидетельствует о невыполнении администрацией городского поселения адрес требований действующего законодательства, что, в свою очередь, препятствует безопасному движению автомобильного транспорта, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, условия для причинения материального ущерба их имуществу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГП г. Белорецк МР Белорецкий район РБ - Х. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что судом первой инстанции не были учтены, что все выполняемые работы по безопасности дорожного движения отражены в прилагаемых расшифровках выполненных работ подрядной организацией ООО "РСУ ДР", согласно выделенных бюджетных средств и технического задания муниципального контракта. Кроме того, истцом не было представлено в суд доказательств имеющихся недостатков, поскольку не проводилась экспертиза. Более того, на момент поступления обращения уже был сформирован бюджет городского поселения. Однако в бюджет городского поселения на дата год будут запланированы дополнительные денежные средства для выполнения работ по данным работам. Полагает, что установка дорожных знаков пос.Укшук и автомобильной дороги Белорецк-Тирлян проектом организации дорожного движения не предусмотрены и местоположение их находится за границами территории обслуживания г. Белорецк.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Ответчик и третьи лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела на основании п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО3, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Из пункта 6 статьи 3 указанного закона следует, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от дата N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 2 статьи 46 указанного Федерального закона действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Государственный стандарт ФИО8 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от дата N 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Как указано в разделе 1 ФИО8 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Данные требования распространяются с дата на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в введении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 3.1.1 ФИО8 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Данным документом также утверждены предельно допустимые повреждения покрытия.
Судом установлено, что спорные участки дорог относятся к числу дорог общего пользования местного значения, находящихся в ведении администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В соответствии с п. п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 данного закона).
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (ч. 1 ст. 18 данного закона).
Постановлением Госстандарта России от дата N 221 утвержден ФИО8 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ФИО8 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине ... см, ширине - ... см и глубине - ... см.
Из материалов дела усматривается, что дата Белорецкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Белорецкий" проведена комплексная проверка соблюдения Федерального законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского поселения адрес.
По его результатам установлено, что согласно акту комплексной проверки участка автомобильной дороги адрес городского поселения адрес от дата на участке автодорог по адрес (от адрес до адрес) имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде ямочности, выбоин и трещин различных размеров глубиной свыше 5см, что является недопустимым в соответствии с указанным ГОСТ.
В силу ст. 1 ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования органами местного самоуправления осуществляется ненадлежащим образом что создает угрозу безопасности дорожного движения.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку такая обязанность вытекает из вышеприведенных норм законодательства.
Факт несоответствия спорных участков дорог местного значения требованиям ФИО8 50597-93 подтверждается актом отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Белорецкий" от дата., фототаблицей к нему, актами от дата года, предписаниями от дата года, от дата года.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрацией городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан. допущены нарушения требований законодательства в части ремонта дорог.
Подпунктом 1 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от дата N 402, предусмотрено, что разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки отнесена к работам по содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Исходя из системного анализа приведенных норм права, решение вопроса о размещении дорожно-знаковой информации на улично-дорожной сети города как одного из видов работ по содержанию автомобильных дорог относится к ведению органов местного самоуправления городского поселения.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования и возложил на администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность организовать работы по приведению указанных участков автомобильных дорог в соответствие с требованиями ФИО8 50597-93, а также установить дорожные знаки 5.23.1 "Начало населенного пункта" и 5.24.1 "Конец населенного пункта" на ... км автомобильной автодороги адрес, на ... км автомобильной дороги адрес. Отсутствие дорожных знаков подтверждается актом от дата года.
Довод жалобы о том, что установка дорожных знаков адрес и автомобильной дороги Белорецк-Тирлян проектом организации дорожного движения не предусмотрены и местоположение их находится за границами территории обслуживания адрес является необоснованным, поскольку из ответа заместителя начальника отдела по Белорецкому и адрес Управления Росреестра по адрес следует, что участки автодорог 2 км автодороги адрес - Укшук и 1 км автодороги адрес - адрес находятся в границах городского поселения адрес Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены, что все выполняемые работы по безопасности дорожного движения отражены в прилагаемых расшифровках выполненных работ подрядной организацией ООО "РСУ ДР" согласно выделенных бюджетных средств и технического задания муниципального контракта, не свидетельствует о незаконности решения, поскольку доказательств реального устранения выявленных нарушений администрацией городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан не представлено. На момент рассмотрения дела указанные нарушения не были устранены, что подтверждается актом от дата года.
Довод жалобы о том, что истцом не было представлено в суд доказательств имеющихся недостатков, поскольку не проводилась экспертиза, является несостоятельным, поскольку ответчик доказательств, опровергающих требования истца в суде, не представил, а ходатайств о назначении по делу соответствующей экспертизы представителем ответчика заявлено не было.
Доводы жалобы о том, что на момент поступления обращения уже был сформирован бюджет городского поселения, а на данный момент денежные средства на содержание дорог адрес отсутствуют, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку недостаточность финансирования не освобождает ответчика от обязанностей по надлежащему содержанию дорог местного значения.
При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределил бремя их доказывания между сторонами, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Оснований считать выводы суда неверными по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушений норм процессуального права, не допущено судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции,

определила:

Решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГП г. Белорецк МР Белорецкий район РБ - Х. - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Р.АБУБАКИРОВА

Судьи
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
Л.Х.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)