Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от закрытого акционерного Ляпин М.Н. по доверенности N ТНП -
общества 14/85,
"Тамбовнефтепродукт":
от территориального представители не явились, доказательства
управления Федерального надлежащего извещения имеются в
агентства по управлению материалах дела,
государственным имуществом в
Тамбовской области:
от ФКУ "Управление представители не явились, доказательства
автомобильной магистрали надлежащего извещения имеются в
Москва-Волгоград Федерального материалах дела,
дорожного агентства" (ФКУ
Упрдор "Каспий"):
от ТОГКУ представители не явились, доказательства
"Тамбовавтодор": надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
от Администрации представители не явились, доказательства
Кирсановского района надлежащего извещения имеются в
Тамбовской области: материалах дела,
от ООО "Агентство представители не явились, доказательства
недвижимости "Адрес": надлежащего извещения имеются в
от ФБУ "Кадастровая материалах дела,
земельная палата по Тамбовской представители не явились, доказательства
области": надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 по делу N А64-3909/2012 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт" (ОГРН 1026800056975, ИНН 6831004608), г. Тамбов к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области по отказу в принятии решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) земельного участка, третьи лица: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий"), г. Тамбов, ТОГКУ "Тамбовавтодор", г. Тамбов, Администрация Кирсановского района Тамбовской области, г. Кирсанов, ООО "Агентство недвижимости "Адрес", г. Тамбов, ФБУ "Кадастровая земельная палата по Тамбовской области", г. Тамбов,
установил:
ЗАО "Тамбовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании действий, оформленных письмом N 8328/177 от 26.01.2012 и выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, незаконными и обязании ТУФА УГИ восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении заявителю на праве собственности вышеуказанный земельный участок, подготовки и направления заявителю в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 г. в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Решение суда от 02.10.2012 в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2013 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
В ходе нового судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просит:
- признать действия действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, оформленные письмом N 8328/177 от 26.01.2012 г. и выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной (федеральной) собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, незаконными;
- обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Тамбовнефтепродукт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4, подготовки и направления ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ (то есть признакам оферты) с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 (ста семи тысячам семидесяти семи) рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Считая названное решение незаконным и необоснованным, ТУФАС УГИ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что:
- - понятие "земельные участки, предоставленные для нужд организации транспорта" не дано ни в одном акте действующего законодательства Российской Федерации;
- - истец, уточняя заявленные требования, в нарушение положений ст. 49 АПК РФ одновременно изменил предмет и основания иска;
- - до момента вступления в законную силу решения по делу А64-3909/2012 отказ Территориального управления незаконным не может быть признан;
- - выкупная цена земельных участков должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта.
В судебное заседание представители ТУФА УГИ не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель ЗАО "Тамбовнефтепродукт" против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель ФКУ Упрдор "Каспий", ТОГКУ "Тамбовавтодор", Администрации Кирсановского района Тамбовской области, ООО "Агентство недвижимости "Адрес", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителя ЗАО "Тамбовнефтепродукт", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит АЗС N 16, расположенная по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира (87 км, автодорога Тамбов-Пенза), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.03.2009, 23.07.2009, 08.07.2010 (л.д. 37-47 т. 1).
Данная АЗС размещалась на земельном участке с кадастровым номером 68:06:2506001:4, общей площадью 11198,73 кв. м, представленном государственному предприятию по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" (после приватизации - общество) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлениями Администрации Кирсановского района Тамбовской области N 539 от 16.07.2001 и N 268 от 18.04.2002 земельный участок под АЗС N 16 представлялся обществу в аренду.
После проведения землеустраительных работ в связи с реконструкцией АЗС постановлением администрации Кирсановского района N 383 от 31.05.2002 земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514,45 кв. м был предоставлен заявителю в аренду.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв. м, весь земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения с видом разрешенного использования - для размещения АЗС, кадастровая стоимость земельного участка - 4 283 086,83 руб. (л.д. 42 т. 1)
На основании распоряжения Правительства РФ N 1901-р от 23.12.2003 на вышеуказанный сформированный земельный участок (Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, Калаисский с/совет, (5-й район) - за пределами участка; участок находится в 2225 м к северо-западу от ориентира; площадь 1,0514 га) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, свидетельство о регистрации права 68АА219455 от 01.03.2004 (л.д. 32 т. 1).
Распоряжением Теруправления от 01.04.2004 N 74-р данный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 3 года, потом договор аренды продлен до 26.11.2030 (л.д. 36-41 т. 1).
Заявитель обратился в ТУФА УГИ с заявлением N 3104 от 28.12.2011 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв. м, расположенный под зданиями и сооружениями АЗС N 16.
ТУФА УГИ отказало обществу в представлении участка в собственность, обосновывая свой отказ тем, что данный земельный участок относится к землям, предназначенным для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта; согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и представленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте; п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Заявитель считает, что действия ТУФА УГИ по отказу в принятии решения о представлении Обществу права собственности на земельный участок противоречат п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 36, ст. 27, п. 4 ст. 28, п. 3 ст. 87, пп. 3 п. 3.1 ст. 90 Земельного кодекса РФ.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в арбитражный суд за защитой своих прав с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области при повторном рассмотрении дела удовлетворил заявленные требования.
При этом арбитражный суд области исходил из того, что в обороте ограничены не все земли транспорта, а только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта; доказательств того, что заявитель является организацией транспорта, ТУФА УГИ не представило; факт расположения спорного земельного участка (с кадастровым номером 68:06:2506001:4) вне пределов полос отвода автомобильных дорог нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемого отказа ТУФА УГИ в предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу абзаца 1 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическим лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Арбитражным судом установлено и признается участвующими в деле лицами, что ЗАО "Тамбовнефтепродукт" является собственником АЗС.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5. 8, 5.36 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 заявителем был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4 весь земельный участок расположен в землях категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования - для размещения АЗС.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
- - земли промышленности;
- - земли энергетики;
- - земли транспорта;
- - земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- - земли для обеспечения космической деятельности;
- - земли обороны и безопасности;
- - земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
- - размещения автомобильных дорог;
- - объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
- - установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу ч. 3.1 ст. 90 ЗК РФ к землям транспорта относятся земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог. Придорожные полосы создаются для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечение безопасности граждан. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляется в соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что ограниченными в обороте являются не все земли транспорта, а только те, что предоставлены для нужд организаций транспорта.
Доказательств того, что заявитель является организацией транспорта, ТУФА УГИ не представило.
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. (с изменениями от 28.11.2011 г.) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки автотранспортных средств).
В силу п. 16 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Статьей 26 Закона N 257-ФЗ установлено, что территория, прилегающая с обеих сторон к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков, является придорожной полосой. Размеры придорожных полос устанавливаются в зависимости от категории дороги на уровне федерального закона. Указанные размеры не подлежат увеличению или уменьшению. Для автомобильных дорог, за исключением автодорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Порядок установления и использования придорожных полос соответствующего значения могут устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Как следует из акта экспертизы от 30.10.2013, АЗС N 16 ЗАО "Тамбовнефтепродукт" находится в границах земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4. Автомобильная дорога регионального значения 68ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области располагается на земельном участке, не учтенном в ГКН. Границы полосы отвода указанной автомобильной дороги в районе местоположения земельного участка, используемого для эксплуатации АЗС N 16, определены в соответствии с материалами инвентаризации земель Управления автодорогами Тамбовской области, Автодорога федерального значения "Тамбов-Пенза", "Подъезд к г. Кирсанов" (западный), их переделы составляют 22 м. Полоса отвода автомобильной дороги федерального значения 1Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (в районе местоположения земельного участка, используемого для эксплуатации АЗС 16) находится в границах земельного участка с кадастровым номером 68:06:0000000:178. Земельные участки с кадастровым номером 68:06:2506001:4 и расположенные под полосами отвода автомобильных дорог федерального значения 1Р-208 и 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (кадастровый номер 68:06:0000000:178) и регионального значения 68ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области не имеют наложений друг на друга, их границы не пересекаются и не имеют общих точек.
Таким образом, подтвержден факт расположения спорного земельного участка (с кадастровым номером 68:06:2506001:4) вне пределов полос отвода автомобильных дорог.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа ТУФА УГИ нормам Земельного кодекса РФ и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2011 г. до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Заявитель обратился за выкупом земельного участка 28.12.2011, т.е. до 01.07.2012.
Как следует из материалов дела в соответствии с приказом N 41 от 31.03.1989 на базе Тамбовского управления Госкомнефтепродукта РСФСР образовано Тамбовское объединение по обеспечению нефтепродуктами Госкомнефтепродукта РСФСР (Тамбовнефтепродукт); распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 12.10.1993, приказом N 168 от 19.10.1993 Тамбовское объединение по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Тамбовнефтепродукт", утвержден план приватизации; 18.11.1997 изменена организационно-правовая форма с АООТ на ОАО, 18.06.2002 решением N 1 ОАО "Тамбовнефтепродукт" общество преобразовано в ЗАО.
В материалы дела заявителем представлен план приватизации государственного предприятия "Тамбовнефтепродукт" (л.д. 131-161 т. 5). Таким образом, заявитель является собственником зданий и сооружений, образующих комплекс АЗС N 16, ранее отчужденных ему из государственной собственности. Спорный земельный участок расположен не в городе с населением более 3 миллионов человек, т.е. выкупная цена земельного участка определяется в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из кадастрового паспорта кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 4 283 086,83 руб.; два с половиной процента от данной кадастровой стоимости составляет 107077,17 руб. Таким образом, выкупная цена заявителем определена верно.
В силу положений ч. 6 ст. 36 ЗК РФ орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, суд области правомерно обязал ТУФА УГИ восстановить права заявителя, за защитой которых он обратился, путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности спорного земельного участка, подготовки и направления ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ (то есть признакам оферты) с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о незаконном изменении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" оснований и предмета спора при уточнении своих требований являются несостоятельными.
Из заявления Общества в суд б/н от 18.12.2013 следует, что предмет спора по делу ЗАО "Тамбовнефтепродукт" остался прежним - признание незаконными действий ответчика, оформленных письмом N 8328/177 от 26.01.2012 и выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" спорного земельного участка.
Изменение способа восстановления нарушенного права в части условия о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ изменением основания спора не является, поскольку не требует правовой оценки новых фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 по делу N А64-3909/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2014 ПО ДЕЛУ N А64-3909/2012
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N А64-3909/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от закрытого акционерного Ляпин М.Н. по доверенности N ТНП -
общества 14/85,
"Тамбовнефтепродукт":
от территориального представители не явились, доказательства
управления Федерального надлежащего извещения имеются в
агентства по управлению материалах дела,
государственным имуществом в
Тамбовской области:
от ФКУ "Управление представители не явились, доказательства
автомобильной магистрали надлежащего извещения имеются в
Москва-Волгоград Федерального материалах дела,
дорожного агентства" (ФКУ
Упрдор "Каспий"):
от ТОГКУ представители не явились, доказательства
"Тамбовавтодор": надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
от Администрации представители не явились, доказательства
Кирсановского района надлежащего извещения имеются в
Тамбовской области: материалах дела,
от ООО "Агентство представители не явились, доказательства
недвижимости "Адрес": надлежащего извещения имеются в
от ФБУ "Кадастровая материалах дела,
земельная палата по Тамбовской представители не явились, доказательства
области": надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 по делу N А64-3909/2012 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт" (ОГРН 1026800056975, ИНН 6831004608), г. Тамбов к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области по отказу в принятии решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) земельного участка, третьи лица: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий"), г. Тамбов, ТОГКУ "Тамбовавтодор", г. Тамбов, Администрация Кирсановского района Тамбовской области, г. Кирсанов, ООО "Агентство недвижимости "Адрес", г. Тамбов, ФБУ "Кадастровая земельная палата по Тамбовской области", г. Тамбов,
установил:
ЗАО "Тамбовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании действий, оформленных письмом N 8328/177 от 26.01.2012 и выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, незаконными и обязании ТУФА УГИ восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении заявителю на праве собственности вышеуказанный земельный участок, подготовки и направления заявителю в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 г. в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Решение суда от 02.10.2012 в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2013 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
В ходе нового судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просит:
- признать действия действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, оформленные письмом N 8328/177 от 26.01.2012 г. и выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной (федеральной) собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, незаконными;
- обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Тамбовнефтепродукт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4, подготовки и направления ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ (то есть признакам оферты) с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 (ста семи тысячам семидесяти семи) рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Считая названное решение незаконным и необоснованным, ТУФАС УГИ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что:
- - понятие "земельные участки, предоставленные для нужд организации транспорта" не дано ни в одном акте действующего законодательства Российской Федерации;
- - истец, уточняя заявленные требования, в нарушение положений ст. 49 АПК РФ одновременно изменил предмет и основания иска;
- - до момента вступления в законную силу решения по делу А64-3909/2012 отказ Территориального управления незаконным не может быть признан;
- - выкупная цена земельных участков должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта.
В судебное заседание представители ТУФА УГИ не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель ЗАО "Тамбовнефтепродукт" против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель ФКУ Упрдор "Каспий", ТОГКУ "Тамбовавтодор", Администрации Кирсановского района Тамбовской области, ООО "Агентство недвижимости "Адрес", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителя ЗАО "Тамбовнефтепродукт", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит АЗС N 16, расположенная по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира (87 км, автодорога Тамбов-Пенза), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.03.2009, 23.07.2009, 08.07.2010 (л.д. 37-47 т. 1).
Данная АЗС размещалась на земельном участке с кадастровым номером 68:06:2506001:4, общей площадью 11198,73 кв. м, представленном государственному предприятию по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" (после приватизации - общество) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлениями Администрации Кирсановского района Тамбовской области N 539 от 16.07.2001 и N 268 от 18.04.2002 земельный участок под АЗС N 16 представлялся обществу в аренду.
После проведения землеустраительных работ в связи с реконструкцией АЗС постановлением администрации Кирсановского района N 383 от 31.05.2002 земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514,45 кв. м был предоставлен заявителю в аренду.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв. м, весь земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения с видом разрешенного использования - для размещения АЗС, кадастровая стоимость земельного участка - 4 283 086,83 руб. (л.д. 42 т. 1)
На основании распоряжения Правительства РФ N 1901-р от 23.12.2003 на вышеуказанный сформированный земельный участок (Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, Калаисский с/совет, (5-й район) - за пределами участка; участок находится в 2225 м к северо-западу от ориентира; площадь 1,0514 га) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, свидетельство о регистрации права 68АА219455 от 01.03.2004 (л.д. 32 т. 1).
Распоряжением Теруправления от 01.04.2004 N 74-р данный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 3 года, потом договор аренды продлен до 26.11.2030 (л.д. 36-41 т. 1).
Заявитель обратился в ТУФА УГИ с заявлением N 3104 от 28.12.2011 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв. м, расположенный под зданиями и сооружениями АЗС N 16.
ТУФА УГИ отказало обществу в представлении участка в собственность, обосновывая свой отказ тем, что данный земельный участок относится к землям, предназначенным для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта; согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и представленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте; п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Заявитель считает, что действия ТУФА УГИ по отказу в принятии решения о представлении Обществу права собственности на земельный участок противоречат п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 36, ст. 27, п. 4 ст. 28, п. 3 ст. 87, пп. 3 п. 3.1 ст. 90 Земельного кодекса РФ.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в арбитражный суд за защитой своих прав с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области при повторном рассмотрении дела удовлетворил заявленные требования.
При этом арбитражный суд области исходил из того, что в обороте ограничены не все земли транспорта, а только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта; доказательств того, что заявитель является организацией транспорта, ТУФА УГИ не представило; факт расположения спорного земельного участка (с кадастровым номером 68:06:2506001:4) вне пределов полос отвода автомобильных дорог нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемого отказа ТУФА УГИ в предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу абзаца 1 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическим лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Арбитражным судом установлено и признается участвующими в деле лицами, что ЗАО "Тамбовнефтепродукт" является собственником АЗС.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5. 8, 5.36 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 заявителем был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4 весь земельный участок расположен в землях категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования - для размещения АЗС.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
- - земли промышленности;
- - земли энергетики;
- - земли транспорта;
- - земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- - земли для обеспечения космической деятельности;
- - земли обороны и безопасности;
- - земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
- - размещения автомобильных дорог;
- - объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
- - установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу ч. 3.1 ст. 90 ЗК РФ к землям транспорта относятся земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог. Придорожные полосы создаются для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечение безопасности граждан. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляется в соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что ограниченными в обороте являются не все земли транспорта, а только те, что предоставлены для нужд организаций транспорта.
Доказательств того, что заявитель является организацией транспорта, ТУФА УГИ не представило.
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. (с изменениями от 28.11.2011 г.) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки автотранспортных средств).
В силу п. 16 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Статьей 26 Закона N 257-ФЗ установлено, что территория, прилегающая с обеих сторон к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков, является придорожной полосой. Размеры придорожных полос устанавливаются в зависимости от категории дороги на уровне федерального закона. Указанные размеры не подлежат увеличению или уменьшению. Для автомобильных дорог, за исключением автодорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Порядок установления и использования придорожных полос соответствующего значения могут устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Как следует из акта экспертизы от 30.10.2013, АЗС N 16 ЗАО "Тамбовнефтепродукт" находится в границах земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4. Автомобильная дорога регионального значения 68ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области располагается на земельном участке, не учтенном в ГКН. Границы полосы отвода указанной автомобильной дороги в районе местоположения земельного участка, используемого для эксплуатации АЗС N 16, определены в соответствии с материалами инвентаризации земель Управления автодорогами Тамбовской области, Автодорога федерального значения "Тамбов-Пенза", "Подъезд к г. Кирсанов" (западный), их переделы составляют 22 м. Полоса отвода автомобильной дороги федерального значения 1Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (в районе местоположения земельного участка, используемого для эксплуатации АЗС 16) находится в границах земельного участка с кадастровым номером 68:06:0000000:178. Земельные участки с кадастровым номером 68:06:2506001:4 и расположенные под полосами отвода автомобильных дорог федерального значения 1Р-208 и 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (кадастровый номер 68:06:0000000:178) и регионального значения 68ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области не имеют наложений друг на друга, их границы не пересекаются и не имеют общих точек.
Таким образом, подтвержден факт расположения спорного земельного участка (с кадастровым номером 68:06:2506001:4) вне пределов полос отвода автомобильных дорог.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа ТУФА УГИ нормам Земельного кодекса РФ и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2011 г. до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Заявитель обратился за выкупом земельного участка 28.12.2011, т.е. до 01.07.2012.
Как следует из материалов дела в соответствии с приказом N 41 от 31.03.1989 на базе Тамбовского управления Госкомнефтепродукта РСФСР образовано Тамбовское объединение по обеспечению нефтепродуктами Госкомнефтепродукта РСФСР (Тамбовнефтепродукт); распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 12.10.1993, приказом N 168 от 19.10.1993 Тамбовское объединение по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Тамбовнефтепродукт", утвержден план приватизации; 18.11.1997 изменена организационно-правовая форма с АООТ на ОАО, 18.06.2002 решением N 1 ОАО "Тамбовнефтепродукт" общество преобразовано в ЗАО.
В материалы дела заявителем представлен план приватизации государственного предприятия "Тамбовнефтепродукт" (л.д. 131-161 т. 5). Таким образом, заявитель является собственником зданий и сооружений, образующих комплекс АЗС N 16, ранее отчужденных ему из государственной собственности. Спорный земельный участок расположен не в городе с населением более 3 миллионов человек, т.е. выкупная цена земельного участка определяется в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из кадастрового паспорта кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 4 283 086,83 руб.; два с половиной процента от данной кадастровой стоимости составляет 107077,17 руб. Таким образом, выкупная цена заявителем определена верно.
В силу положений ч. 6 ст. 36 ЗК РФ орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, суд области правомерно обязал ТУФА УГИ восстановить права заявителя, за защитой которых он обратился, путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности спорного земельного участка, подготовки и направления ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п. 2 ст. 160 и п. 2 ст. 434 и п. 1 ст. 435 ГК РФ (то есть признакам оферты) с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о незаконном изменении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" оснований и предмета спора при уточнении своих требований являются несостоятельными.
Из заявления Общества в суд б/н от 18.12.2013 следует, что предмет спора по делу ЗАО "Тамбовнефтепродукт" остался прежним - признание незаконными действий ответчика, оформленных письмом N 8328/177 от 26.01.2012 и выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" спорного земельного участка.
Изменение способа восстановления нарушенного права в части условия о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 и равной 107077 рублям 17 копейкам, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ изменением основания спора не является, поскольку не требует правовой оценки новых фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2014 по делу N А64-3909/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)