Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2247/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. по делу N 33-2247/2014


Судья: Доценко И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Толмосовой А.А.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Н.М.П. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Н.М.П. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 509 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, которая была выдана заявителю ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Н.М.П. получила кадастровый паспорт земельного участка и приобщила его к пакету документов, находящихся в Министерстве имущественных отношений Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об отказе в предоставлении Н.М.П. испрашиваемого земельного участка.
Однако, Н.М.П. считает, что после предоставления кадастрового паспорта, Министерство имущественных отношений вправе только лишь признать право собственности или отказать в этом.
Ссылаясь на изложенное, просит суд признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении Н.М.П. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 509 кв. м, для садоводства, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Н.М.П. в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Н.М.П. в лице представителя по доверенности Л. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представитель Н.М.П. по доверенности Л. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Х.в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п. 5 Приложения N 2 данного Порядка, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке; сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Как следует из п. 2.4 в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно п. 3.3 указанного выше Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Суд установил, что в материалах дела отсутствует информация о предоставлении заявителю в период 1992-1998 гг. земельных участков, что подтверждается, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, также отсутствует информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах на испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Н.М.П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 509 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство, приложив, в том числе, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из Управления Росреестра по Самарской области, схему расположения испрашиваемого земельного участка с красными линиями.
Из материалов дела усматривается, что по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N в границах красных линий не находится, к территории общего пользования не относится.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 509 кв. м, по адресу: <адрес>.
Суд первой инстанции установил, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем в Министерство имущественных отношений Самарской области представлен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 509 кв. м, с кадастровым номером N.
Согласно акта осмотра испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Самарской области "Региональный деловой центр" установлено, что участок огорожен забором, на земельном участке имеется дачный деревянный дом.
Суд установил, что Н.М.П. была извещена ДД.ММ.ГГГГ о проведении осмотра земельного участка, что подтверждается представленными в суд документами.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Н.М.П. уведомление об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 509 кв. м, используемого под садоводство, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится деревянный дом.
Из заключения ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что садовый домик, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу, по своим техническим характеристикам является временным объектом и не относится к объектам капитального строительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем не представлены в Министерство имущественных отношений документы, которые необходимо было предоставить согласно п. 5 приложения N 2 Порядка при подаче заявления о предоставлении земельного участка, а именно заключение ФГУП "Ростехинвентаризация-Федералъное БТИ" о статусе расположенного на испрашиваемом участке садового домика как временного объекта, данное заключение от 21.11.2013 года представлено заявителем только при рассмотрении настоящего дела судом, хотя обязанность по предоставлению требуемых документов в случае наличия на испрашиваемом земельном участке каких-либо строений возложена на заявителя.
Также суд верно указал, что Н.М.П. было известно о нахождении на испрашиваемом ею земельном участке указанного объекта, что подтверждается пояснениями представителя заявителя в судебном заседании, после проведения ДД.ММ.ГГГГ осмотра, о котором она была уведомлена, однако в Министерство имущественных отношений Самарской области какие-либо документы представлены не были.
Оценив представленные доказательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, поскольку Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы Н.М.П. не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение установленного Порядка после получения кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок отказало заявителю в предоставлении земельного участка, несостоятельны, поскольку противоречат п. 3.3 Постановления Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены состоявшегося решения суда, основаны на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)