Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд"
апелляционное производство N 05АП-14477/2014
на решение от 24.09.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-20439/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2008)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Администрация города Владивостока
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от ООО "Сити - Лэнд": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 14.04.2014, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.04.2014 N 27/1-1-1543, сроком до 31.12.2014, удостоверение;
- от администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.03.2014 N 1-3/893, сроком до 31.12.2014, удостоверение;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 05.06.2014 N 10062/20у об отказе в выборе земельного участка площадью 2008 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Одесская, 9, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина и обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее -УГА г. Владивостока) обеспечить выбор земельного участка площадью 2008 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Одесская, 9, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Сити - Лэнд" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает, что при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 25:25:030006:14, обстоятельство наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок стоящий на кадастровом учете, не могло послужить основанием для вывода суда о невозможности обеспечения выбора.
В судебном заседании представитель ООО "Сити - Лэнд" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока заявила ходатайство о приобщении к материалам дела постановления администрации г. Владивостока N 624 от 05.04.2011 "Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе ул. Фастовская,33 города Владивостока", письма УГА г. Владивостока от 10.12.2014, содержащего информации в отношении земельного участка в районе ул. Одесская,9, фрагмента проекта планировки территории на территории г. Владивостока, с отображением испрашиваемого земельного участка.
Учитывая то обстоятельство, что перечисленные выше документы, представленные на стадии апелляционного обжалования, существенно влияют на установление фактических обстоятельств по делу и их оценку, суд апелляционной инстанции вынужден принять данные доказательства и учесть их при вынесении постановления в соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку отказ в принятии данных доказательств в рассматриваемой ситуации приведет к вынесению незаконного и необоснованного постановления, что не соответствует целям судопроизводства в арбитражных судах, в связи с чем удовлетворил заявленное ходатайство.
Из материалов дела судом установлено, что 15.04.2014 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта, приблизительной площадью 2008 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Одесская, 9, для строительства объекта - магазин.
05.05.2013 Департамент письмом N 20/03/02-11/14436 обратился на имя главы г. Владивостока об обеспечении выбора земельного участка с приложением документов, полученных от общества.
В дополнение к ранее поданному заявлению, 19.05.2014 общество направило в адрес УГА г. Владивостока заявление об обеспечением выбора земельного участка площадью 2008 кв. м, для строительства магазина с приложением топографической съемки и схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 05.06.2014 N 10062/20у УГА сообщило заявителю о невозможности обеспечения выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что согласно представленному топографическому материалу границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 города Владивостока, утвержденные постановлением администрации города Владивостока от 31.07.2013 N 2221 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33, города Владивостока", указав, что в настоящее время проводится согласование проекта планировки территорий в районе ул. Фастовская, 33 после утверждения которой будут утверждены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, УГА г. Владивостока отказало в выдаче акта о выборе земельного участка, расположенного в районе ул. Одесская, 9, для строительства магазина с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с отказом УГА г. Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 ГрК РФ).
Из изложенного следует, что, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки территории, то земельные участки в границах такой территории подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренного проектом планировки.
Как указывалось, основанием для отказа Обществу в выдаче акта о выборе земельного участка явилось то обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планировки территории в районе ул. Фастовская,33 г. Владивостока, утвержденные постановлением администрации г. Владивостока от 31.07.2013 N 2221 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33, города Владивостока".
Суд первой инстанции, признавая положенное в обоснование оспариваемого отказа обстоятельство необоснованным, исходил из того, что в отношении территории в районе ул. Фастовская,33, г. Владивостока, проект планировки не утвержден, факт подготовки проектной документации по планировке указанной территории, правомерно не признан судом первой инстанции препятствием для выбора испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Из представленных в суд апелляционной инстанции доказательств установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого Постановлением администрации г. Владивостока от 05.04.2011 N 624 "Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе ул. Фастовская,33 города Владивостока", утверждена документация по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке. Названное постановление и проект планировки размещены на официальном сайте администрации г. Владивостока (www.vlc.ru) в сети Интернет.
Согласно представленному фрагменту проекта планировки территории на территории г. Владивостока от 08.12.2014 спорный земельный участок располагается в зоне размещения объектов социально-культурного назначения районного значения.
Следовательно, данный земельный участок подлежит предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объекта, параметры и назначение которого предусмотрено проектом планировки.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
По правилам части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса проекты межевания территорий разрабатываются на основании проекта планировки территории.
Из изложенного следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования, и его основной задачей является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
В этой связи наличие проекта планировки является достаточным основанием для предоставления земельных участков в границах территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренных указанным проектом.
Оценивая возможность выбора земельного участка по заявлению общества, суд первой инстанции правомерно учел, что согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе ул. Одесская,9, в г. Владивостоке, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:030006:14. Факт наложения обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок невозможно.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:14 не зарегистрированы, следовательно, по мнению общества, отсутствуют препятствия для формирования испрашиваемого им участка, коллегией отклоняется с учетом расположения участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки.
Кроме того, коллегия признает указанный довод несостоятельным, поскольку, процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2014 по делу N А51-20439/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 N 05АП-14477/2014 ПО ДЕЛУ N А51-20439/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. N 05АП-14477/2014
Дело N А51-20439/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд"
апелляционное производство N 05АП-14477/2014
на решение от 24.09.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-20439/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2008)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Администрация города Владивостока
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от ООО "Сити - Лэнд": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 14.04.2014, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.04.2014 N 27/1-1-1543, сроком до 31.12.2014, удостоверение;
- от администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.03.2014 N 1-3/893, сроком до 31.12.2014, удостоверение;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 05.06.2014 N 10062/20у об отказе в выборе земельного участка площадью 2008 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Одесская, 9, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина и обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее -УГА г. Владивостока) обеспечить выбор земельного участка площадью 2008 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Одесская, 9, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Сити - Лэнд" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает, что при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 25:25:030006:14, обстоятельство наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок стоящий на кадастровом учете, не могло послужить основанием для вывода суда о невозможности обеспечения выбора.
В судебном заседании представитель ООО "Сити - Лэнд" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока заявила ходатайство о приобщении к материалам дела постановления администрации г. Владивостока N 624 от 05.04.2011 "Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе ул. Фастовская,33 города Владивостока", письма УГА г. Владивостока от 10.12.2014, содержащего информации в отношении земельного участка в районе ул. Одесская,9, фрагмента проекта планировки территории на территории г. Владивостока, с отображением испрашиваемого земельного участка.
Учитывая то обстоятельство, что перечисленные выше документы, представленные на стадии апелляционного обжалования, существенно влияют на установление фактических обстоятельств по делу и их оценку, суд апелляционной инстанции вынужден принять данные доказательства и учесть их при вынесении постановления в соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку отказ в принятии данных доказательств в рассматриваемой ситуации приведет к вынесению незаконного и необоснованного постановления, что не соответствует целям судопроизводства в арбитражных судах, в связи с чем удовлетворил заявленное ходатайство.
Из материалов дела судом установлено, что 15.04.2014 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта, приблизительной площадью 2008 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Одесская, 9, для строительства объекта - магазин.
05.05.2013 Департамент письмом N 20/03/02-11/14436 обратился на имя главы г. Владивостока об обеспечении выбора земельного участка с приложением документов, полученных от общества.
В дополнение к ранее поданному заявлению, 19.05.2014 общество направило в адрес УГА г. Владивостока заявление об обеспечением выбора земельного участка площадью 2008 кв. м, для строительства магазина с приложением топографической съемки и схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 05.06.2014 N 10062/20у УГА сообщило заявителю о невозможности обеспечения выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что согласно представленному топографическому материалу границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 города Владивостока, утвержденные постановлением администрации города Владивостока от 31.07.2013 N 2221 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33, города Владивостока", указав, что в настоящее время проводится согласование проекта планировки территорий в районе ул. Фастовская, 33 после утверждения которой будут утверждены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, УГА г. Владивостока отказало в выдаче акта о выборе земельного участка, расположенного в районе ул. Одесская, 9, для строительства магазина с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с отказом УГА г. Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 ГрК РФ).
Из изложенного следует, что, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки территории, то земельные участки в границах такой территории подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренного проектом планировки.
Как указывалось, основанием для отказа Обществу в выдаче акта о выборе земельного участка явилось то обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планировки территории в районе ул. Фастовская,33 г. Владивостока, утвержденные постановлением администрации г. Владивостока от 31.07.2013 N 2221 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33, города Владивостока".
Суд первой инстанции, признавая положенное в обоснование оспариваемого отказа обстоятельство необоснованным, исходил из того, что в отношении территории в районе ул. Фастовская,33, г. Владивостока, проект планировки не утвержден, факт подготовки проектной документации по планировке указанной территории, правомерно не признан судом первой инстанции препятствием для выбора испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Из представленных в суд апелляционной инстанции доказательств установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого Постановлением администрации г. Владивостока от 05.04.2011 N 624 "Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе ул. Фастовская,33 города Владивостока", утверждена документация по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке. Названное постановление и проект планировки размещены на официальном сайте администрации г. Владивостока (www.vlc.ru) в сети Интернет.
Согласно представленному фрагменту проекта планировки территории на территории г. Владивостока от 08.12.2014 спорный земельный участок располагается в зоне размещения объектов социально-культурного назначения районного значения.
Следовательно, данный земельный участок подлежит предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объекта, параметры и назначение которого предусмотрено проектом планировки.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
По правилам части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса проекты межевания территорий разрабатываются на основании проекта планировки территории.
Из изложенного следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования, и его основной задачей является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
В этой связи наличие проекта планировки является достаточным основанием для предоставления земельных участков в границах территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренных указанным проектом.
Оценивая возможность выбора земельного участка по заявлению общества, суд первой инстанции правомерно учел, что согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе ул. Одесская,9, в г. Владивостоке, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:030006:14. Факт наложения обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок невозможно.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:14 не зарегистрированы, следовательно, по мнению общества, отсутствуют препятствия для формирования испрашиваемого им участка, коллегией отклоняется с учетом расположения участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки.
Кроме того, коллегия признает указанный довод несостоятельным, поскольку, процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2014 по делу N А51-20439/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)