Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2015 ПО ДЕЛУ N А57-4530/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу N А57-4530/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от 31.07.2014 N 01-03/89, представителя администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" Герасимовой С.О., действующей на основании доверенности от 06.11.2014 N 115, представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Курышева А.И., действующего на основании доверенности от 17.09.2014 N 15-14/24379, представителей комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Животиковой Ю.О., действующей на основании доверенности от 05.06.2014 N 06-09-26/1611, Животикова А.О., действующего на основании доверенности от 16.06.2014 N 06-09-26/1665,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2014 года по делу N А57-4530/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сквер-3" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 107, ОГРН 1026402663121, ИНН 6452072604)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитету по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004)
о признании недействительным постановления N 3225 от 04.12.2013, об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сквер-3" (далее - ООО "Сквер-3", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 04.12.2013 N 3225 "Об отказе ООО "Сквер-3" в предоставлении в аренду земельного участка во Фрунзенском районе для целей, не связанных со строительством", об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения по данному делу принять решение о предоставлении в аренду сроком на двадцать пять лет для целей, не связанных со строительством, земельный участок площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенный по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., во Фрунзенском районе г. Саратова.
Решением суда первой инстанции от 15 июля 2014 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2013 N 3225 об отказе ООО "Сквер-3" в предоставлении в аренду земельного участка во Фрунзенском районе для целей, не связанных со строительством, обязал орган местного самоуправления в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения по данному делу принять решение о предоставлении в аренду сроком на двадцать пять лет для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., во Фрунзенском районе г. Саратова.
Кроме того, с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Администрация, комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым судебным актом и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления ООО "Сквер-3" в полном объеме.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.05.2014 N 1483 земельный участок площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенный по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., во Фрунзенском районе г. Саратова, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" для целей, не связанных со строительством.
10.07.2014 право постоянного (бессрочного) пользования администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.09.2014 N 90-2794549.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2014 года по делу N А57-4530/2014 затрагивает права и охраняемые законом интересы администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", не привлеченной к участию в рассматриваемом деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 22 октября 2014 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А57-4530/2014 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов".
В судебном заседании представители администрации, комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" возражали против доводов, изложенных в заявлении ООО "Сквер-3", просили в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
ООО "Сквер-3" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления ООО "Сквер-3", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 19.11.2003 на основании постановления мэра г. Саратова от 26.09.2003 N 687-198 между администрацией г. Саратова (Арендатор) и ООО "Сквер-3" (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 1654, по условиям которого ООО "Сквер-3" в аренду сроком на 3 года передан земельный участок площадью 1701 кв. м, с кадастровым номером 64:48:060209:0072, расположенный по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., разрешенное использование - временные торговые ряды с последующей реконструкцией.
Государственная регистрация данного договора произведена 26.12.2003.
06.12.2004 администрацией г. Саратов и обществом заключено соглашение N 1 об изменении договора аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, пунктом 1 которого определено площадь земельного участка считать равной 1 693 кв. м, кадастровый номер - 64:48:060209:0081.
20.12.2004 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области произведена государственная регистрации указанного соглашения.
03.06.2005 администрацией г. Саратов и обществом заключено соглашение N 2 об изменении договора аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, в соответствии с которым определен срок аренды - 10 лет.
24.09.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области произведена государственная регистрации указанного соглашения.
30.11.2007 администрацией г. Саратов и обществом заключено соглашение N 3 об изменении договора аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, в соответствии с которым стороны определили кадастровый номер арендуемого земельного участка вместо "64:48:060209:0081" читать "64:48:060209:0136".
12.12.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области произведена государственная регистрации указанного соглашения.
05.07.2007 администрацией г. Саратова принято постановление N 515, в соответствии с которым ООО "Сквер-3" выдано разрешение на право организации по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., д. 1, универсального рынка сроком до 01.01.2010.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.06.2010 N 1593 срок действия разрешения на право организации универсального рынка по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., д. 1, выданного ООО "Сквер-3" продлен до 01.01.2013.
Судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что срок действия договора аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654 с учетом внесенных в него изменений истек 26.12.2013.
07.11.2013 ООО "Сквер-3" обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на двадцать пять лет для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения отдельно стоящих объектов торговли общей площадью от 75 до 150 кв. м, земельный участок площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенный по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., во Фрунзенском районе г. Саратова, с разрешенным использованием - временные открытые торговые ряды.
Постановлением от 04.12.2013 N 3225 администрация отказала ООО "Сквер-3" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, размещение нестационарных торговых объектов на данном земельном участке Схемой размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено.
ООО "Сквер-3", полагая, что постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2013 N 3225 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО "Сквер-3" по следующим основаниям.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю (пункты 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о передаче заявителю земельного участка в аренду с учетом зонирования территорий.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки), которые в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки, испрашиваемый ООО "Сквер-3" земельный участок с кадастровым номером 64:48:060209:136 полностью расположен в границах территории общего пользования.
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3). Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов".
Данное Положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.5. названного Положения, земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения.
Согласно пункту 1.7. указанного Положения, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается также для размещения нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов возможно только в случае нахождения его в Схеме размещения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.07.2010 N 1635 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.03.2011 N 516 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы.
Из указанных Схем размещения усматривается, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенный по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., в Схемы размещения не включен и не предназначен для размещения нестационарных торговых объектов - торговых павильонов.
Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.03.2011 N 516 опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещено на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По своей правовой природе Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы является муниципальным правовым актом и в силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) подлежит обязательному исполнению на всей территории соответствующего муниципального образования.
Согласно статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе, судом.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.03.2011 N 516, в настоящее время является действующей.
Таким образом, отсутствие испрашиваемого ООО "Сквер-3" земельного участка в Схеме размещения нестационарных торговых объектов в силу закона исключает возможность предоставления данного земельного участка из состава земель общего пользования для размещения отдельно стоящих объектов торговли.
В обоснование своей позиции ООО "Сквер-3" указывает, что поскольку размещение на спорном земельном участке объектов торговли и их эксплуатация были разрешены обществу до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы, невключение в Схему земельного участка, используемого обществом под размещение указанных торговых объектов противоречит положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, что следует из заявления общества в суд (т. 1, л.д. 10).
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя.
ООО "Сквер-3" в своем заявлении по существу оспаривает законность муниципального правового акта.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый правовой акт был принят и опубликован в 2011 году. Следовательно, общество узнало о нарушении своих прав муниципальным правовым актом в 2011 году. Каких-либо уважительных причин пропуска трехмесячного срока его судебного оспаривания ООО "Сквер-3" суду не представило. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется. С заявлениями о включении спорного земельного участка в Схему размещения общество к администрации не обращалось.
Кроме того, указанный муниципальный правовой акт не может быть признан противоречащим федеральному закону и по существу.
Согласно частям 3 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с абзацем 3 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) определяет порядок пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, разработка и утверждение Схемы является формой исполнения государственных полномочий по распоряжению такими земельными участками, возложенных на орган местного самоуправления федеральным законом.
В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ исполнение указанных государственных полномочий осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из интересов населения, в пределах, установленных федеральными законами.
Судебная коллегия находит, что часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ устанавливает ограничение в осуществлении органом местного самоуправления государственных полномочий по распоряжению земельными участками, заключающееся только в установлении запрета на досрочное прекращение или изменение правоотношений, сложившихся в связи с размещением на земельных участках нестационарных торговых объектов до утверждения или изменения Схемы, вплоть до прекращения действия договоров на использование субъектами предпринимательской деятельности соответствующих земельных участков.
Однако положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ ни в коей мере не ограничивают установленное федеральным законом право органов местного самоуправления на самостоятельное, исходя из интересов населения, определение дальнейшей правовой судьбы земельных участков, право пользования которыми у субъектов предпринимательской деятельности прекратилось.
В противном случае единожды определенный вид использования конкретного земельного участка (для размещения нестационарных торговых объектов) никогда уже не может быть изменен органом местного самоуправления для использования в других целях, исходя из интересов населения. Использование такого земельного участка субъектами предпринимательской деятельности в указанных целях продолжалось бы неограниченное время (бесконечно долго), что противоречило бы установленному пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основному принципу земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Иная цель использования спорного земельного участка после прекращения арендных отношений с обществом определена в постановлении администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.05.2014 N 1483, согласно которому земельный участок предоставлен администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" в постоянное (бессрочное) пользование для размещения парков культуры и отдыха, городских садов, скверов (размещение клумб, газонов, посадка деревьев в целях благоустройства территории).
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления оснований для предоставления ООО "Сквер-3" испрашиваемого земельного участка для целей размещения нестационарных торговых объектов, оспариваемое постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2013 N 3225 "Об отказе ООО "Сквер-3" в предоставлении в аренду земельного участка во Фрунзенском районе для целей, не связанных со строительством" не противоречит положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ООО "Сквер-3" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N А57-4530/2014 до рассмотрения Арбитражным судом Саратовской области дел N А57-25410/2014, N А57-25475/2014.
В обоснование заявленного ходатайства общество указало, что предметом спора по делам N А57-25410/2014, N А57-25475/2014 является законность предоставления администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1693 кв. м с кадастровым номером 64:48:060209:136, расположенным по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд приостанавливает производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Как следует из представленного в материалы дела искового заявления ООО "Сквер-3", требования общества в рамках дел N А57-25410/2014, N А57-25475/2014 основаны на ничтожности сделки по передаче спорного земельного участка администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" в постоянное бессрочное пользование.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в случае удовлетворения требований ООО "Сквер-3", заявленных в рамках дела N А57-4530/2014, суд вправе самостоятельно сделать вывод о ничтожности указанной сделки, в связи с чем судебные акты по делам N А57-25410/2014, N А57-25475/2014 не будут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО "Сквер-3" о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2013 N 3225 "Об отказе ООО "Сквер-3" в предоставлении в аренду земельного участка во Фрунзенском районе для целей, не связанных со строительством", оснований для оценки законности сделки по передаче спорного земельного участка администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" в постоянное бессрочное пользование у суда не имелось.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие в рассматриваемом случае оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия посчитал заявленное ООО "Сквер-3" ходатайство не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2014 года по делу N А57-4530/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сквер-3" отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)