Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим антимонопольное законодательство в связи с вынесением постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков. Органу местного самоуправления предписано отменить указанное постановление и принять меры по прекращению договорных отношений с третьим лицом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Павлова С.В., доверенность от 31.12.2014 N ДМ-021/20371,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" - Сунгатуллина А.Н., доверенность от 08.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-18315/2014
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций", Республика Татарстан, г. Казань,
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань
о признании недействительным решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014,
установил:
Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" (далее - ООО "ЗСК", общество), МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание УФАС по РТ от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014. В удовлетворении остальных требований заявителя отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполком, УФАС по РТ обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами. Исполком в своей жалобе просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований Исполкома о признании решения антимонопольного органа от 15.07.2014 N 06-140 недействительным. Антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения заявленных требований Исполкома.
Представитель заявителя, третьего лица МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по РТ поступило обращение гражданина с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Исполнительного комитета при предоставлении ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 для строительства производственной базы.
В целях установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РТ направлен запрос в адрес Исполкома.
По результатам анализа представленных документов антимонопольным органом установлено следующее.
Предоставление ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 происходило с предварительным согласованием по постановлению от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани с приложением акта выбора земельного участка на основании заявления ООО "ЗСК".
В сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 13.06.2013 N 23 ИКМО опубликовал копию постановления от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани", а не информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-140/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 15.07.2014 принято решение N 06-140/2014, которым действия Исполнительного комитета признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В тот же день заявителю выдано предписание по делу N 06-140/2014, которым предписано:
- отменить постановление от 09.09.2013 N 7907, на основании которого ООО "ЗСК" представлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656.
- принять меры по прекращению договорных отношений с ООО "ЗСК", в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:86563.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014 недействительными.
Судебные инстанции, рассматривая спор по существу, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный законом срок (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Из материалов дела видно, что при предоставлении Исполнительным комитетом земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков земельных участков не производится ни в одном печатном издании, в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Исполнительным комитетом производится опубликование лишь самого постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", что является не информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту, поскольку в нем отсутствует информация о возможности подачи заявок на получение этого участка иными лицами, равно как и о заявлении возражений.
Антимонопольным органом установлено, что предоставление ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 происходило с предварительным согласованием по постановлению от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани с приложением акта выбора земельного участка на основании заявления ООО "ЗСК".
Информация о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 опубликована в Сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 13.06.2013 N 23.
В ходе мониторинга вышеуказанного Сборника антимонопольным органом выявлено, что Исполнительный комитет опубликовал только копию постановления от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани", а не информационное сообщение, как того требует законодательство РФ.
Исходя из этой публикации, заинтересованные лица не имели возможности в полной мере воспользоваться своими правами, в том числе, участвовать в аукционе на земельные участки.
Таким образом, при предоставлении Исполнительным комитетом данных земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта для строительства, не соблюдены требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, и тем самым нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленный в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета антимонопольным органом правомерно установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках муниципального образования города Казани без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.
Оспариваемое предписание принято антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и направлено на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассмотренном случае договор заключен с нарушениями антимонопольного законодательства по вине Исполкома, в то же время каких-либо обстоятельств или условий, не позволяющих или препятствовавших на законных основаниях заключить этот договор для ООО "ЗСК" не существовало.
Процедура обращения с заявлением о выборе земельного участка ООО "ЗСК" соблюдена, к заявлению приложены необходимые документы, составлен акт выбора земельного участка.
Исполнение предписания в этой форме, которое изложено в предписании, подразумевает отказ от введения объекта в эксплуатацию и соответственно невозможность его использования по назначению, то есть нарушает права ООО "ЗСК" в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в предписании указывается, в том числе описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить, что корреспондирует пункт 3.147 Регламента, предусматривающего, что решение антимонопольного органа содержит, в том числе выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению.
Перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению, в силу названных требований должен быть перечислен в решении антимонопольного органа, тогда как в оспариваемом решении антимонопольного органа перечень действий, подлежащих включению в предписание, и их описание, отсутствуют, а содержится лишь общее указание на необходимость прекращения договорных отношений с ООО "ЗСК" в части аренды земельных участков.
Обоснованность выдачи предписания от 15.07.2014 в данном виде антимонопольным органом не подтверждена.
В этой связи суды правомерно удовлетворили требования заявителя о признании недействительным предписания комиссии УФАС по РТ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А65-18315/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2015 N Ф06-24018/2015, Ф06-24605/2015 ПО ДЕЛУ N А65-18315/2014
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим антимонопольное законодательство в связи с вынесением постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков. Органу местного самоуправления предписано отменить указанное постановление и принять меры по прекращению договорных отношений с третьим лицом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N Ф06-24018/2015
Дело N А65-18315/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Павлова С.В., доверенность от 31.12.2014 N ДМ-021/20371,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" - Сунгатуллина А.Н., доверенность от 08.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-18315/2014
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций", Республика Татарстан, г. Казань,
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань
о признании недействительным решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014,
установил:
Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" (далее - ООО "ЗСК", общество), МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание УФАС по РТ от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014. В удовлетворении остальных требований заявителя отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполком, УФАС по РТ обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами. Исполком в своей жалобе просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований Исполкома о признании решения антимонопольного органа от 15.07.2014 N 06-140 недействительным. Антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения заявленных требований Исполкома.
Представитель заявителя, третьего лица МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по РТ поступило обращение гражданина с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Исполнительного комитета при предоставлении ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 для строительства производственной базы.
В целях установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РТ направлен запрос в адрес Исполкома.
По результатам анализа представленных документов антимонопольным органом установлено следующее.
Предоставление ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 происходило с предварительным согласованием по постановлению от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани с приложением акта выбора земельного участка на основании заявления ООО "ЗСК".
В сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 13.06.2013 N 23 ИКМО опубликовал копию постановления от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани", а не информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-140/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 15.07.2014 принято решение N 06-140/2014, которым действия Исполнительного комитета признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В тот же день заявителю выдано предписание по делу N 06-140/2014, которым предписано:
- отменить постановление от 09.09.2013 N 7907, на основании которого ООО "ЗСК" представлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656.
- принять меры по прекращению договорных отношений с ООО "ЗСК", в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:86563.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014 недействительными.
Судебные инстанции, рассматривая спор по существу, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный законом срок (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Из материалов дела видно, что при предоставлении Исполнительным комитетом земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков земельных участков не производится ни в одном печатном издании, в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Исполнительным комитетом производится опубликование лишь самого постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", что является не информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту, поскольку в нем отсутствует информация о возможности подачи заявок на получение этого участка иными лицами, равно как и о заявлении возражений.
Антимонопольным органом установлено, что предоставление ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 происходило с предварительным согласованием по постановлению от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани с приложением акта выбора земельного участка на основании заявления ООО "ЗСК".
Информация о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 опубликована в Сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 13.06.2013 N 23.
В ходе мониторинга вышеуказанного Сборника антимонопольным органом выявлено, что Исполнительный комитет опубликовал только копию постановления от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани", а не информационное сообщение, как того требует законодательство РФ.
Исходя из этой публикации, заинтересованные лица не имели возможности в полной мере воспользоваться своими правами, в том числе, участвовать в аукционе на земельные участки.
Таким образом, при предоставлении Исполнительным комитетом данных земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта для строительства, не соблюдены требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, и тем самым нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленный в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета антимонопольным органом правомерно установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках муниципального образования города Казани без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.
Оспариваемое предписание принято антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и направлено на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассмотренном случае договор заключен с нарушениями антимонопольного законодательства по вине Исполкома, в то же время каких-либо обстоятельств или условий, не позволяющих или препятствовавших на законных основаниях заключить этот договор для ООО "ЗСК" не существовало.
Процедура обращения с заявлением о выборе земельного участка ООО "ЗСК" соблюдена, к заявлению приложены необходимые документы, составлен акт выбора земельного участка.
Исполнение предписания в этой форме, которое изложено в предписании, подразумевает отказ от введения объекта в эксплуатацию и соответственно невозможность его использования по назначению, то есть нарушает права ООО "ЗСК" в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в предписании указывается, в том числе описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить, что корреспондирует пункт 3.147 Регламента, предусматривающего, что решение антимонопольного органа содержит, в том числе выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению.
Перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению, в силу названных требований должен быть перечислен в решении антимонопольного органа, тогда как в оспариваемом решении антимонопольного органа перечень действий, подлежащих включению в предписание, и их описание, отсутствуют, а содержится лишь общее указание на необходимость прекращения договорных отношений с ООО "ЗСК" в части аренды земельных участков.
Обоснованность выдачи предписания от 15.07.2014 в данном виде антимонопольным органом не подтверждена.
В этой связи суды правомерно удовлетворили требования заявителя о признании недействительным предписания комиссии УФАС по РТ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А65-18315/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)