Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N 3-82/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, вследствие чего нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N 3-82/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Волошиной Е.В. при секретаре С., с участием представителя истца Ч., представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником данного земельного участка, согласно кадастровому паспорту от 14.12.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>., постановлением Правительства Хабаровского края N 273-пр с 01.01.2009 г. утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края, Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 г. N 367-Пр утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, в результате кадастровая стоимость данного земельного участка составила 3069855 руб. 06 коп., размер кадастровой стоимости участка определяет размер земельного налога, согласно отчета ЗАО "Независимая экспертиза и оценка" рыночная стоимость указанного земельного участка составляет по состоянию на 01.01.2007 г. 428 387 руб., экспертным заключением на отчет подтверждается рыночная стоимость данного земельного участка, то есть имеются правовые основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель истца Ч. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, вследствие чего истец платит слишком высокий земельный налог, просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может привести к невозможности его исполнения в связи с введением новых результатов кадастровой оценки земель на территории Хабаровского края с 01.01.2015 г.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. иск не признал и суду пояснил, что ФГБУ не является надлежащим ответчиком по делу, в их компетенцию не входят полномочия по установлению рыночной стоимости объектов недвижимости, функции по организации государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, ответчиком по делу должно быть Управление Росреестра по Хабаровскому краю, в случае удовлетворения требований истца ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исполнит решение суда.
Истец Г., представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, истец, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - по неизвестной суду причине. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю просил суд исключить Управление из числа ответчиков по делу, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не является действием, входящим в состав процедур, реализуемых в рамках проведения государственной кадастровой оценки, Управление не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в случае принятия решения судом об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости данная информация будет передана в орган кадастрового учета, который внесет ее в ГКН.
Согласно поступивших возражений представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре возражает против удовлетворения исковых требований истца, мотивируя тем, что размер средств кадастровой стоимости влияет на размер средств, поступающих в бюджет городского округа в качестве земельного налога, размер рыночной стоимости земельного участка, определенный в отчете ЗАО "Независимая экспертиза и оценка" необоснованно занижен, не соответствует действительным рыночным ценам на земельные участки, расположенные на территории города Комсомольска-на-Амуре.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно договора N купли-продажи земельного участка от 27.02.2010 г., истцом приобретен в собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: с целью использования административного объекта - нежилого здания управления литер А. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок за истцом выдано 24.03.2010 г.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 07.10.2003 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка установлена путем умножения площади земельного участка (1902 кв. м) и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Хабаровского края (<данные изъяты>) и составляет <данные изъяты>.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно положений ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и в ранее действующей редакции допускал не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Для целей Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3).
Таким образом, отличие кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости заключается в процедуре (процесс государственной кадастровой оценки) и методе (массовый метод оценки).
В статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N от 30.07.2014 г. об оценке, выполненному ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>.
Из Отчета следует, что итоговое суждение о величине стоимости объекта оценки основано на результатах сравнительного и доходного подходов. В рамках сравнительного подхода применен метод сравнения продаж. Информация об объектах сравнения представлена в отчете в полном объеме. В расчете использованы семь объектов-аналогов, находящихся в г. Комсомольске-на-Амуре, приведены обоснования проведенных корректировок со ссылками на источники информации.
Отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. На данный Отчет представлено положительное экспертное заключение N от 09.10.2014 г. экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", из которого следует, что выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости оценки, являются обоснованными. Экспертиза составлена в соответствии с примерной формой заключения на подтверждение стоимости отчета об оценке, принятой Советом Российского общества оценщиков 07.07.2014 г.
Указанные документы опровергают доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, о необоснованно заниженном размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г., определенного в Отчете.
Оценив совокупность вышеизложенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии содержащихся в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, определенной на 01.01.2007 г.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости), указанная во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости на основании приказа Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости".
Из представленного Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края следует, что кадастровая стоимость земельных участков на территории г. Комсомольска-на-Амуре была определена на 01.01.2007 г.
Установление рыночной стоимости земельного участка именно на эту дату позволяет сопоставить оба вида стоимости в общей для них экономической обстановке.
Дата вступления в силу нормативного правового акта, в соответствии с которым была определена кадастровая стоимость земельного участка, правового значения не имеет.
Из изложенного следует, что подлежит удовлетворению требование истца о признании кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты>.
В соответствии с положениями ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ, п. 1 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 409-р, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N п/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое и является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно положений ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку основания, предусмотренные ст. 212 ГПК РФ, для обращения решения суда к немедленному исполнению, отсутствуют, в связи с чем данное решение не может быть обращено к немедленному исполнению.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости истцом было подано в октябре 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения), с 1 января 2014 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
Данное решение является основанием для внесения изменений в государственной кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 01 декабря 2014 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
Е.В.ВОЛОШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)