Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-60/15

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N 3-60/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Л.О.С.,
с участием прокурора Прошиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-60/15 по заявлению ООО "Ю" о признании недействующим Закона Московской области от 6 ноября 2014 года N 139/2014-ОЗ "Об установлении полномочий государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации"
установил:

Московской областной Думой принят и обнародован Губернатором Московской области Закон Московской области от 6 ноября 2014 года N 139/2014-ОЗ "Об установлении полномочий государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" (далее - Закон Московской области N 139/2014-ОЗ).
Закон Московской области N 139/2014-ОЗ официально опубликован 10 ноября 2014 года на Интернет-портале Правительства Московской области и 14 ноября 2014 года в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
Данный Закон Московской области определяет, что при изъятии земельных участков для государственных нужд Московской области исключительным полномочием единственного поставщика (исполнителя) услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных на территории Московской области, объектов недвижимого имущества, расположенных на них, обладает государственное предприятие Московской области "М" (ст. 1).
Законом также предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с оказанием услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных на территории Московской области, объектов недвижимого имущества, расположенных на них, осуществляется за счет средств бюджета Московской области (ст. 2). Указанный Закон Московской области вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и действует до 31 декабря 2019 года (ст. 3) (л.д. 42).
Общество с ограниченной ответственностью "Ю", одним из видов деятельности которого является оценочная деятельность, обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Московской области N 139/2014-ОЗ. В обоснование своих требований заявитель ссылается на противоречие оспариваемого Закона Московской области положениям ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающим органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Закона (п. 7 ч. 1 ст. 15).
В судебном заседании представитель заявителя - С.И.В. поддержала заявленные требования, просила заявление удовлетворить в полном объеме.
Представители Московской областной Думы - В.А.В., Губернатора Московской области - Р.Е.Е. и Министерства имущественных отношений Московской области - К.М.С. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемый Закон Московской области принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, в соответствии с федеральным законодательством и не нарушает права заявителя. Представителями Московской областной Думы и Губернатора Московской области представлены также письменные возражения на заявления (л.д. 61-63, 97-101).
Суд, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Как следует из преамбулы оспариваемого Закона Московской области от 6 ноября 2014 года N 139/2014-ОЗ, данный нормативный правовой акт регулирует в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отношения при возникновении потребностей Московской области по реализации государственных программ капитального строительства, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд.
В силу положений ч. 3 ст. 2 названного Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае возникновения потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными актами Правительства Российской Федерации, законодательными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации осуществлять закупку работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) если выполнение или оказание данных работы и услуги может осуществить только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его полномочиями либо подведомственное ему государственное унитарное предприятие в соответствии с полномочиями установленными законодательным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 13.11 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, к исключительным полномочиям Министерства относится, в том числе, оценка недвижимого имущества изымаемого для государственных нужд Московской области (л.д. 78).
Согласно положениям Устава государственного унитарного предприятия Московской области "М", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 22 октября 2013 года N 1306, данное предприятие подведомственно указанному Министерству.
Следовательно, законодатель Московской области, в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, вправе был наделить полномочиями единственного поставщика (исполнителя) услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, Государственное унитарное предприятие Московской области "М".
Проанализировав вышеназванное федеральное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем Закон Московской не противоречит ему, принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, и не нарушает права заявителя.
Доводы заявителя о противоречии Закона Московской области от 6 ноября 2014 года N 139/2014-ОЗ положениям ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" суд находит необоснованными.
Согласно указанной норме органам государственной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Таким образом, данный Федеральный закон допускает возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов, которые ограничивают или устраняют конкуренцию, в случаях установленных федеральными законами. В рассматриваемых правоотношениях такой случай установлен п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

заявление ООО "Ю" об оспаривании Закона Московской области от 6 ноября 2014 года N 139/2014-ОЗ "Об установлении полномочий государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
М.Г. Власова




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)