Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Сеть СП": генеральный директор Петрушенко В.Н. (паспорт); от Администрации Рузского муниципального района Московской области: Сидорова М.П., по доверенности от 29.08.2014 N 4492; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены; от Администрации г.п. Тучково: не явились, извещены; от ООО "Перл": Оверчук Ю.В., по доверенности от 03.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сеть СП" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-18844/14, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сеть СП" к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Администрация городского поселения Тучково, Общество с ограниченной ответственностью "Перл", о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сеть СП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Администрация городского поселения Тучково, Общество с ограниченной ответственностью "Перл" со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать ненормативный правовой акт органа местного самоуправления -постановление Главы Рузского муниципального района N 2871 от 01.10.2013 г. "Об отмене постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4334 от 26.11.2012 г. "О предоставлении ООО "Сеть СП" в собственность за плату земельного участка под производственную базу с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд" и постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4335 от 26.11.2012 г. "О предоставлении ООО "Сеть СП" в собственность за плату земельного участка под производственную базу с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд" недействительным.
- 2. Признать действия по снятию с государственного кадастрового учета Администрацией Рузского муниципального района земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 (девятнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственную базу, как собственнику объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО "Сеть СП" и земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 (четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственную базу, как собственнику объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "Сеть СП", незаконными;
- 3. Обязать Администрацию Рузского муниципального района и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области восстановить стоявшие ранее на государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 (девятнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) кв. м и земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 (четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-18844/14 в удовлетворении заявленных требований ООО "Сеть СП" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Администрация и ООО "Перл" представили в материалы дела отзывы, в которых просят обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель направил в заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация и ООО "Перл" направили в судебное заседание своих представителей, который поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрации г.п. Тучково своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 15.07.2002 между ООО "Сеть СП" и ГУП "КСИиМ" был заключен договор купли-продажи имущества, на основании которого зарегистрировано право собственности заявителя на здание: склад арматуры, 1-этажный, общая площадь 968, 30 кв. м, инв. N 12853-7, лит. АМ по адресу Московская область, Рузский район, Администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Лебеденко, ГУП "КСИиМ N 1.
Согласно справке Администрации городского поселения Тучково Рузского района Московской области от 26.12.2006 б\\н принадлежащему заявителю зданию склада арматуры присвоен почтовый адрес: Московская обл., Рузский район, п. Тучково, Технологический проезд., здание N 10.
Между ООО "Сеть СП" и Н.И. Моисеевым 30.10.2007 был заключен договор купли-продажи имущества, на основании которого за заявителем зарегистрировано право собственности на здание деревообрабатывающего цеха, 1-этажное, общая площадь 364, 60 кв. м, инв. N 254:074-12853-16, лит. АР, АР1, ар, ар1, расположенное по адресу Московская область, Рузский район, ГП Тучково, п. Тучково, пр. Технологический, д. 11, стр. 2, а также на здание пилорамы, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 184,2 кв. м, инв. N 254:074-12853-12, лит. АЖ, АЖ1, адрес объекта: Московская область, Рузский район, ГП Тучково, п. Тучково, пр. Технологический, д. 11, стр. 3.
Постановлениями Администрации Рузского муниципального района Московской области от 23.11.2011 г. N 5114, N 5115 (т. 1, л.д. 20, 24) утверждены схемы расположения земельных участков площадью 19 466 кв. м, площадью 4 834 кв. м.
Вышеуказанным земельным участкам присвоены кадастровые номера: 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под производственную базу"; 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под производственную базу".
Постановлениями Администрации Рузского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 4334, N 4335 ООО "Сеть СП" были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267, 50:19:0020101:5268. Однако право собственности ООО "Сеть СП" на спорные участки зарегистрировано м не было.
Постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 01.10.2013 N 2871 Постановления от 26.11.2012 N 4334, N 4335 были отменены.
Считая свои права нарушенными, ООО "Сеть СП" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст. 13 ГК РФ, п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, и положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа могут быть признаны судом недействительными, незаконными при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствия оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушения этим актом имущественных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.
Недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 28.07.12, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 5 указанной статьи закреплено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, аннулирование сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости возможно, только при условии, что такие сведения носят временный характер, в двух случаях:
- - по заявлению собственника участка;
- - если по истечении двух лет со дня постановки на учет образованного земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 28.09.2012 и 01.10.2012 согласно решениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 08.05.2014, спорные земельные участки сняты с кадастрового учета 26.07.2013 (т. 1 л.д. 88, 89).
Поскольку права на спорные земельные участки не были зарегистрированы, правомочия собственника в отношении названных земельных участков осуществляла Администрация Рузского муниципальный район Московской области.
Согласно кадастровым делам, представленным в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5267 снят с кадастрового учета 26.07.2013 на основании заявления Администрации Рузского муниципального района от 19.07.2013, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5268 снят с кадастрового учета 01.10.2012 на основании заявления Администрации Рузского муниципального района от 28.06.2012.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков соответствовали действующему законодательству.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом решении кадастровой палаты указано на снятие с учета объекта недвижимости, а не земельного участка, ввиду того, что земельный участок является объектом недвижимости.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что требование о восстановлении стоявших ранее на государственном кадастровом учете участков с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267 и 50:19:0020101:5268, заявленное к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области также не подлежит удовлетворению, поскольку указанные участки были сняты с кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Единственным органом, обладающим полномочиями по ведению Государственного кадастра недвижимости на территории Московской области является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование о восстановлении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267 и 50:19:0020101:5268, заявленное к Администрации Рузского муниципального района Московской области, не подлежит удовлетворению, как заявленное к ненадлежащему лицу.
Также заявитель оспаривает постановление Главы Рузского муниципального района N 2871 от 01.10.2013 г. "Об отмене постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4334 от 26.11.2012".
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено право должностного лица в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления ненормативный правовой акт.
Кроме того, на вопрос апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что после принятия Администрацией постановления от 26.11.2012 обществом на земельном участке какие-либо работы не производились, за выдачей разрешения на строительство общество также не обращалось. Как пояснил представитель, общество ожидало заключение договора купли-продажи.
Земельные участки, указанные в оспариваемом постановлении, сняты с кадастрового учета, следовательно, не являются объектами правоотношений и не могут быть предоставлены в собственность.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указал, что оспариваемое постановление препятствует оформлению прав на землю в порядке статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Частью 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Вместе с тем, в силу абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры предоставляемого земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.12.2007 г. следует, что площадь объектов составляет 184,2 кв. м, 364,6 кв. м и 968,3 кв. м, при этом площадь испрашиваемых в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, составляет 24 300 кв. м (19 466 + 4 834).
Соответственно, площадь земельных участков, которые просит в собственность заявитель в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, в 16 раз превышает площадь объектов недвижимости.
В своей апелляционной жалобе заявитель ссылается на представленные в материалы настоящего дела фотографии и план земельного участка. Указанные документы, по мнению заявителя, обосновывают испрашиваемую площадь земельного участка. Между тем, апелляционный суд полагает, что составленный самим же заявителем план не является достаточным доказательством, обосновывающим площадь земельного участка.
Исходя из изложенного, в нарушение требований статьи 33 ЗК РФ, доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации объектов недвижимости, не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2014 по делу N А41-18844/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сеть-СП" без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2014 N 10АП-15035/2014 ПО ДЕЛУ N А41-18844/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N А41-18844/14
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Сеть СП": генеральный директор Петрушенко В.Н. (паспорт); от Администрации Рузского муниципального района Московской области: Сидорова М.П., по доверенности от 29.08.2014 N 4492; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены; от Администрации г.п. Тучково: не явились, извещены; от ООО "Перл": Оверчук Ю.В., по доверенности от 03.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сеть СП" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-18844/14, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сеть СП" к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Администрация городского поселения Тучково, Общество с ограниченной ответственностью "Перл", о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сеть СП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Администрация городского поселения Тучково, Общество с ограниченной ответственностью "Перл" со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать ненормативный правовой акт органа местного самоуправления -постановление Главы Рузского муниципального района N 2871 от 01.10.2013 г. "Об отмене постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4334 от 26.11.2012 г. "О предоставлении ООО "Сеть СП" в собственность за плату земельного участка под производственную базу с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд" и постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4335 от 26.11.2012 г. "О предоставлении ООО "Сеть СП" в собственность за плату земельного участка под производственную базу с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд" недействительным.
- 2. Признать действия по снятию с государственного кадастрового учета Администрацией Рузского муниципального района земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 (девятнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственную базу, как собственнику объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО "Сеть СП" и земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 (четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственную базу, как собственнику объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "Сеть СП", незаконными;
- 3. Обязать Администрацию Рузского муниципального района и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области восстановить стоявшие ранее на государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 (девятнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) кв. м и земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 (четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-18844/14 в удовлетворении заявленных требований ООО "Сеть СП" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Администрация и ООО "Перл" представили в материалы дела отзывы, в которых просят обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель направил в заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация и ООО "Перл" направили в судебное заседание своих представителей, который поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрации г.п. Тучково своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 15.07.2002 между ООО "Сеть СП" и ГУП "КСИиМ" был заключен договор купли-продажи имущества, на основании которого зарегистрировано право собственности заявителя на здание: склад арматуры, 1-этажный, общая площадь 968, 30 кв. м, инв. N 12853-7, лит. АМ по адресу Московская область, Рузский район, Администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Лебеденко, ГУП "КСИиМ N 1.
Согласно справке Администрации городского поселения Тучково Рузского района Московской области от 26.12.2006 б\\н принадлежащему заявителю зданию склада арматуры присвоен почтовый адрес: Московская обл., Рузский район, п. Тучково, Технологический проезд., здание N 10.
Между ООО "Сеть СП" и Н.И. Моисеевым 30.10.2007 был заключен договор купли-продажи имущества, на основании которого за заявителем зарегистрировано право собственности на здание деревообрабатывающего цеха, 1-этажное, общая площадь 364, 60 кв. м, инв. N 254:074-12853-16, лит. АР, АР1, ар, ар1, расположенное по адресу Московская область, Рузский район, ГП Тучково, п. Тучково, пр. Технологический, д. 11, стр. 2, а также на здание пилорамы, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 184,2 кв. м, инв. N 254:074-12853-12, лит. АЖ, АЖ1, адрес объекта: Московская область, Рузский район, ГП Тучково, п. Тучково, пр. Технологический, д. 11, стр. 3.
Постановлениями Администрации Рузского муниципального района Московской области от 23.11.2011 г. N 5114, N 5115 (т. 1, л.д. 20, 24) утверждены схемы расположения земельных участков площадью 19 466 кв. м, площадью 4 834 кв. м.
Вышеуказанным земельным участкам присвоены кадастровые номера: 50:19:0020101:5268, площадью 4 834 кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под производственную базу"; 50:19:0020101:5267, площадью 19 466 кв. м, с местоположением: Московская область, Рузский район, г/п Тучково, п. Тучково, Технологический проезд, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под производственную базу".
Постановлениями Администрации Рузского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 4334, N 4335 ООО "Сеть СП" были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267, 50:19:0020101:5268. Однако право собственности ООО "Сеть СП" на спорные участки зарегистрировано м не было.
Постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 01.10.2013 N 2871 Постановления от 26.11.2012 N 4334, N 4335 были отменены.
Считая свои права нарушенными, ООО "Сеть СП" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст. 13 ГК РФ, п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, и положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа могут быть признаны судом недействительными, незаконными при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствия оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушения этим актом имущественных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.
Недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 28.07.12, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 5 указанной статьи закреплено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, аннулирование сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости возможно, только при условии, что такие сведения носят временный характер, в двух случаях:
- - по заявлению собственника участка;
- - если по истечении двух лет со дня постановки на учет образованного земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 28.09.2012 и 01.10.2012 согласно решениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 08.05.2014, спорные земельные участки сняты с кадастрового учета 26.07.2013 (т. 1 л.д. 88, 89).
Поскольку права на спорные земельные участки не были зарегистрированы, правомочия собственника в отношении названных земельных участков осуществляла Администрация Рузского муниципальный район Московской области.
Согласно кадастровым делам, представленным в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5267 снят с кадастрового учета 26.07.2013 на основании заявления Администрации Рузского муниципального района от 19.07.2013, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5268 снят с кадастрового учета 01.10.2012 на основании заявления Администрации Рузского муниципального района от 28.06.2012.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков соответствовали действующему законодательству.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом решении кадастровой палаты указано на снятие с учета объекта недвижимости, а не земельного участка, ввиду того, что земельный участок является объектом недвижимости.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что требование о восстановлении стоявших ранее на государственном кадастровом учете участков с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267 и 50:19:0020101:5268, заявленное к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области также не подлежит удовлетворению, поскольку указанные участки были сняты с кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Единственным органом, обладающим полномочиями по ведению Государственного кадастра недвижимости на территории Московской области является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование о восстановлении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5267 и 50:19:0020101:5268, заявленное к Администрации Рузского муниципального района Московской области, не подлежит удовлетворению, как заявленное к ненадлежащему лицу.
Также заявитель оспаривает постановление Главы Рузского муниципального района N 2871 от 01.10.2013 г. "Об отмене постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 4334 от 26.11.2012".
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено право должностного лица в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления ненормативный правовой акт.
Кроме того, на вопрос апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что после принятия Администрацией постановления от 26.11.2012 обществом на земельном участке какие-либо работы не производились, за выдачей разрешения на строительство общество также не обращалось. Как пояснил представитель, общество ожидало заключение договора купли-продажи.
Земельные участки, указанные в оспариваемом постановлении, сняты с кадастрового учета, следовательно, не являются объектами правоотношений и не могут быть предоставлены в собственность.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указал, что оспариваемое постановление препятствует оформлению прав на землю в порядке статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Частью 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Вместе с тем, в силу абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры предоставляемого земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.12.2007 г. следует, что площадь объектов составляет 184,2 кв. м, 364,6 кв. м и 968,3 кв. м, при этом площадь испрашиваемых в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, составляет 24 300 кв. м (19 466 + 4 834).
Соответственно, площадь земельных участков, которые просит в собственность заявитель в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, в 16 раз превышает площадь объектов недвижимости.
В своей апелляционной жалобе заявитель ссылается на представленные в материалы настоящего дела фотографии и план земельного участка. Указанные документы, по мнению заявителя, обосновывают испрашиваемую площадь земельного участка. Между тем, апелляционный суд полагает, что составленный самим же заявителем план не является достаточным доказательством, обосновывающим площадь земельного участка.
Исходя из изложенного, в нарушение требований статьи 33 ЗК РФ, доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации объектов недвижимости, не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2014 по делу N А41-18844/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сеть-СП" без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)