Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича: не явились;
- от заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Пучкова А.М., паспорт, доверенность от 23.12.2014; Шерстобитова Ю.В., удостоверение, доверенность от 23.12.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2014 года
по делу N А50-22990/2014, принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича (ОГРНИП 314182802900028, ИНН 182806934691)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании недействительным предписания,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елькин Виктор Владимирович (далее - заявитель, Елькин В.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства, выданного Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление, административный орган) 20 октября 2014 года по делу N 579/11/29-2014.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, предписание Управления признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный орган указывает, что Управление в пределах своей компетенции выдало предписание, поскольку в ходе проверки не зафиксировано сельскохозяйственная деятельность на земельном участке, в то же время установлено расположение на нем кабин машин, рам, запчастей грузовых автомобилей, а также реклама автосервиса. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценку законности предписания и нарушения прав главы фермерского хозяйства этим предписанием.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Представители Управления в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление в соответствии с распоряжением N 1538 от 16 сентября 2014 г. провело проверку в отношении заявителя, по итогам которой 20 октября 2014 года составило акт проверки от 20.10.2014 и выдало заявителю предписание от 20.10.2014 года по делу N 579/11/29-2014, в котором указано на нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Согласно оспариваемому предписанию, заявитель в срок до 16 ноября 2014 года должен устранить допущенное нарушение.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, предписание административного органа признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Суд обязал также Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74) установлено, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Ст. 77 Земельного кодекса РФ установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поддерживая выводы суда первой инстанции по существу спора о том, что Управлением не доказан в порядке ч. 1, 3 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ факт использования Елькиным В.В. земельного участка сельскохозяйственного назначения не по его целевому назначению, апелляционный суд исходит из следующего.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 08 августа 2014 года N 5900/201/14-485181 следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380106:119 площадью 5742 кв. м имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Административным органом в акте проверки зафиксировано наличие на указанном земельном участке нежилого здания, с размещенной на нем со стороны дороги рекламой с надписью "Ремонт, запчасти, разборка DOKTOR DISEL", а также наличие огороженной территории с табличкой на воротах "Оборотный склад запчастей сельхозмашин" с размещенными на ней кабинами, рамами и запчастями грузовых автомобилей, всего такими объектами занято 1290 кв. м. Также в акте указано, что на проверенной территории сельскохозяйственная деятельность не осуществляется. К акту приложены фотографии.
В предписании указано, что в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель использует земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380106:119 с разрешенным видом использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" для осуществления деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию.
Управление сделало вывод об осуществлении заявителем на проверенном участке деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию на основании рекламы, размещенной на здании, и исходя из наличия на территории огороженного склада и находящихся на нем частей автомобилей.
Однако при этом административным органом при приведении проверки не был проведен осмотр склада изнутри, инвентаря, инструментов, находящихся непосредственно в работе, а также документов (договоров, квитанций, чеков об оплате услуг и пр.) и иных доказательств, подтверждающих оказание Елькиным В.В. услуг по автосервисному обслуживанию либо осуществление иной предпринимательской деятельности, не относящейся к сельскохозяйственной. Также не исследована Управлением возможность ведения сельскохозяйственной деятельности на момент проведения проверки внутри здания (заготовка, семян, удобрений, выращивание рассады, саженцев).
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что из представленных в дело фотографий следует, что проверки проводилась в холодное время года и на спорном земельном участке лежал снег (акт проверки составлен 20.10.2014). Отсутствие на земельном участке посаженных сельскохозяйственных культур и иных явных признаков ведения сельскохозяйственной деятельности в осенне-зимнее время не подтверждает тот факт, что в летнее время указанные работы не проводились и не будут проводиться в будущем при наступлении благоприятных природных условий.
Административным органом не доказано также, что транспортные средства, находящиеся на земельном участке вне здания склада в разобранном виде не будут отремонтированы и использоваться в дальнейшем для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Из размещенной на здании рекламы и ее содержания также не следует, что именно заявителем осуществляются услуги по ремонту, разборке автотранспортных средств (наименование ИП, адрес, телефон и иные контакты в рекламе не указаны).
Соответствующие доводы подателя жалобы о том, что расположение на земельном участке кабин, рам, запчастей грузовых автомобилей, а также реклама автосервиса свидетельствуют о нецелевом использовании спорного земельного участка, подлежат отклонению как недоказанные.
Частью 2 статьи 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не приведено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о непроведении заявителем сельскохозяйственных работ в летнее время года, а также не доказан факт осуществления им в проверяемый период деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию. Следовательно, использование Елькиным В.В. земельного участка с кадастровым номером 59:26:2380106:119 площадью 5742 кв. м не в соответствии с разрешенным видом использования, указанным в документах на землю, административным органом не доказано.
Иные надлежащие доказательства осуществления заявителем деятельности, не относящейся к фермерской, в материалы дела не представлены.
В судебном заседании представители Управления пояснили, что основная претензия к заявителю существует по поводу нахождения на земельном участке частей автомобилей и предписание выдано для устранения именно этого нарушения.
Вместе с тем в своем предписании от 20.10.2014 административный орган не конкретизирует, какое именно нарушение существует и какие именно действия должен совершить Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елькин Виктор Владимирович для устранения допущенных нарушений.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что у Управления отсутствовали правовые и фактические основания для выдачи заявителю предписания от 20.10.2014.
Выдача предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы заявителя тем, что административный орган без должных оснований возлагает на Елькина В.В. дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом установлена и подтверждена материалами дела, предписание от 20 октября 2014 года по делу N 579/11/29-2014, выданное Управлением, правомерно признано недействительным.
Судом первой инстанции проанализированы все обстоятельства дела в совокупности, им дана надлежащая правовая оценка, сделаны правомерные выводы по существу спора, не соглашаться с указанными выводами и оценкой обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Несогласие заявителя с судебной оценкой обстоятельств дела не может являться основанием для переоценки оцененных судом первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательств, а также основанием для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта суда первой инстанции.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку законности предписания, податель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах оснований, указанных в ст. 270 АПК РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта, принятого судом первой инстанции законно и обоснованно, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года по делу N А50-22990/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 17АП-256/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-22990/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N 17АП-256/2015-ГК
Дело N А50-22990/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича: не явились;
- от заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Пучкова А.М., паспорт, доверенность от 23.12.2014; Шерстобитова Ю.В., удостоверение, доверенность от 23.12.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2014 года
по делу N А50-22990/2014, принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича (ОГРНИП 314182802900028, ИНН 182806934691)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании недействительным предписания,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елькин Виктор Владимирович (далее - заявитель, Елькин В.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства, выданного Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление, административный орган) 20 октября 2014 года по делу N 579/11/29-2014.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, предписание Управления признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный орган указывает, что Управление в пределах своей компетенции выдало предписание, поскольку в ходе проверки не зафиксировано сельскохозяйственная деятельность на земельном участке, в то же время установлено расположение на нем кабин машин, рам, запчастей грузовых автомобилей, а также реклама автосервиса. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценку законности предписания и нарушения прав главы фермерского хозяйства этим предписанием.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Представители Управления в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление в соответствии с распоряжением N 1538 от 16 сентября 2014 г. провело проверку в отношении заявителя, по итогам которой 20 октября 2014 года составило акт проверки от 20.10.2014 и выдало заявителю предписание от 20.10.2014 года по делу N 579/11/29-2014, в котором указано на нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Согласно оспариваемому предписанию, заявитель в срок до 16 ноября 2014 года должен устранить допущенное нарушение.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, предписание административного органа признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Суд обязал также Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елькина Виктора Владимировича.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74) установлено, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Ст. 77 Земельного кодекса РФ установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поддерживая выводы суда первой инстанции по существу спора о том, что Управлением не доказан в порядке ч. 1, 3 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ факт использования Елькиным В.В. земельного участка сельскохозяйственного назначения не по его целевому назначению, апелляционный суд исходит из следующего.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 08 августа 2014 года N 5900/201/14-485181 следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380106:119 площадью 5742 кв. м имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Административным органом в акте проверки зафиксировано наличие на указанном земельном участке нежилого здания, с размещенной на нем со стороны дороги рекламой с надписью "Ремонт, запчасти, разборка DOKTOR DISEL", а также наличие огороженной территории с табличкой на воротах "Оборотный склад запчастей сельхозмашин" с размещенными на ней кабинами, рамами и запчастями грузовых автомобилей, всего такими объектами занято 1290 кв. м. Также в акте указано, что на проверенной территории сельскохозяйственная деятельность не осуществляется. К акту приложены фотографии.
В предписании указано, что в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель использует земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380106:119 с разрешенным видом использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" для осуществления деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию.
Управление сделало вывод об осуществлении заявителем на проверенном участке деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию на основании рекламы, размещенной на здании, и исходя из наличия на территории огороженного склада и находящихся на нем частей автомобилей.
Однако при этом административным органом при приведении проверки не был проведен осмотр склада изнутри, инвентаря, инструментов, находящихся непосредственно в работе, а также документов (договоров, квитанций, чеков об оплате услуг и пр.) и иных доказательств, подтверждающих оказание Елькиным В.В. услуг по автосервисному обслуживанию либо осуществление иной предпринимательской деятельности, не относящейся к сельскохозяйственной. Также не исследована Управлением возможность ведения сельскохозяйственной деятельности на момент проведения проверки внутри здания (заготовка, семян, удобрений, выращивание рассады, саженцев).
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что из представленных в дело фотографий следует, что проверки проводилась в холодное время года и на спорном земельном участке лежал снег (акт проверки составлен 20.10.2014). Отсутствие на земельном участке посаженных сельскохозяйственных культур и иных явных признаков ведения сельскохозяйственной деятельности в осенне-зимнее время не подтверждает тот факт, что в летнее время указанные работы не проводились и не будут проводиться в будущем при наступлении благоприятных природных условий.
Административным органом не доказано также, что транспортные средства, находящиеся на земельном участке вне здания склада в разобранном виде не будут отремонтированы и использоваться в дальнейшем для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Из размещенной на здании рекламы и ее содержания также не следует, что именно заявителем осуществляются услуги по ремонту, разборке автотранспортных средств (наименование ИП, адрес, телефон и иные контакты в рекламе не указаны).
Соответствующие доводы подателя жалобы о том, что расположение на земельном участке кабин, рам, запчастей грузовых автомобилей, а также реклама автосервиса свидетельствуют о нецелевом использовании спорного земельного участка, подлежат отклонению как недоказанные.
Частью 2 статьи 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не приведено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о непроведении заявителем сельскохозяйственных работ в летнее время года, а также не доказан факт осуществления им в проверяемый период деятельности по материально-техническому и автосервисному обслуживанию. Следовательно, использование Елькиным В.В. земельного участка с кадастровым номером 59:26:2380106:119 площадью 5742 кв. м не в соответствии с разрешенным видом использования, указанным в документах на землю, административным органом не доказано.
Иные надлежащие доказательства осуществления заявителем деятельности, не относящейся к фермерской, в материалы дела не представлены.
В судебном заседании представители Управления пояснили, что основная претензия к заявителю существует по поводу нахождения на земельном участке частей автомобилей и предписание выдано для устранения именно этого нарушения.
Вместе с тем в своем предписании от 20.10.2014 административный орган не конкретизирует, какое именно нарушение существует и какие именно действия должен совершить Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елькин Виктор Владимирович для устранения допущенных нарушений.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что у Управления отсутствовали правовые и фактические основания для выдачи заявителю предписания от 20.10.2014.
Выдача предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы заявителя тем, что административный орган без должных оснований возлагает на Елькина В.В. дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом установлена и подтверждена материалами дела, предписание от 20 октября 2014 года по делу N 579/11/29-2014, выданное Управлением, правомерно признано недействительным.
Судом первой инстанции проанализированы все обстоятельства дела в совокупности, им дана надлежащая правовая оценка, сделаны правомерные выводы по существу спора, не соглашаться с указанными выводами и оценкой обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Несогласие заявителя с судебной оценкой обстоятельств дела не может являться основанием для переоценки оцененных судом первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательств, а также основанием для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта суда первой инстанции.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку законности предписания, податель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах оснований, указанных в ст. 270 АПК РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта, принятого судом первой инстанции законно и обоснованно, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2014 года по делу N А50-22990/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)