Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
- от Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., доверенность от 31.12.2013;
- от администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., доверенность от 09.01.2014;
- в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-2846/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (г. Астрахань, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612) к Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации города Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), третье лицо: Управление по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956) о признании незаконным отказа N 05-016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязать Администрацию г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами Администрации города Астрахани, Администрации города Астрахани о признании незаконным отказа N 05/016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102; об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязании Администрации г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований и определения суда о привлечении соответчика).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судами не полностью установлены существенные для данного дела обстоятельства, выводы сделаны на основании отсутствующих в деле доказательствах, и не применен закон, подлежащий обязательному применению.
Представитель муниципальных органов в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани на кассационную жалобу. Просил оставить судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя муниципальных органов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.08.2012 общество с ограниченной ответственностью "Флагман" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением, с приложениями, о предоставлении в аренду земельного участка, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, общей площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, под размещение нестационарных торговых объектов.
Письмом от 06.02.2013 N 05/016/2012-485 Управление земельными ресурсами Администрации города Астрахани отказало обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на письмо Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани от 28.01.2013 N 5, согласно которому запрашиваемый земельный участок является проездом общего пользования.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно ст. 58 п. 3 Устава муниципального образования "Город Астрахань" (ред. от 29.08.2013) (принят решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 N 52/а) в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности администрация г. Астрахани от имени города Астрахани осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами, а также изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, муниципальный контроль за использованием земель города Астрахани.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Суды, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе из Правил землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденных решением главы МО "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, установили, что рассматриваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования и является проездом общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменений, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в соответствии с утвержденной Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от 17.05.2011 N 3905 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" с изменениями, внесенными Постановлениями администрации города от 21.09.2011 N 8629, от 13.12.2011 N 11791, от 09.07.2012 N 5823, от 31.10.2012 N 9515 схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань", размещение нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 4, пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Правил, п. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций применительно к обстоятельствам данного дела пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ принят с соблюдением установленного Порядка и не нарушает положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном, в том числе о том, что нормами земельного законодательства не предусмотрены ограничения по передаче в аренду земельных участков, входящих в состав территории общего пользования, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А06-2846/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2014 ПО ДЕЛУ N А06-2846/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N А06-2846/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
- от Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., доверенность от 31.12.2013;
- от администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., доверенность от 09.01.2014;
- в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-2846/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (г. Астрахань, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612) к Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации города Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), третье лицо: Управление по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956) о признании незаконным отказа N 05-016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязать Администрацию г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами Администрации города Астрахани, Администрации города Астрахани о признании незаконным отказа N 05/016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102; об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязании Администрации г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований и определения суда о привлечении соответчика).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судами не полностью установлены существенные для данного дела обстоятельства, выводы сделаны на основании отсутствующих в деле доказательствах, и не применен закон, подлежащий обязательному применению.
Представитель муниципальных органов в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани на кассационную жалобу. Просил оставить судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя муниципальных органов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.08.2012 общество с ограниченной ответственностью "Флагман" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением, с приложениями, о предоставлении в аренду земельного участка, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, общей площадью 1 200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, под размещение нестационарных торговых объектов.
Письмом от 06.02.2013 N 05/016/2012-485 Управление земельными ресурсами Администрации города Астрахани отказало обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на письмо Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани от 28.01.2013 N 5, согласно которому запрашиваемый земельный участок является проездом общего пользования.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно ст. 58 п. 3 Устава муниципального образования "Город Астрахань" (ред. от 29.08.2013) (принят решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 N 52/а) в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности администрация г. Астрахани от имени города Астрахани осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами, а также изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, муниципальный контроль за использованием земель города Астрахани.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Суды, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе из Правил землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденных решением главы МО "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, установили, что рассматриваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования и является проездом общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменений, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в соответствии с утвержденной Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от 17.05.2011 N 3905 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" с изменениями, внесенными Постановлениями администрации города от 21.09.2011 N 8629, от 13.12.2011 N 11791, от 09.07.2012 N 5823, от 31.10.2012 N 9515 схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань", размещение нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 4, пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Правил, п. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций применительно к обстоятельствам данного дела пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ принят с соблюдением установленного Порядка и не нарушает положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном, в том числе о том, что нормами земельного законодательства не предусмотрены ограничения по передаче в аренду земельных участков, входящих в состав территории общего пользования, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А06-2846/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)