Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года по делу N А58-4040/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Кулагиной Лилии Владимировны к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок путем заключения договора аренды (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кулагина Лилия Владимировна (ОГРН 306143518400039, ИНН 143519896209, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск; далее - предприниматель Кулагина Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 103140205124, ИНН 1435133907, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, 15; далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка общей площадью 0,0305 га с кадастровым номером 14:36:106009:264 и обязании предоставить земельный участок путем заключения договора аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Отказ Администрации от 08.04.2013 N 3285-ДИЗО/13 в предоставлении земельного участка общей площадью 0,0305 га с кадастровым номером 14:36:106009:264 признан недействительным, на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кулагиной Л.В.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта у Администрации не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего. Суд первой инстанции посчитал, что отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство офисного здания.
При этом доводы Администрации, приведенные в отзыве на заявление, но не указанные в качестве оснований для отказа в письме от 08.04.2013 N 3285-ДИЗО/13, судом не приняты, с указанием на то, что суд не может давать оценку и исследовать те основания, которые не указаны в оспариваемом отказе, подменяя орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками. С учетом данного обстоятельства суд не усмотрел оснований для обязания Администрации предоставить земельный участок путем заключения аренды, указав на возложение на Администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства на праве аренды. Между тем суд первой инстанции мотивирует решение ссылками на статьи 28, 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Со ссылкой на пункт 1 статьи 6 Решения Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", Администрация указывает, что предоставление земельного участка под строительство офисного здания производится на торгах (конкурсах или аукционах).
Указание суда на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ необоснованно, поскольку данной нормой предусмотрена недопустимость отказа в представлении земельного участка, за исключением установленных случаев, в собственность граждан и юридических лиц. В рассматриваемом случае земельный участок истребовался на праве аренды.
Судом не учтено, что права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены, поскольку проект планировки и проект межевания территории отсутствуют, предоставление земельного участка не соответствует территориальной зоне.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ установлена необходимость подготовки проекта межевания подлежащих застройке территорий, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам. Согласно сведениям ИСОГД от 23.08.2013 N 07-763 земельный участок относится к территориальной зоне Ж-2. Зона индивидуальной жилой застройки, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов с минимально разрешенным набором услуг локального значения. В перечень основных видов разрешенного использования, вспомогательных, условно разрешенных территориальной зоне Ж-2, не входит строительство офисных зданий.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Кулагина Л.В. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.12.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29 января 2014 года до 9 час. 45 мин. 3 февраля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда 30.01.2014. После перерыва стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприниматель Кулагина Л.С. (в настоящее время Кулагина Л.В.) 24.04.2006 обратилась в Комитет по земельным отношениям департамента имущественных отношений Мэрии г. Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства офиса. Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска было принято решение согласовать предоставление земельного участка по ул. Билибина (протокол N 198 от 26.05.2006). Предприниматель заключила договор б/н от 03.11.2006 на оказание услуг с МУП "Земельная служба" на оформление права аренды и сбор согласований акта выбора земельного участка, а также договор на оказание услуг б/н от 16.11.2007 на оформление прав на новый отвод.
Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска принято решение о согласовании предоставления предпринимателю Кулагиной Л.С. земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, возле ГСК "Нива", для строительства офисного здания (выписка из протокол N 198 от 26.05.2006).
В соответствии с указанным решением комиссией произведен выбор земельного участка по адресу: ул. Билибина, возле ГСК "Нива" площадью 305 кв. м для строительства офисного здания, с предоставлением земельного участка в аренду, что следует из акта выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения объекта под строительство офисного здания N 2738 от 03.11.2006.
Предпринимателем получены положительные заключения о пригодности испрашиваемого земельного участка для проектирования и строительства офисного здания: экспертное заключение N 56-484 от 25.06.2007, санитарно-эпидемиологическое заключение N 14.01.02.000.Т.000183.11.07 от 20.11.2007, предварительное согласование N 135 от 02.11.2007 на подключение к сетям водоснабжения и канализации.
Согласно градостроительному заключению для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок N 0-104-07 от 11.04.2007 истребуемый земельный участок соответствует действующим градостроительным нормам и согласовывается для оформления правоустанавливающих земельных документов на предоставление земельного участка под строительство офисного здания в аренду. Акт границ участка на топоплане от 26.04.2007 является приложением к градостроительному заключению N 0-104-07.
Проект границ земельного участка под строительство административного здания по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7 А, площадью 310 кв. м утвержден председателем Комитета по земельным отношениям ДИО Мэрии г. Якутска 12.08.2008.
Предприниматель обратилась в Департамент имущественных отношений мэрии г. Якутска через МУП "Земельная служба" 10.12.2007 (номер заявки Ю-0712-9) с заявлением об оформлении нового отвода земельного участка с описанием и согласованием границ на земельный участок под строительство административного здания, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А, с приложением к данному заявлению документов по приведенному перечню.
Извещением без даты МУП "Земельная служба" сообщила предпринимателю о приостановлении оформления земельного участка, истребовав у нее выписку из ЕГРП о праве собственности на свайное поле, акт обследования земельного участка. Из акта проверки соблюдения земельного законодательства от 20.03.2009 следует, что земельный участок общей площадью 305 кв. м предоставлен ИП Кулагиной Л.С. на основании решения комиссии N 198 от 26.05.2006 для строительства офисного здания, на момент проверки установлено, что на земельном участке забиты сваи из труб.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:106009:264, разрешенное использование: под строительство административного здания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.10.2012 N 14/12-63312.
10 января 2013 года предприниматель Кулагина Л.В. обратилась в Окружную Администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства с кадастровым номером 14:36:106009:264, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А.
8 апреля 2013 года письмом N 3285-ДИЗО/13, подписанным начальником
Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, заявителю сообщено об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 310 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А, под строительство офисного здания, по причине отсутствия проекта планировки и проекта межевания в соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Считая, что основание, изложенное в отказе Администрации
в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды, не основано на законе нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, предприниматель Кулагина Л.В. обратился в суд за защитой своих прав и интересов.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Статьей 4 нормативного правового акта Якутской городской Думы от
15.02.2012 N 50-НПА установлено, что органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), является Окружная администрация города Якутска. Функции и полномочия Окружной администрации города Якутска по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются Окружной администрацией города Якутска в лице главы городского округа "Город Якутск", иных должностных лиц местного самоуправления, входящих в структуру Окружной администрации города Якутска, отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках их компетенции (ч. 1).
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Администрация является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, при толковании приведенных норм права суд первой инстанции правильно исходил из того, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что заявление предпринимателем Кулагиной Л.С. изначально подавалось на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пояснений Администрации, приведенных в отзыве на заявление предпринимателя, в соответствии с ранее действовавшим Порядком предоставления земельных участков на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования гражданам и юридическим лицам для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденным Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 07.12.2004 ПГС N 25-3, по заявлению предпринимателя Кулагиной Л.С. было предварительно согласовано место размещения объекта на спорном земельной участке решением Комиссии по урегулированию земельных и градостроительных отношения на территории г. Якутска от 26.05.2006 N 198. Поскольку предприниматель обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства 10 января 2013 года, то есть по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта, вне зависимости от оснований отказа положительное решение о предоставлении земельного участка не могло быть принято.
Следовательно, Администрация не отрицала то обстоятельство, что предпринимателем была инициирована процедура на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно возможности предоставления земельного участка в аренду только на торгах подлежат отклонению как необоснованные.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем выполнены вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что заявление предпринимателя Кулагиной Л.В. соответствует требованиям, установленным пунктом 2.9.1 административного регламента, при этом к заявлению приложены все документы предусмотренные пунктом 2.9.2 административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием мест размещения объектов", утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 29.06.2012 N 99 п.
Соответственно, заявление предпринимателя Кулагиной Л.В. от 10.01.2013 подлежало рассмотрению Администрацией в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом обращение предпринимателя Кулагиной Л.С. с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство в аренду по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка не являлось, в связи с чем данные доводы Администрации во внимание приняты быть не могут.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, послужило отсутствие проекта планировки и проекта межевания в соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Администрацией не доказано соответствие оспариваемого отказа требованиям закона и иных нормативных правовых актов, с учетом вышеприведенных обстоятельств, свидетельствующих о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке, а также с учетом следующего.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к одному из принципов земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в т.ч. на земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам, общественно-деловым, производственным, инженерным и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в т.ч. чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в числе других красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, само по себе отсутствие документации по планировке территории, в том числе проекта планировки и проекта межевания территории, обеспечение подготовки которой возложено, в том числе, на органы местного самоуправления, не может быть признано законным и обоснованным основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство на праве аренды.
Таким образом, обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя предоставлению в аренду земельного участка для строительства офисного здания, в связи с чем правомерно признан судом незаконным. Ошибочная ссылка суда первой инстанции на положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не привела к принятию неправильного решения по существу спора.
Суд апелляционной инстанции при этом исходит из того, что в оспариваемом решении Администрации иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка не приведено. В связи с чем не могут быть приняты во внимание и не подлежат оценке при рассмотрении настоящего спора доводы Администрации о несоответствии предоставления спорного земельного участка территориальной зоне (зона индивидуальной жилой застройки).
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам дела сведений из ИСОГД от 23.08.2013 N 07-763 в связи с непредставлением суду доказательств уважительности причин невозможности представления данного документа в суд первой инстанции. Кроме того, как указывалось, данные сведения не являлись основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство офисного здания.
Суд первой инстанции, учитывая, что законность оснований в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка Администрацией не подтверждена, но приведены иные доводы при рассмотрении спора в суде, пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае на Администрацию подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года по делу N А58-4040/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N А58-4040/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N А58-4040/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года по делу N А58-4040/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Кулагиной Лилии Владимировны к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок путем заключения договора аренды (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кулагина Лилия Владимировна (ОГРН 306143518400039, ИНН 143519896209, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск; далее - предприниматель Кулагина Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 103140205124, ИНН 1435133907, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, 15; далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка общей площадью 0,0305 га с кадастровым номером 14:36:106009:264 и обязании предоставить земельный участок путем заключения договора аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Отказ Администрации от 08.04.2013 N 3285-ДИЗО/13 в предоставлении земельного участка общей площадью 0,0305 га с кадастровым номером 14:36:106009:264 признан недействительным, на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кулагиной Л.В.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта у Администрации не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего. Суд первой инстанции посчитал, что отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство офисного здания.
При этом доводы Администрации, приведенные в отзыве на заявление, но не указанные в качестве оснований для отказа в письме от 08.04.2013 N 3285-ДИЗО/13, судом не приняты, с указанием на то, что суд не может давать оценку и исследовать те основания, которые не указаны в оспариваемом отказе, подменяя орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками. С учетом данного обстоятельства суд не усмотрел оснований для обязания Администрации предоставить земельный участок путем заключения аренды, указав на возложение на Администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства на праве аренды. Между тем суд первой инстанции мотивирует решение ссылками на статьи 28, 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Со ссылкой на пункт 1 статьи 6 Решения Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", Администрация указывает, что предоставление земельного участка под строительство офисного здания производится на торгах (конкурсах или аукционах).
Указание суда на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ необоснованно, поскольку данной нормой предусмотрена недопустимость отказа в представлении земельного участка, за исключением установленных случаев, в собственность граждан и юридических лиц. В рассматриваемом случае земельный участок истребовался на праве аренды.
Судом не учтено, что права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены, поскольку проект планировки и проект межевания территории отсутствуют, предоставление земельного участка не соответствует территориальной зоне.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ установлена необходимость подготовки проекта межевания подлежащих застройке территорий, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам. Согласно сведениям ИСОГД от 23.08.2013 N 07-763 земельный участок относится к территориальной зоне Ж-2. Зона индивидуальной жилой застройки, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов с минимально разрешенным набором услуг локального значения. В перечень основных видов разрешенного использования, вспомогательных, условно разрешенных территориальной зоне Ж-2, не входит строительство офисных зданий.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Кулагина Л.В. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.12.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29 января 2014 года до 9 час. 45 мин. 3 февраля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда 30.01.2014. После перерыва стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприниматель Кулагина Л.С. (в настоящее время Кулагина Л.В.) 24.04.2006 обратилась в Комитет по земельным отношениям департамента имущественных отношений Мэрии г. Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства офиса. Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска было принято решение согласовать предоставление земельного участка по ул. Билибина (протокол N 198 от 26.05.2006). Предприниматель заключила договор б/н от 03.11.2006 на оказание услуг с МУП "Земельная служба" на оформление права аренды и сбор согласований акта выбора земельного участка, а также договор на оказание услуг б/н от 16.11.2007 на оформление прав на новый отвод.
Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска принято решение о согласовании предоставления предпринимателю Кулагиной Л.С. земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, возле ГСК "Нива", для строительства офисного здания (выписка из протокол N 198 от 26.05.2006).
В соответствии с указанным решением комиссией произведен выбор земельного участка по адресу: ул. Билибина, возле ГСК "Нива" площадью 305 кв. м для строительства офисного здания, с предоставлением земельного участка в аренду, что следует из акта выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения объекта под строительство офисного здания N 2738 от 03.11.2006.
Предпринимателем получены положительные заключения о пригодности испрашиваемого земельного участка для проектирования и строительства офисного здания: экспертное заключение N 56-484 от 25.06.2007, санитарно-эпидемиологическое заключение N 14.01.02.000.Т.000183.11.07 от 20.11.2007, предварительное согласование N 135 от 02.11.2007 на подключение к сетям водоснабжения и канализации.
Согласно градостроительному заключению для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок N 0-104-07 от 11.04.2007 истребуемый земельный участок соответствует действующим градостроительным нормам и согласовывается для оформления правоустанавливающих земельных документов на предоставление земельного участка под строительство офисного здания в аренду. Акт границ участка на топоплане от 26.04.2007 является приложением к градостроительному заключению N 0-104-07.
Проект границ земельного участка под строительство административного здания по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7 А, площадью 310 кв. м утвержден председателем Комитета по земельным отношениям ДИО Мэрии г. Якутска 12.08.2008.
Предприниматель обратилась в Департамент имущественных отношений мэрии г. Якутска через МУП "Земельная служба" 10.12.2007 (номер заявки Ю-0712-9) с заявлением об оформлении нового отвода земельного участка с описанием и согласованием границ на земельный участок под строительство административного здания, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А, с приложением к данному заявлению документов по приведенному перечню.
Извещением без даты МУП "Земельная служба" сообщила предпринимателю о приостановлении оформления земельного участка, истребовав у нее выписку из ЕГРП о праве собственности на свайное поле, акт обследования земельного участка. Из акта проверки соблюдения земельного законодательства от 20.03.2009 следует, что земельный участок общей площадью 305 кв. м предоставлен ИП Кулагиной Л.С. на основании решения комиссии N 198 от 26.05.2006 для строительства офисного здания, на момент проверки установлено, что на земельном участке забиты сваи из труб.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:106009:264, разрешенное использование: под строительство административного здания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.10.2012 N 14/12-63312.
10 января 2013 года предприниматель Кулагина Л.В. обратилась в Окружную Администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства с кадастровым номером 14:36:106009:264, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А.
8 апреля 2013 года письмом N 3285-ДИЗО/13, подписанным начальником
Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, заявителю сообщено об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 310 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 7А, под строительство офисного здания, по причине отсутствия проекта планировки и проекта межевания в соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Считая, что основание, изложенное в отказе Администрации
в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды, не основано на законе нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, предприниматель Кулагина Л.В. обратился в суд за защитой своих прав и интересов.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Статьей 4 нормативного правового акта Якутской городской Думы от
15.02.2012 N 50-НПА установлено, что органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), является Окружная администрация города Якутска. Функции и полномочия Окружной администрации города Якутска по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются Окружной администрацией города Якутска в лице главы городского округа "Город Якутск", иных должностных лиц местного самоуправления, входящих в структуру Окружной администрации города Якутска, отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках их компетенции (ч. 1).
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Администрация является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, при толковании приведенных норм права суд первой инстанции правильно исходил из того, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что заявление предпринимателем Кулагиной Л.С. изначально подавалось на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пояснений Администрации, приведенных в отзыве на заявление предпринимателя, в соответствии с ранее действовавшим Порядком предоставления земельных участков на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования гражданам и юридическим лицам для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденным Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 07.12.2004 ПГС N 25-3, по заявлению предпринимателя Кулагиной Л.С. было предварительно согласовано место размещения объекта на спорном земельной участке решением Комиссии по урегулированию земельных и градостроительных отношения на территории г. Якутска от 26.05.2006 N 198. Поскольку предприниматель обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства 10 января 2013 года, то есть по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта, вне зависимости от оснований отказа положительное решение о предоставлении земельного участка не могло быть принято.
Следовательно, Администрация не отрицала то обстоятельство, что предпринимателем была инициирована процедура на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно возможности предоставления земельного участка в аренду только на торгах подлежат отклонению как необоснованные.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем выполнены вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что заявление предпринимателя Кулагиной Л.В. соответствует требованиям, установленным пунктом 2.9.1 административного регламента, при этом к заявлению приложены все документы предусмотренные пунктом 2.9.2 административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием мест размещения объектов", утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 29.06.2012 N 99 п.
Соответственно, заявление предпринимателя Кулагиной Л.В. от 10.01.2013 подлежало рассмотрению Администрацией в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом обращение предпринимателя Кулагиной Л.С. с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство в аренду по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка не являлось, в связи с чем данные доводы Администрации во внимание приняты быть не могут.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, послужило отсутствие проекта планировки и проекта межевания в соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Администрацией не доказано соответствие оспариваемого отказа требованиям закона и иных нормативных правовых актов, с учетом вышеприведенных обстоятельств, свидетельствующих о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке, а также с учетом следующего.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к одному из принципов земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в т.ч. на земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам, общественно-деловым, производственным, инженерным и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в т.ч. чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в числе других красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, само по себе отсутствие документации по планировке территории, в том числе проекта планировки и проекта межевания территории, обеспечение подготовки которой возложено, в том числе, на органы местного самоуправления, не может быть признано законным и обоснованным основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство на праве аренды.
Таким образом, обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя предоставлению в аренду земельного участка для строительства офисного здания, в связи с чем правомерно признан судом незаконным. Ошибочная ссылка суда первой инстанции на положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не привела к принятию неправильного решения по существу спора.
Суд апелляционной инстанции при этом исходит из того, что в оспариваемом решении Администрации иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка не приведено. В связи с чем не могут быть приняты во внимание и не подлежат оценке при рассмотрении настоящего спора доводы Администрации о несоответствии предоставления спорного земельного участка территориальной зоне (зона индивидуальной жилой застройки).
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам дела сведений из ИСОГД от 23.08.2013 N 07-763 в связи с непредставлением суду доказательств уважительности причин невозможности представления данного документа в суд первой инстанции. Кроме того, как указывалось, данные сведения не являлись основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство офисного здания.
Суд первой инстанции, учитывая, что законность оснований в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка Администрацией не подтверждена, но приведены иные доводы при рассмотрении спора в суде, пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае на Администрацию подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2013 года по делу N А58-4040/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)