Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N А56-28152/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N А56-28152/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СОЛОМОН" Киселева Д.Е. (доверенность от 17.05.2013), от правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Синявского М.В. (доверенность от 23.04.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 (судьи Горбик В.М., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-28152/2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СОЛОМОН", место нахождения: 194358, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, 154, ОГРН 1047855089072 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный д. 6 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, площадью 4 395 кв. м, с кадастровым номером 78:36:5507:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по улице Прокофьева), Обществу для строительства паркинга, а также об обязании Правительства устранить допущенные нарушения, путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.12.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, считая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм процессуального и материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят обжалуемые судебные акты отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства от 26.05.2009 N 593 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (северо-западнее дома N 10 по улице Прокофьева)" Обществу предоставлен земельный участок площадью 4396 кв. м, расположенный по указанному адресу, для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства паркинга. Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга поручено заключить с Обществом договор аренды указанного земельного участка сроком на 11 месяцев.
На основании указанного постановления Общество провело на земельном участке площадью 4395 кв. м изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства паркинга.
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) издал распоряжение от 19.04.2012 N 65-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка" (далее - распоряжение N 65-пр), в соответствии с которым установлены градостроительные параметры участка и виды использования в соответствии с эскизом застройки территории от 04.12.2009 N Г.С.-3,1/19564; определены площадь земельного участка в границах проектирования - 4395 кв. м и разрешенное использование участка - для строительства многоэтажного гаража (паркинга).
Распоряжением от 26.05.2010 N 1738 КГА утвердил акт о выборе земельного участка для строительства площадью 4395 кв. м, расположенного по указанному адресу.
Согласно акту, выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592. В составе указанной документации представлены заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 06.05.2010 N 1-1-24312/5; Комитета по энергетики и инженерному обеспечению от 19.11.2009 N 811; Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 24.05.2010 N 11-395-1; санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.04.2010 N 78.01.02.000.Т.000922.04.10 и распоряжение КГА N 65-пр.
20.09.2010 изготовлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, согласно которому участку присвоен кадастровый номер 78:36:5507:5, вид разрешенного использования участка - для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество 24.05.2010 обратилось с заявлением в Управление инвестиций о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (северо-западнее дома N 10 по улице Прокофьева), для строительства многоэтажного паркинга, приложив кадастровый паспорт земельного участка, а позднее представило оригинал отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 09.06.2012 и экспертное заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 09.06.2012 N 31-2-0222-4/2012 на указанный отчет.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 03.07.2012 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что представило все необходимые документы, для принятия Правительством решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует, тем самым нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанции признали бездействие Правительства незаконным и нарушающим права заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
Предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта (статья 5 Закона N 282-43).
Согласно пунктам 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (пункт 3.17 Положения N 1813).
Суды установили, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Обществом в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ соблюдена процедура выбора земельного участка; акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования.
Учитывая, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, суды обоснованно признали бездействие Правительства, выраженное в непринятие решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга, незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества и обязали Правительство принять соответствующее решение.
В дополнениях к кассационной жалобе Комитет ссылается на то, что Постановлением Правительства от 07.02.2014 N 72 утвержден проект планировки и межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый Обществом земельный участок. В связи с этим в соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не представляется возможным. По мнению Комитета, в такой ситуации обжалуемые судебные акты не могут быть оставлены в силе, поскольку являются неисполнимыми.
Кассационная инстанция считает указанные доводы Комитета несостоятельными, поскольку Постановление Правительства от 07.02.2014 N 72 принято после вступления в законную силу обжалуемых судебных актов, соответственно данное постановление не может повлиять на законность выводов судов первой и апелляционной инстанций, сделанных исходя из ранее действовавшего регулирования спорных правоотношений.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций, правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 по делу N А56-28152/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)