Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание": Куделина А.П., представителя по доверенности б/н от 12.05.2015;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 (судья Тишин А.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание" (ОГРН 1027739303085, ИНН 7718099278), г. Москва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), г. Тамбов об изменении стоимости выкупаемого участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание" (далее - ООО ТПК "Инвест-Знание", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ответчик) об изменении стоимости выкупаемого участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 требования истца удовлетворены. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области заключить с ООО ТПК "Инвест-Знание" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:82, площадью 13244 кв. м, находящийся по адресу г. Тамбов, ул. Советская, д. 183Б, по цене 1 500 343 руб., изложив п. 2.1. договора "цена участка составляет 1 500 343 руб.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 04.09.2015 г. заявитель апелляционной жалобы не явился, направив ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, в котором пояснил, что доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Представитель ООО ТПК "Инвест-Знание", явившийся в судебное заседание апелляционного суда, в отношении доводов апелляционной жалобы возражал, считая принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав пояснения представителя истца, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО ТПК "Инвест-Знание" 24 ноября 2011 года было направлено заявление (исх. N 930) в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на выкуп земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:82 площадью 13244 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 183 Б за 2,5% от кадастровой стоимости, т.е. за 1 500 343 руб.
На данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
29 ноября 2011 года истец получил от ответчика письмо за N 7505 о том, что необходимо предоставить недостающие документы.
Как следует из письма от 06.12.2011 г. (исх. N 960), недостающие документы были направлены истцом в адрес ответчика.
16 декабря 2014 года (исх. N 312) истец вторично обратился с заявлением о продаже земельного участка.
11 марта 2015 года истец получил от ответчика распоряжение N 63-р от 03 марта 2015 г. "О предоставлении в собственность за плату Обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Инвест-Знание" находящегося в федеральной собственности земельного участка" и проект договора от 05.03.2015 г. N 3 купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены здания и строения.
В проекте данного договора указано, что стоимость поименованного выше земельного участка равна кадастровой стоимости, то есть 66 382 106,56 рублей.
Ссылаясь на то обстоятельство, что стоимость, указанная ответчиком, чрезмерно завышена и не соответствует действительным ценам, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, настоящий спор возник в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 68:29:0208007:82 площадью 13244 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 183 Б.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 68 АА 517214 от 17.01.2006, 68 АА 517213 от 17.01.2006, 68 АБ 483139 от 06.06.2012, 68 АБ 775256 от 20.02.2014, 68 АА 751547 от 06.05.2008, 68 АА 799508 от 28.04.2008. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспорено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а уполномоченные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Федеральным законом от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) определен порядок и сроки продажи земельных участков. Статьей 2 данного Закона установлено, что предельный срок льготного выкупа земельных участков - 01.07.2012.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" был установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливалась субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В рассматриваемом случае ООО ТПК "Инвест-Знание" является собственником расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости, что подтверждается вышеназванными свидетельствами о государственной регистрации права на данные объекты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В этой связи подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства довод апелляционной жалобы ответчика о том, что до момента получения соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области не было наделено полномочиями на продажу земельных участков.
С учетом изложенного, а также исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Материалами дела подтверждается, что для реализации данного права 24.11.2011, то есть, вопреки доводам апелляционной жалобы, в период срока действия льготного порядка выкупа земельного участка, ООО ТПК "Инвест-Знание" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Впоследствии письмом от 06.12.2011 г. (исх. N 960) истцом в адрес ответчика были направлены недостающие документы.
В этой связи судом области верно указано, что выкупная цена должна быть определена в порядке и размере, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи истцом заявления о приватизации земельного участка.
Однако в данном случае стоимость спорного земельного участка была рассчитана ответчиком без учета положений пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), то есть без применения 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с тем, что правоотношения между сторонами по выкупу земельного участка возникают именно с момента подачи заявки с приложением необходимых документов, то именно с этого момента у уполномоченного органа возникают соответствующие обязанности по выкупу с определением выкупной цены по нормам, действующим на дату подачи заявления.
С учетом вышеизложенного, пункт 2.1 спорного договора купли-продажи земельного участка следует изложить в редакции, согласно которой цена выкупа земельного участка определяется в размере 2,5% от кадастровой стоимости, установленной кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 60 013 729,16 руб., и составляет 1 500 343 руб.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Документов, содержащих иные сведения о размере кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости, площади и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка на момент обращения истца с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, а также на момент, когда участок должен был быть предоставлен в собственность в соответствии с действующим законодательством, в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что полный пакет документов, необходимый для выкупа земельного участка, был представлен истцом по истечении льготного периода, опровергается представленным в материалы дела письмом (исх. N 960) от 06.12.2011 г., согласно которому истец сообщает ответчику о направлении недостающих для выкупа земельного участка документов (том 1, л.д. 11).
В этой связи суд не может сделать вывод о том, что действия по формированию истцом полного пакета документов, необходимого для выкупа земельного участка, были совершены после истечения льготного периода, то есть после 01.07.2012 г.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.В.УШАКОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2015 ПО ДЕЛУ N А64-1794/2015
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу N А64-1794/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание": Куделина А.П., представителя по доверенности б/н от 12.05.2015;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 (судья Тишин А.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание" (ОГРН 1027739303085, ИНН 7718099278), г. Москва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), г. Тамбов об изменении стоимости выкупаемого участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ТПК "Инвест-Знание" (далее - ООО ТПК "Инвест-Знание", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ответчик) об изменении стоимости выкупаемого участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 требования истца удовлетворены. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области заключить с ООО ТПК "Инвест-Знание" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:82, площадью 13244 кв. м, находящийся по адресу г. Тамбов, ул. Советская, д. 183Б, по цене 1 500 343 руб., изложив п. 2.1. договора "цена участка составляет 1 500 343 руб.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 04.09.2015 г. заявитель апелляционной жалобы не явился, направив ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, в котором пояснил, что доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Представитель ООО ТПК "Инвест-Знание", явившийся в судебное заседание апелляционного суда, в отношении доводов апелляционной жалобы возражал, считая принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав пояснения представителя истца, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО ТПК "Инвест-Знание" 24 ноября 2011 года было направлено заявление (исх. N 930) в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на выкуп земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:82 площадью 13244 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 183 Б за 2,5% от кадастровой стоимости, т.е. за 1 500 343 руб.
На данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
29 ноября 2011 года истец получил от ответчика письмо за N 7505 о том, что необходимо предоставить недостающие документы.
Как следует из письма от 06.12.2011 г. (исх. N 960), недостающие документы были направлены истцом в адрес ответчика.
16 декабря 2014 года (исх. N 312) истец вторично обратился с заявлением о продаже земельного участка.
11 марта 2015 года истец получил от ответчика распоряжение N 63-р от 03 марта 2015 г. "О предоставлении в собственность за плату Обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Инвест-Знание" находящегося в федеральной собственности земельного участка" и проект договора от 05.03.2015 г. N 3 купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены здания и строения.
В проекте данного договора указано, что стоимость поименованного выше земельного участка равна кадастровой стоимости, то есть 66 382 106,56 рублей.
Ссылаясь на то обстоятельство, что стоимость, указанная ответчиком, чрезмерно завышена и не соответствует действительным ценам, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, настоящий спор возник в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 68:29:0208007:82 площадью 13244 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 183 Б.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 68 АА 517214 от 17.01.2006, 68 АА 517213 от 17.01.2006, 68 АБ 483139 от 06.06.2012, 68 АБ 775256 от 20.02.2014, 68 АА 751547 от 06.05.2008, 68 АА 799508 от 28.04.2008. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспорено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а уполномоченные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Федеральным законом от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) определен порядок и сроки продажи земельных участков. Статьей 2 данного Закона установлено, что предельный срок льготного выкупа земельных участков - 01.07.2012.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" был установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливалась субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В рассматриваемом случае ООО ТПК "Инвест-Знание" является собственником расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости, что подтверждается вышеназванными свидетельствами о государственной регистрации права на данные объекты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В этой связи подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства довод апелляционной жалобы ответчика о том, что до момента получения соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области не было наделено полномочиями на продажу земельных участков.
С учетом изложенного, а также исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Материалами дела подтверждается, что для реализации данного права 24.11.2011, то есть, вопреки доводам апелляционной жалобы, в период срока действия льготного порядка выкупа земельного участка, ООО ТПК "Инвест-Знание" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Впоследствии письмом от 06.12.2011 г. (исх. N 960) истцом в адрес ответчика были направлены недостающие документы.
В этой связи судом области верно указано, что выкупная цена должна быть определена в порядке и размере, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи истцом заявления о приватизации земельного участка.
Однако в данном случае стоимость спорного земельного участка была рассчитана ответчиком без учета положений пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), то есть без применения 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с тем, что правоотношения между сторонами по выкупу земельного участка возникают именно с момента подачи заявки с приложением необходимых документов, то именно с этого момента у уполномоченного органа возникают соответствующие обязанности по выкупу с определением выкупной цены по нормам, действующим на дату подачи заявления.
С учетом вышеизложенного, пункт 2.1 спорного договора купли-продажи земельного участка следует изложить в редакции, согласно которой цена выкупа земельного участка определяется в размере 2,5% от кадастровой стоимости, установленной кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 60 013 729,16 руб., и составляет 1 500 343 руб.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Документов, содержащих иные сведения о размере кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости, площади и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка на момент обращения истца с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, а также на момент, когда участок должен был быть предоставлен в собственность в соответствии с действующим законодательством, в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что полный пакет документов, необходимый для выкупа земельного участка, был представлен истцом по истечении льготного периода, опровергается представленным в материалы дела письмом (исх. N 960) от 06.12.2011 г., согласно которому истец сообщает ответчику о направлении недостающих для выкупа земельного участка документов (том 1, л.д. 11).
В этой связи суд не может сделать вывод о том, что действия по формированию истцом полного пакета документов, необходимого для выкупа земельного участка, были совершены после истечения льготного периода, то есть после 01.07.2012 г.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2015 г. по делу N А64-1794/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.В.УШАКОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)