Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "17" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии, находясь в Арбитражном суда Республики Тыва:
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 14.05.2013 N 2267,
при участии, находясь в здании Третьего арбитражного апелляционного суда:
заявителя - индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "31" января 2014 года по делу N А69-3700/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Смелых Наталья Юрьевна (ИНН 170104468129 ОГРНИП 305170108000011) (далее - ИП Смелых Н.Ю., предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 170101859607, ОГРН 1071701000183) (далее - Министерство).
- - о признании незаконными действий (бездействия) Министерства, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - обязании Министерства предоставить ИП Смелых Н.Ю., в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке в аренду земельный участок размером 24 кв. м, адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 11, кадастровый номер 17:18:0105023:100 в целях использования его под размещение временного торгового сооружения путем заключения договора аренды земельного участка;
- - выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
- в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта на земельный участок принять решение о передаче ИП Смелых Н.П., в аренду земельного участка и направлении копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 31 января 2014 года требования удовлетворены частично. Признано незаконными бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившиеся в отказе предоставить ИП Смелых Н.Ю. земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы ИП Смелых Н.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
С Министерства взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в пользу ИП Смелых Н.Ю. в сумме 2200 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что им осуществлены все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" по результатам рассмотрения обращения (вх. от 10.04.2013 N 2109), в адрес ИП Смелых Н.Ю. был направлен ответ (исх. от 18.04.2013 N СК-1846).
ИП Смелых Н.Ю. в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, то есть в той части, в которой суд удовлетворил требования. Лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла и ИП Смелых Н.Ю. заключен договор от 25.04.2008 N 890183 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения", согласно пункту 1.1 которого Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: киоск, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", общей площадью 24 кв. м.
В соответствии с разделом 2 договора 25.04.2008 N 890183 срок действия договора установлен до 01.05.2009.
Согласно листу продления к договору от 25.04.2008 N 890183 срок действия указанного договора продлевался до 01.01.2009, до 01.01.2010, до 01.04.2010, до 01.08.2010, до 01.01.2011.
08 апреля 2013 года предприниматель обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 24 кв. м под торговым киоском N 11 напротив кинотеатра "Найырал" (вх. от 08.04.2013 N 1901).
Предприниматель посчитав, что заявление не рассмотрено, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Департамент, действия которого оспариваются.
В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 19.01.2011 N 274 "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округ "Город Кызыл Республики Тыва" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Министерством земельных и имущественных отношений.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" (далее - Порядок N 81).
Указанный Порядок N 81 устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Таким образом, согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком N 81 действия Министерства и сроки их исполнения, Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 22.04.2013, должно было направить в Мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего Министерство (в случае наличия оснований) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от Мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 Порядка N 81, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня принятия решения (08.04.2013 + две недели + месяц + две недели + 1 неделя).
Из материалов дела следует, что 08.04.2013 ИП Смелых Н.Ю. подала заявление (вх. N 1901) в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 11.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства подготовки и направления в адрес ИП Смелых Н.Ю. какого-либо ответа на заявление.
Министерство указывает, что им осуществлены все действия, предусмотренные Порядком N 81, по результатам рассмотрения обращения в адрес ИП Смелых Н.Ю. был направлен ответ (исх. от 18.04.2013 N СК-1846).
В материалы дела представлено письмо Министерства от 29.05.2013 N СК-2475, в котором указано на отказ в продлении договора аренды под установку временных мобильных сооружений.
Вместе с тем судом установлено, что адресатом письма от 29.05.2013 N СК-2475 является Косарева Людмила Петровна, а не ИП Смелых Н.Ю., в указанном письме отсутствует ссылки на заявление от 08.04.2013. Имеется указание, что письмо является ответом на обращение от 29.04.2013 N 678/13-1-0.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Министерством факта рассмотрения обращения ИП Смелых Н.Ю.
При таких условиях апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, сделав вывод о не рассмотрении обращения, суд признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в отказе предоставить ИП Смелых Н.Ю. земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, тогда как факт отказа материалами дела не подтвержден и противоречит выводам суда первой инстанции.
Обращаясь в заявлением в суд первой инстанции, предприниматель просила признать незаконными действия (бездействие) Министерства, выразившихся в отказе предоставить в аренду земельный участок.
В ходе судебного разбирательства требования не уточнялись.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 23.04.2013 N 608-О, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не вытекает право того или иного лица на судебное разбирательство его дела в определенной процедуре, - такое право закрепляется федеральным законом, в частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, если лицо полагает, что его права нарушены, то оно вправе обратиться за судебной защитой, руководствуясь при этом процессуальными нормами соответствующего кодекса - в рассматриваемом случае - Арбитражного процессуального. При этом какие конкретно права нарушены и чем именно, а также каким образом оно требует их защитить, обратившееся лицо указывает суду в заявлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормы права.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Обжалованию в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат и "действия" и "бездействие".
Вместе с тем, "действия" выражаются в совершении каких-либо поступков, издании актов и предполагают создание правовых последствий в результате принимаемых для этого усилий. В то же время "бездействие" - это отсутствие совершения действий, не издание актов, не принятие мер в тех случаях, когда они должны были быть приняты, то есть "бездействие" - это уклонение от активных действий. В силу чего невозможно одновременно совершить и действия и бездействие в отношении одного и того же предмета.
В отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции предприниматель указала, что ею обжаловалось именно бездействие, поскольку на свое заявление ответа она не получила.
Исходя из пояснений заявителя и обстоятельств дела апелляционной суд делает вывод, что обжаловалось бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года. Отказа по существу заявления, как результата его рассмотрения в виде ненормативного акта не было, и обжаловаться он не мог. Указание заявителя "выразившихся в отказе предоставить" является констатацией того обстоятельства, что земельный участок в результате бездействия предоставлен не был.
В силу части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Суд исходит из того, что резолютивная часть решения в обжалуемой части не соответствует установленным обстоятельствам и сделанным судом первой инстанции выводам, и, на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить, как не соответствующий обстоятельствам дела, абзац второй резолютивной части решения изложив его следующим образом: "Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года".
Арбитражным судом Республики Тыва была применена мера восстановления прав заявителя - суд обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы ИП Смелых Н.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из того что нарушение прав предпринимателя выразилось именно в бездействии по нерассмотрению заявления в установленном порядке, принятая судом первой инстанции восстановительная мера является выбранной верно, соразмерной требованиям и обеспечивает реальное восстановление прав заявителя. Апелляционный суд не находит оснований для изменения решения суда в этой части.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года по делу N А69-3700/2013 в обжалуемой части изменить, абзац второй резолютивной части решения изложить следующим образом: "Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А69-3700/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А69-3700/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "17" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии, находясь в Арбитражном суда Республики Тыва:
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 14.05.2013 N 2267,
при участии, находясь в здании Третьего арбитражного апелляционного суда:
заявителя - индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "31" января 2014 года по делу N А69-3700/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Смелых Наталья Юрьевна (ИНН 170104468129 ОГРНИП 305170108000011) (далее - ИП Смелых Н.Ю., предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 170101859607, ОГРН 1071701000183) (далее - Министерство).
- - о признании незаконными действий (бездействия) Министерства, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - обязании Министерства предоставить ИП Смелых Н.Ю., в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке в аренду земельный участок размером 24 кв. м, адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 11, кадастровый номер 17:18:0105023:100 в целях использования его под размещение временного торгового сооружения путем заключения договора аренды земельного участка;
- - выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
- в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта на земельный участок принять решение о передаче ИП Смелых Н.П., в аренду земельного участка и направлении копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 31 января 2014 года требования удовлетворены частично. Признано незаконными бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившиеся в отказе предоставить ИП Смелых Н.Ю. земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы ИП Смелых Н.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
С Министерства взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в пользу ИП Смелых Н.Ю. в сумме 2200 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что им осуществлены все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" по результатам рассмотрения обращения (вх. от 10.04.2013 N 2109), в адрес ИП Смелых Н.Ю. был направлен ответ (исх. от 18.04.2013 N СК-1846).
ИП Смелых Н.Ю. в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, то есть в той части, в которой суд удовлетворил требования. Лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла и ИП Смелых Н.Ю. заключен договор от 25.04.2008 N 890183 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения", согласно пункту 1.1 которого Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: киоск, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", общей площадью 24 кв. м.
В соответствии с разделом 2 договора 25.04.2008 N 890183 срок действия договора установлен до 01.05.2009.
Согласно листу продления к договору от 25.04.2008 N 890183 срок действия указанного договора продлевался до 01.01.2009, до 01.01.2010, до 01.04.2010, до 01.08.2010, до 01.01.2011.
08 апреля 2013 года предприниматель обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 24 кв. м под торговым киоском N 11 напротив кинотеатра "Найырал" (вх. от 08.04.2013 N 1901).
Предприниматель посчитав, что заявление не рассмотрено, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Департамент, действия которого оспариваются.
В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 19.01.2011 N 274 "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округ "Город Кызыл Республики Тыва" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Министерством земельных и имущественных отношений.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" (далее - Порядок N 81).
Указанный Порядок N 81 устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Таким образом, согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком N 81 действия Министерства и сроки их исполнения, Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 22.04.2013, должно было направить в Мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего Министерство (в случае наличия оснований) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от Мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 Порядка N 81, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня принятия решения (08.04.2013 + две недели + месяц + две недели + 1 неделя).
Из материалов дела следует, что 08.04.2013 ИП Смелых Н.Ю. подала заявление (вх. N 1901) в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 11.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства подготовки и направления в адрес ИП Смелых Н.Ю. какого-либо ответа на заявление.
Министерство указывает, что им осуществлены все действия, предусмотренные Порядком N 81, по результатам рассмотрения обращения в адрес ИП Смелых Н.Ю. был направлен ответ (исх. от 18.04.2013 N СК-1846).
В материалы дела представлено письмо Министерства от 29.05.2013 N СК-2475, в котором указано на отказ в продлении договора аренды под установку временных мобильных сооружений.
Вместе с тем судом установлено, что адресатом письма от 29.05.2013 N СК-2475 является Косарева Людмила Петровна, а не ИП Смелых Н.Ю., в указанном письме отсутствует ссылки на заявление от 08.04.2013. Имеется указание, что письмо является ответом на обращение от 29.04.2013 N 678/13-1-0.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Министерством факта рассмотрения обращения ИП Смелых Н.Ю.
При таких условиях апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, сделав вывод о не рассмотрении обращения, суд признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в отказе предоставить ИП Смелых Н.Ю. земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, тогда как факт отказа материалами дела не подтвержден и противоречит выводам суда первой инстанции.
Обращаясь в заявлением в суд первой инстанции, предприниматель просила признать незаконными действия (бездействие) Министерства, выразившихся в отказе предоставить в аренду земельный участок.
В ходе судебного разбирательства требования не уточнялись.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 23.04.2013 N 608-О, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не вытекает право того или иного лица на судебное разбирательство его дела в определенной процедуре, - такое право закрепляется федеральным законом, в частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, если лицо полагает, что его права нарушены, то оно вправе обратиться за судебной защитой, руководствуясь при этом процессуальными нормами соответствующего кодекса - в рассматриваемом случае - Арбитражного процессуального. При этом какие конкретно права нарушены и чем именно, а также каким образом оно требует их защитить, обратившееся лицо указывает суду в заявлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормы права.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Обжалованию в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат и "действия" и "бездействие".
Вместе с тем, "действия" выражаются в совершении каких-либо поступков, издании актов и предполагают создание правовых последствий в результате принимаемых для этого усилий. В то же время "бездействие" - это отсутствие совершения действий, не издание актов, не принятие мер в тех случаях, когда они должны были быть приняты, то есть "бездействие" - это уклонение от активных действий. В силу чего невозможно одновременно совершить и действия и бездействие в отношении одного и того же предмета.
В отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции предприниматель указала, что ею обжаловалось именно бездействие, поскольку на свое заявление ответа она не получила.
Исходя из пояснений заявителя и обстоятельств дела апелляционной суд делает вывод, что обжаловалось бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года. Отказа по существу заявления, как результата его рассмотрения в виде ненормативного акта не было, и обжаловаться он не мог. Указание заявителя "выразившихся в отказе предоставить" является констатацией того обстоятельства, что земельный участок в результате бездействия предоставлен не был.
В силу части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Суд исходит из того, что резолютивная часть решения в обжалуемой части не соответствует установленным обстоятельствам и сделанным судом первой инстанции выводам, и, на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить, как не соответствующий обстоятельствам дела, абзац второй резолютивной части решения изложив его следующим образом: "Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года".
Арбитражным судом Республики Тыва была применена мера восстановления прав заявителя - суд обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы ИП Смелых Н.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из того что нарушение прав предпринимателя выразилось именно в бездействии по нерассмотрению заявления в установленном порядке, принятая судом первой инстанции восстановительная мера является выбранной верно, соразмерной требованиям и обеспечивает реальное восстановление прав заявителя. Апелляционный суд не находит оснований для изменения решения суда в этой части.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года по делу N А69-3700/2013 в обжалуемой части изменить, абзац второй резолютивной части решения изложить следующим образом: "Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по нерассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Смелых Натальи Юрьевны вх. N 1901 от 08.04.2013 года".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)