Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-26710/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А55-26710/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича - Поляков О.Н., копия паспорта,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2014 года по делу N А55-26710/2013, судья Бойко С.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, (ОГРНИП 304631235800060),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,

установил:

Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе дома N 23, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо", содержащийся в сообщении N 12-1/2484/11-а от 03.10.2013 г., и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 11 марта 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении предпринимателю Полякову Олегу Николаевичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе дома N 23, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо", содержащийся в Сообщении N 12-1/2484/11-а от 03.10.2013 г., и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Полякова Олега Николаевича путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе дома N 23, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо", и направления проекта договора аренды (л.д. 74-75).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ИП Полякову О.Н. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы считает, что Схема размещения нестационарных объектов на территории городского округа Самара была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 года N 377.
Вместе с тем размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме не предусмотрено.
Отмечает, что часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, не подлежит применению, поскольку ранее указанный земельный участок не был предоставлен на каком-либо праве и не использовался заявителем.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области без удовлетворения.
Отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич 06.09.2011 года обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/2484/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе дома N 23, площадью 10,0 кв. м, в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Согласно материалам дела 26.03.2010 г. решением арбитражного суда по делу N А55-34747/2009 было признано незаконным заключение уполномоченного муниципального органа о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
Поскольку заявление предпринимателя Полякова О.Н. от 06.09.2011 г. Министерством имущественных отношений Самарской области не было рассмотрено в сроки, установленные законодательством, решением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2012 г. по делу N А55-21760/2011 на Министерство имущественных отношений Самарской области была возложена обязанность рассмотреть заявление Полякова О.Н. по существу заявленных требований.
05.09.2012 г. Министерство, рассмотрев указанное заявление, отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-33196/2012 отказ от 05.09.2012 г. Министерства имущественных отношений Самарской области был признан незаконным. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сообщением N 12-1/2484/11-а от 03.10.2013 года Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивировав тем, что Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной Постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 г. N 377, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе дома N 23, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо", содержащийся в Сообщении N 12-1/2484/11-а от 03.10.2013 года, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
11 марта 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что по данному земельному участку заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу А55-34747/2009 от 26.03.2009 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г. вынесено распоряжение N РД-1157 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На момент возникновения спорных правоотношений Министерство имущественных отношений Самарской области обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0104003:1858.
Таким образом, материалами данного дела установлено, что ответчиком не соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Несостоятелен довод подателя апелляционной жалобы о невозможности предоставления спорного земельного участка ввиду его отсутствия в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 г. N 377.
Исходя из статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Между тем, в силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Предприниматель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области за предоставлением земельного участка под установку временного киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией в 2009 году, впоследствии заявителем проводилась работа по формированию данного земельного участка, постановке его на кадастровый учет, восстанавливались нарушенные права в судебном порядке.
На момент обращения предпринимателя к ответчику Схема размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Самара, на которую сослался податель жалобы, утверждена не была.
Таким образом, отсутствие объектов нестационарной торговли заявителя в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления спорного земельного участка.
Судебная коллегия считает, что оспариваемый заявителем отказ ответчика противоречит статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьям 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичные выводы содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2014 года по делу N А55-26710/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
П.В.БАЖАН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)