Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Муриной М.Е., действующей на основании доверенности от 10.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 по делу N А82-5278/2014, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" (ИНН: 7605018172, ОГРН: 1037600600520)
к Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (ИНН: 7604058662, ОГРН: 1027600681580),
третье лицо: Драбо Марина Александровна,
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" (далее заявитель, ООО "АВС-дизайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент) от 27.03.2014 N 2-в в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию домов: строительный N 3 и N 4 со встроенным объектом соцкультбыта в стр. N 3, с гаражом в стр. N 4 и инженерными коммуникациями; расположенных в квартале, ограниченном ул. М.Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского, а также об обязании ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию домов: строительный N 3 и N 4 со встроенным объектом соцкультбыта в стр. N 3, с гаражом в стр. N 4 и инженерными коммуникациями; расположенных в квартале, ограниченном ул. М. Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АВС-дизайн" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель приводит доводы о том, что проектная документация по застройке квартала, в том числе и спорных домов N 3 и N 4 была выполнена до утверждения формы градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), в связи с чем указанный документ не требовался для получения разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию; заключение Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области от 12.03.2014 подтверждает, что спорные объекты соответствуют проектной документации и техническим регламентам. Общество считает, что градостроительный план земельного участка в силу статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не должен оформляться для строительства указанных выше объектов, в связи с чем отказ Департамента по вводу жилых домов в эксплуатацию является незаконным.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Департамент и Драбо М.А. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.09.2006 на основании обращения ООО "АВС-дизайн" Департамент выдал заявителю ГПЗУ, из которого следует, что строительство жилых домов N 3 и N 4 должно осуществляться на земельном участке с кадастровым номером 76:23:04 06 01:0030 (т. 1, л.д. 52).
25.01.2008 Обществу выданы разрешения на строительство указанных выше домов.
В 2014 году ООО "АВС-дизайн" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов: стр. N 3 со встроенным объектом соцкультбыта и инженерными коммуникациями; стр. N 4 с гаражом и инженерными коммуникациями, расположенных в квартале, ограниченном ул. М. Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского.
Письмом от 27.03.2014 N 2-В (т. 1, л.д. 38) Департамент отказал Обществу в предоставлении испрашиваемых разрешений на основании пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) в связи с несоответствием объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, которое заключается в том, что построенный жилой дом N 3 выходит за границу предоставленного земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0011, находящегося в общей долевой собственности Драбо М.А. и ООО "АВС-дизайн", согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.03.2014; построенный жилой дом стр. N 4 выходит за границу предоставленного земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:43, предоставленного в аренду ООО "АВС-дизайн" для целей, не связанных со строительством - для размещения строительной площадки.
Считая, что отказ в выдаче разрешений на строительство является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "АВС-дизайн" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражной суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 4, 198, 201 АПК РФ, статьи 55 ГСК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом факт нарушения обжалованным ненормативным актом, решением или действием прав и законных интересов заявителя, а также возможность восстановления нарушенных прав по результатам рассмотрения данного дела должен доказать последний.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 8 ГСК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Частью 9 статьи 51 ГСК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГСК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 названного Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
На основании частей 2 и 3 статьи 55 ГСК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются, в частности следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок (п. 1); градостроительный план земельного участка (п. 2); разрешение на строительство (п. 3); акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (п. 4); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (п. 5); документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (п. 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (п. 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (п. 8).
В силу пункта 2 части 6 статьи 55 ГСК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в том числе, несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В данном случае основанием отказа Департамента в выдаче ООО "АВС-дизайн" разрешения на ввод жилых домов N 3 и N 4 в эксплуатацию явилось несоответствие объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030, выданного заявителю 27.09.2006.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что построенный жилой дом N 3 выходит за границу предоставленного для строительства земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0011, находящегося в общей долевой собственности Драбо М.А. и ООО "АВС-дизайн", а построенный жилой дом стр. N 4 выходит за границу земельного участка N 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:43, предоставленного в аренду ООО "АВС-дизайн" для целей, не связанных со строительством - для размещения строительной площадки. Таким образом, при строительстве названных объектов Обществом допущено нарушение требований ГПЗУ. В этой связи отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию домов, выраженный в письме от 27.03.2014 N 2-в, соответствует положениям п. 2 ч. 6 ст. 55 ГСК РФ и является законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 4 Вводного закона, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие ГСК РФ, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 ГСК РФ не применяются (пункт 2 статьи 4 Вводного закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 названного Закона до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 ГСК РФ не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".
Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, опубликована и начала действовать с 27.11.2006.
Таким образом, обязанность по предоставлению градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство возникает с момента утверждения Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка (29.12.2005).
В рассматриваемом случае ГПЗУ выдан ООО "АВС-дизайн" 27.09.2006 на основании его обращения, разрешения на строительство жилых домов выданы Обществу 25.01.2008.
В связи с тем, что Департаментом разрешения на строительство от 25.01.2008 выданы ООО "АВС-дизайн" после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, для получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Общество было обязано представить градостроительный план земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что Департамент, установив несоответствие возведенных Обществом объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, вправе был отказать заявителю в выдаче разрешений на ввод жилых домов в эксплуатацию.
Кроме того суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что утвержденный и выданный в установленном порядке заявителю ГПЗУ не был им оспорен, поэтому застройщик должен был соблюдать при строительстве объекта требования этого градостроительного плана. Наличие кадастровой ошибки при определении границ земельного участка, подлежащего застройке, не освобождает застройщика от соблюдения требований ГПЗУ. Кадастровая ошибка могла быть исправлена в установленном законом порядке, что Обществом не было сделано.
При таких обстоятельствах отказ Департамента в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию соответствует положениям ч. 6 ст. 55 ГСК РФ и не нарушает права и законные интересы ООО "АВС-дизайн" в сфере предпринимательской деятельности. В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 31.07.2014, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 по делу N А82-5278/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 31.07.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N А82-5278/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N А82-5278/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Муриной М.Е., действующей на основании доверенности от 10.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 по делу N А82-5278/2014, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" (ИНН: 7605018172, ОГРН: 1037600600520)
к Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (ИНН: 7604058662, ОГРН: 1027600681580),
третье лицо: Драбо Марина Александровна,
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" (далее заявитель, ООО "АВС-дизайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент) от 27.03.2014 N 2-в в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию домов: строительный N 3 и N 4 со встроенным объектом соцкультбыта в стр. N 3, с гаражом в стр. N 4 и инженерными коммуникациями; расположенных в квартале, ограниченном ул. М.Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского, а также об обязании ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию домов: строительный N 3 и N 4 со встроенным объектом соцкультбыта в стр. N 3, с гаражом в стр. N 4 и инженерными коммуникациями; расположенных в квартале, ограниченном ул. М. Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АВС-дизайн" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель приводит доводы о том, что проектная документация по застройке квартала, в том числе и спорных домов N 3 и N 4 была выполнена до утверждения формы градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), в связи с чем указанный документ не требовался для получения разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию; заключение Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области от 12.03.2014 подтверждает, что спорные объекты соответствуют проектной документации и техническим регламентам. Общество считает, что градостроительный план земельного участка в силу статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не должен оформляться для строительства указанных выше объектов, в связи с чем отказ Департамента по вводу жилых домов в эксплуатацию является незаконным.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Департамент и Драбо М.А. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.09.2006 на основании обращения ООО "АВС-дизайн" Департамент выдал заявителю ГПЗУ, из которого следует, что строительство жилых домов N 3 и N 4 должно осуществляться на земельном участке с кадастровым номером 76:23:04 06 01:0030 (т. 1, л.д. 52).
25.01.2008 Обществу выданы разрешения на строительство указанных выше домов.
В 2014 году ООО "АВС-дизайн" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов: стр. N 3 со встроенным объектом соцкультбыта и инженерными коммуникациями; стр. N 4 с гаражом и инженерными коммуникациями, расположенных в квартале, ограниченном ул. М. Пролетарской, Которосльным переулком, 2-ой Закоторосльной набережной и пер. Подвойского.
Письмом от 27.03.2014 N 2-В (т. 1, л.д. 38) Департамент отказал Обществу в предоставлении испрашиваемых разрешений на основании пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) в связи с несоответствием объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, которое заключается в том, что построенный жилой дом N 3 выходит за границу предоставленного земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0011, находящегося в общей долевой собственности Драбо М.А. и ООО "АВС-дизайн", согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.03.2014; построенный жилой дом стр. N 4 выходит за границу предоставленного земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:43, предоставленного в аренду ООО "АВС-дизайн" для целей, не связанных со строительством - для размещения строительной площадки.
Считая, что отказ в выдаче разрешений на строительство является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "АВС-дизайн" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражной суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 4, 198, 201 АПК РФ, статьи 55 ГСК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом факт нарушения обжалованным ненормативным актом, решением или действием прав и законных интересов заявителя, а также возможность восстановления нарушенных прав по результатам рассмотрения данного дела должен доказать последний.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 8 ГСК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Частью 9 статьи 51 ГСК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГСК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 названного Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
На основании частей 2 и 3 статьи 55 ГСК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются, в частности следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок (п. 1); градостроительный план земельного участка (п. 2); разрешение на строительство (п. 3); акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (п. 4); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (п. 5); документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (п. 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (п. 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (п. 8).
В силу пункта 2 части 6 статьи 55 ГСК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в том числе, несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В данном случае основанием отказа Департамента в выдаче ООО "АВС-дизайн" разрешения на ввод жилых домов N 3 и N 4 в эксплуатацию явилось несоответствие объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030, выданного заявителю 27.09.2006.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что построенный жилой дом N 3 выходит за границу предоставленного для строительства земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:0011, находящегося в общей долевой собственности Драбо М.А. и ООО "АВС-дизайн", а построенный жилой дом стр. N 4 выходит за границу земельного участка N 76:23:040601:0030 и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:43, предоставленного в аренду ООО "АВС-дизайн" для целей, не связанных со строительством - для размещения строительной площадки. Таким образом, при строительстве названных объектов Обществом допущено нарушение требований ГПЗУ. В этой связи отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию домов, выраженный в письме от 27.03.2014 N 2-в, соответствует положениям п. 2 ч. 6 ст. 55 ГСК РФ и является законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 4 Вводного закона, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие ГСК РФ, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 ГСК РФ не применяются (пункт 2 статьи 4 Вводного закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 названного Закона до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 ГСК РФ не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".
Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, опубликована и начала действовать с 27.11.2006.
Таким образом, обязанность по предоставлению градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство возникает с момента утверждения Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка (29.12.2005).
В рассматриваемом случае ГПЗУ выдан ООО "АВС-дизайн" 27.09.2006 на основании его обращения, разрешения на строительство жилых домов выданы Обществу 25.01.2008.
В связи с тем, что Департаментом разрешения на строительство от 25.01.2008 выданы ООО "АВС-дизайн" после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, для получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Общество было обязано представить градостроительный план земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что Департамент, установив несоответствие возведенных Обществом объектов капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, вправе был отказать заявителю в выдаче разрешений на ввод жилых домов в эксплуатацию.
Кроме того суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что утвержденный и выданный в установленном порядке заявителю ГПЗУ не был им оспорен, поэтому застройщик должен был соблюдать при строительстве объекта требования этого градостроительного плана. Наличие кадастровой ошибки при определении границ земельного участка, подлежащего застройке, не освобождает застройщика от соблюдения требований ГПЗУ. Кадастровая ошибка могла быть исправлена в установленном законом порядке, что Обществом не было сделано.
При таких обстоятельствах отказ Департамента в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию соответствует положениям ч. 6 ст. 55 ГСК РФ и не нарушает права и законные интересы ООО "АВС-дизайн" в сфере предпринимательской деятельности. В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 31.07.2014, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2014 по делу N А82-5278/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АВС-дизайн" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 31.07.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)