Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-12649/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-12649/2014


Судья Тройно П.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 18 июня 2014 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
на решение Ступинского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года по делу по заявлению З. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, обязании провести кадастровый учет объекта недвижимости, взыскании расходов на оплату услуг представителя,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области К.,
установила:

З. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 13.08.2013 г. N МО-13/РКФ-37.6313 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области незаконным, обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, в двадцатидневный срок, с момента вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости, площадью 67,8 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты> взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя 30000 рублей.
В обоснование указал, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке выстроил жилой дом, представил документы для постановки его на кадастровый учет, в чем ему было незаконно отказано.
В судебном заседании представитель З. по доверенности заявление поддержала.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения. "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из представленных документов, З. на основании договора купли-продажи от 24.02.1995 года N 774, удостоенного нотариусом И., принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 1000 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства. Свидетельство о праве собственности выдано 28.02.1995 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ступинского района Московской области.
Постановлением главы Дубневской сельской администрации Ступинского района Московской области от 03.04.1995 года N 63/9 З. разрешено строительство жилого дома для постоянного проживания в <данные изъяты> на земельном участке площадью 0,10 га (л.д. 26).
30.05.1995 года УАиГ администрации Ступинского района Московской области З. выдано разрешение на строительство жилого дома, х/сарая, уборной, ограждения, срок начала работ - май 1995 года, окончания работ - май 1998 года (л.д. 27).
16.07.2013 года З. обратился в Ступинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением, в котором просил поставить на кадастровый учет здание, расположенного в <данные изъяты> и выдать кадастровый паспорт объекта недвижимости.
К заявлению был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объект незавершенного строительства (поэтажный план) от 15.07.2013 года, составленный кадастровым инженером <данные изъяты>.
В техническом плане объекта незавершенного строительства имеется описание объекта незавершенного строительства, проектная, документация, разрешение на строительство, кадастровая выписка на земельный участок.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию истцом не представлено.
13.08.2013 года решением отдела кадастрового учета N 4 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-13/РКФ-376313 в осуществлении кадастрового учета отказано на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона. Решением обосновано тем, что в нарушение п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом от 1 сентября 2010 года N 403, сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав приложения. При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем здания. В данном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является необъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент обращения З. в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и принятия оспариваемого решения, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
- Согласно пп. 3 указанной нормы необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

- Исходя из требований п. 1 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент обращения З. и принятия оспариваемого решения, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В силу п. 2 данной статьи в той же редакции в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
На основании п. 8 ст. 41 Закона "О государственном кадастре недвижимости" в той же редакции сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В силу положений п. 10 той же ст. 41 форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403"Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав Приложения.
При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем здания (далее - Декларация). В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, также включаются в состав Приложения.
В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровый план соответствующей территории.

Согласиться с выводом суда нельзя.
По мнению судебной коллегии, суд не учел, что при подготовке технического плана кадастровый инженер обязан использовать предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации для соответствующих случаев документы.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 г., то технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Усматривается, что у заявителя имелось разрешение на строительство индивидуального жилого дома; разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию отсутствовало в силу того, что оно не требуется до 1 марта 2015 года; технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 года, не представлен.
Следовательно, основанием к изготовлению технического плана на жилой дом должна была являться в соответствии с требованиями п. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заверенная правообладателем декларация об объекте недвижимости, являющаяся неотъемлемой частью такого технического плана.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку заверенная З. декларация о выстроенном заявителем жилом доме совместно с техническим планом в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" не представлена, судебная коллегия считает принятое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующим требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в полном объеме с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требования З. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 13.08.2013 года N МО-13/РКФ-376313.
Поскольку судебная коллегия не нашла оснований к удовлетворению основного требования, то на основании положений ст. 98 ГПК РФ также подлежит отклонению требование З. о возмещении расходов на услуги представителя.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Ступинского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления З. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 13.08.2013 года N МО-13/РКФ-376313, обязании провести кадастровый учет объекта недвижимости, взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)