Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича - Абрамова М.С., доверенность от 27.03.2014 г.;
- от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2014 года по делу N А55-3533/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, (ОГРНИП 314631902200103), г. Самара,
к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, 446370, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Комсомольская, 92 "А",
о признании незаконным отказа предоставлении земельного участка,
установил:
Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликс Гаврилович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения предмета заявленных требований (л.д. 24-36), отраженного в протоколе судебного заседания (л.д. 80 оборотная сторона), просил суд:
- -"признать незаконным Отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (Письмо от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278) в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49ть лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка;
- -обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, путем принятия решения о предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49-лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, не позднее 3ех дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (л.д. 3, 4).
Решением Арбитражного суда Самаркой области от 24.04.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. при вынесении решения суда нарушены нормы процессуального права, выраженные в ст. ст. 8, 9 АПК РФ
Податель жалобы считает, что к сложившимся правоотношениям по предоставлению указанного выше земельного участка не подлежат применению нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", поскольку ссылки на Федеральный закон от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении отсутствуют.
Податель жалобы ссылается на то, что из содержания заявления не усматривается волеизъявление заявителя в предоставлении земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", с учетом чего данное заявление было рассмотрено и рассматривается в соответствии с нормами, установленными ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебное заседание представитель МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области.
Представитель Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель в установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был зарегистрирован 22 января 2014 года в качестве индивидуального предпринимателя - Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается имеющимися в материалах дела Свидетельством от 22 января 2014 года серия 63 N 006069257 "О государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства" (л.д. 5) и Выпиской из ЕГРИП (л.д. 6, 7).
В целях осуществления предпринимательской деятельности в качестве Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель в установленном Законом порядке обратился посредством подачи Заявления от 27 января 2014 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по вопросу предоставления ему в аренду сроком на 49ть лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка (л.д. 28).
Указанное заявление Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича было фактически получено Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области - 03 февраля 2014 года, о чем свидетельствует оттиск штампа, с проставленными датой и входящим номером (л.д. 28 нижний правый угол документа).
Одновременно в качестве приложений к заявлению от 27 января 2014 года Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликс Гаврилович представил в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области копию кадастрового паспорта земельного участка от 09 января 2014 года N 63-00-102/14-792 (л.д. 29-33) и копию Свидетельства от 22 января 2014 года серия 63 N 006069257 "О государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства" (л.д. 34).
По результатам рассмотрения указанного Заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области только 25 марта 2014 года было подготовлено и направлено в адрес заявителя Письмо исходящий номер 1278, в котором содержится отказ последнему в предоставлении испрашиваемого земельного участка аренду сроком на 49ть лет площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка (л.д. 36, 37).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Главой КФХ Манвелян Ф.Г. требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Из содержания письма от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278 следует, что отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, обоснован следующим:
Первоначально обращаясь с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, а также при формировании земельного участка Манвелян Феликс Гаврилович не являлся Главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка обращался гражданин Манвелян Феликс Гаврилович, что, по мнению заинтересованного лица, противоречит пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой, за предоставлением земельного участка обращаются главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства.
При этом ссылаясь на данную правовую норму Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" заинтересованное лицо делает вывод, что к сложившимся правоотношениям по предоставлению указанного выше земельного участка правовые нормы данного нормативного правового акта не подлежат применению.
Отказывая заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка заинтересованное лицо также полагает необходимым опубликования информации о земельных участках, при этом ссылается на процедуру формирования земельного участка, прописанную в Положении "О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский Самарской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденным Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 марта 2007 года N 8-сп.
Кроме того, в данном случае, по мнению заинтересованного лица, предоставление спорного земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с подпунктом 3.10 пункта 3 указанного выше Положения.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
От имени органов местного самоуправления распоряжение не разграниченными земельными участками на территории муниципального района Красноярский Самарской области осуществляет Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области.
В ходе судебного разбирательства представитель Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича пояснил суду, что его доверитель неоднократно обращался в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, поскольку испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для организации деятельности Крестьянского (фермерского) хозяйства.
Только после истечения длительного периода Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области было издано Распоряжение от 14 мая 2013 года N 466-с "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Впоследствии на основании Распоряжений Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, соответственно: от 14 мая 2013 года N 466-с и от 27 декабря 2013 года N 1615-с, "О внесении изменения в Распоряжение от 14 мая 2013 года N 466-с "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсом Гавриловичем за свой счет был изготовлен межевой план земельного участка, после чего, он обратился в органы кадастрового учета за постановкой на кадастровый учет земельного участка в соответствии с утвержденными ранее схемами земельного участка".
Судом первой инстанции правильно учтено, что первоначально заявление о предоставлении спорного земельного участка Манвелян Феликс Гаврилович подавал заинтересованному лицу в 2011 году, что не отрицается последним, но, в данный период пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления.
Изменения в указанную правовую норму Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части указание на то, что заявление подает Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства) были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты" который вступил в силу - 01 января 2014 года.
В данном Законе отсутствует ссылка на то, что его действие распространяется на правоотношения, сложившиеся ранее, а по правилам законоприменения Закон без специального указания обратной силы не имеет, следовательно, пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в новой редакции к заявлению, поданному Манвелян Феликсом Гавриловичем заинтересованному лицу до 01 января 2014 года, не применим.
Кроме того, установленный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предусматривает первоначальное обращение соответствующего заинтересованного лица за формированием земельного участка и лишь впоследствии - подачу вторичного заявления с предоставлением кадастрового паспорта непосредственно для предоставления земельного участка на правах собственности либо аренды.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14ти дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Ссылка заинтересованного лица в оспариваемом отказе на отсутствие публикации о формировании спорного земельного участка несостоятельна, поскольку в данном случае испрашиваемый Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсом Гавриловичем в аренду земельный участок был на момент его обращения с заявлением от 27 января 2014 года сформирован, при чем за счет последнего, и поставлен в установленном Законом порядке на кадастровый учет, при этом в Положении "О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский Самарской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденном Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 марта 2007 года N 8-сп, процедура предоставления таких земельных участков регламентирована отдельно в пункте 5ом Положения.
Так, согласно пункту 5 указанного Положения - "Особенности предоставления земельных участков, границы которых установлены на местности и которые поставлены на государственный кадастровый учет, их частей":
- -гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки, границы которых установлены на местности и которые поставлены на государственный кадастровый учет до момента публикации информационного сообщения. Предоставление указанных земельных участков осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом (подпункт 5.1 пункта 5 Положения);
- -решение о предоставлении земельного участка, указанного в подпункте 5.1 настоящего Положения, принимается администрацией муниципального района Красноярский в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский в течение 2ух недель с момента истечения срока подачи заявлений (подпункт 5.2 пункта 5 Положения);
- -заключение договоров купли-продажи или аренды земельных участков, указанных в подпункте 5.1 настоящего Положения, осуществляется Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский в лице Фонда имущества муниципального района Красноярский в 2ух недельный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка (подпункт 5.3 пункта 5 Положения).
Судом верно отмечено в решении, что применительно в рассматриваемой ситуации при обращении заявителя к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка по истечении 2-х недель последним должно быть принято решение о предоставлении земельного участка, при этом дополнительных процедур, в виде запросов соответствующих дополнительных документов либо информационных публикаций в данном случае в соответствии с пунктом 5 указанного выше Положения не требуется, в связи с чем ссылка Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области на отсутствие публикации информационного сообщения о формировании земельного участка при отказе заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого, им уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, является необоснованной и противоречащей приведенному Положению и Федеральному закону от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 ноября 2013 года N 7865/13, позицией федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 23 мая 2012 года по делу N А63-4946/2011, от 21 июня 2012 года по делу N А63-6436/2011, от 11 марта 2012 года по делу N А32-16049/2010.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным кодексом и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Следовательно, правовые нормы Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливают особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и являются специальными по отношению к правовым нормам Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По смыслу статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъекта крестьянских (фермерских) хозяйств.
В материалах настоящего дела отсутствуют, а заинтересованное лицо в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду надлежащие доказательства того, что относительно спорного земельного участка, помимо заявителя -Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвеляна Феликса Гавриловича, претендуют несколько (два и более) специальных субъекта крестьянских (фермерских) хозяйств, в связи с чем, проведение торгов не требуется.
С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об ошибочности довода заинтересованного лица о необходимости в данном случае проведения торгов.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях, соответственно: от 27 декабря 2012 года N ВАС-17192/12, от 13 марта 2013 года N ВАС-18375/12, позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 20 ноября 2012 года по делу N А55-5518/2012, от 26 февраля 2013 года по делу N А49-2957/2012, от 11 марта 2013 года по делу N А55-2579/2012, от 10 июня 2013 года по делу N А65-28553/2010, от 18 декабря 2012 года по делу N А65-5662/2010, позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 20 ноября 2013 года по делу N А65-22337/2012.
В данном случае оспариваемый отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (Письмо от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278) в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не предоставление земельного участка в аренду создает препятствие в осуществлении Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства именно специфической сельскохозяйственной деятельности, которая является его основным видом деятельности.
С учетом изложенного, а также положений ст. 200, 201 АПК РФ судом 1 инстанции правомерно удовлетворены заявленные Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Ф.Г. требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Порядок, прописанный в ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает сначала обращение за формированием земельного участка, а потом подачу вторичного заявления с предоставлением кадастрового паспорта непосредственно для предоставления земельного участка на правах собственности либо аренды
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Позиция заявителя по предоставлению сформированного земельного участка подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Центрального округа от 03.10.2012 г. по делу А36-4038/2011.
Ссылка Комитета на отсутствие публикации информационного сообщения о формировании земельного участка при отказе в предоставлении уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, является необоснованной и противоречащей нормам положения и закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Позиция КФХ подтверждается так же судебной практикой: Постановление Президиума ВАС РФ N 7865/13 от 19.11.2013 г., Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2012 г. по делу A63-4946/2011. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2012 г. по делу А63-6436/2011 г., Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2012 г. по делу А32-16049/2010.
Ссылка Комитета на необходимость проведения торгов является необоснованной.
Комитет в апелляционной жалобе не ссылается на наличие заявлений от нескольких специальных субъектов о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка. Следовательно, заявитель является единственным претендентом (крестьянским (фермерским) хозяйством) и следовательно имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в особом порядке. В данном случае в соответствии с указанными нормами проведение торгов не требуется.
Позиция КФХ подтверждается многочисленной судебной практикой: Определение Высшего Арбитражного суда от 27.12.2012 г. N ВАС-17192/12, Определение Высшего Арбитражного Суда от 13.03.2013 г. N ВАС-18375/12, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 г. по делу А55-5518/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2013 г. по делу А49-2957/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2013 г. по делу А55-2579/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.06.2013 г. по делу А65-28553/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2012 г. по делу А65-5662/2010, Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 г. по делу N А65-22337/2012.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2014 года по делу N А55-3533/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3533/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А55-3533/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича - Абрамова М.С., доверенность от 27.03.2014 г.;
- от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2014 года по делу N А55-3533/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, (ОГРНИП 314631902200103), г. Самара,
к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, 446370, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Комсомольская, 92 "А",
о признании незаконным отказа предоставлении земельного участка,
установил:
Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликс Гаврилович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения предмета заявленных требований (л.д. 24-36), отраженного в протоколе судебного заседания (л.д. 80 оборотная сторона), просил суд:
- -"признать незаконным Отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (Письмо от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278) в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49ть лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка;
- -обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, путем принятия решения о предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49-лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, не позднее 3ех дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (л.д. 3, 4).
Решением Арбитражного суда Самаркой области от 24.04.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. при вынесении решения суда нарушены нормы процессуального права, выраженные в ст. ст. 8, 9 АПК РФ
Податель жалобы считает, что к сложившимся правоотношениям по предоставлению указанного выше земельного участка не подлежат применению нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", поскольку ссылки на Федеральный закон от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении отсутствуют.
Податель жалобы ссылается на то, что из содержания заявления не усматривается волеизъявление заявителя в предоставлении земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", с учетом чего данное заявление было рассмотрено и рассматривается в соответствии с нормами, установленными ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебное заседание представитель МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области.
Представитель Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель в установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был зарегистрирован 22 января 2014 года в качестве индивидуального предпринимателя - Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается имеющимися в материалах дела Свидетельством от 22 января 2014 года серия 63 N 006069257 "О государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства" (л.д. 5) и Выпиской из ЕГРИП (л.д. 6, 7).
В целях осуществления предпринимательской деятельности в качестве Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель в установленном Законом порядке обратился посредством подачи Заявления от 27 января 2014 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по вопросу предоставления ему в аренду сроком на 49ть лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка (л.д. 28).
Указанное заявление Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича было фактически получено Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области - 03 февраля 2014 года, о чем свидетельствует оттиск штампа, с проставленными датой и входящим номером (л.д. 28 нижний правый угол документа).
Одновременно в качестве приложений к заявлению от 27 января 2014 года Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликс Гаврилович представил в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области копию кадастрового паспорта земельного участка от 09 января 2014 года N 63-00-102/14-792 (л.д. 29-33) и копию Свидетельства от 22 января 2014 года серия 63 N 006069257 "О государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства" (л.д. 34).
По результатам рассмотрения указанного Заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области только 25 марта 2014 года было подготовлено и направлено в адрес заявителя Письмо исходящий номер 1278, в котором содержится отказ последнему в предоставлении испрашиваемого земельного участка аренду сроком на 49ть лет площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер -63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка (л.д. 36, 37).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Главой КФХ Манвелян Ф.Г. требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Из содержания письма от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278 следует, что отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, обоснован следующим:
Первоначально обращаясь с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, а также при формировании земельного участка Манвелян Феликс Гаврилович не являлся Главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка обращался гражданин Манвелян Феликс Гаврилович, что, по мнению заинтересованного лица, противоречит пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой, за предоставлением земельного участка обращаются главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства.
При этом ссылаясь на данную правовую норму Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" заинтересованное лицо делает вывод, что к сложившимся правоотношениям по предоставлению указанного выше земельного участка правовые нормы данного нормативного правового акта не подлежат применению.
Отказывая заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка заинтересованное лицо также полагает необходимым опубликования информации о земельных участках, при этом ссылается на процедуру формирования земельного участка, прописанную в Положении "О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский Самарской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденным Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 марта 2007 года N 8-сп.
Кроме того, в данном случае, по мнению заинтересованного лица, предоставление спорного земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с подпунктом 3.10 пункта 3 указанного выше Положения.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
От имени органов местного самоуправления распоряжение не разграниченными земельными участками на территории муниципального района Красноярский Самарской области осуществляет Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области.
В ходе судебного разбирательства представитель Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликса Гавриловича пояснил суду, что его доверитель неоднократно обращался в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, поскольку испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для организации деятельности Крестьянского (фермерского) хозяйства.
Только после истечения длительного периода Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области было издано Распоряжение от 14 мая 2013 года N 466-с "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Впоследствии на основании Распоряжений Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, соответственно: от 14 мая 2013 года N 466-с и от 27 декабря 2013 года N 1615-с, "О внесении изменения в Распоряжение от 14 мая 2013 года N 466-с "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсом Гавриловичем за свой счет был изготовлен межевой план земельного участка, после чего, он обратился в органы кадастрового учета за постановкой на кадастровый учет земельного участка в соответствии с утвержденными ранее схемами земельного участка".
Судом первой инстанции правильно учтено, что первоначально заявление о предоставлении спорного земельного участка Манвелян Феликс Гаврилович подавал заинтересованному лицу в 2011 году, что не отрицается последним, но, в данный период пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления.
Изменения в указанную правовую норму Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части указание на то, что заявление подает Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства) были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты" который вступил в силу - 01 января 2014 года.
В данном Законе отсутствует ссылка на то, что его действие распространяется на правоотношения, сложившиеся ранее, а по правилам законоприменения Закон без специального указания обратной силы не имеет, следовательно, пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в новой редакции к заявлению, поданному Манвелян Феликсом Гавриловичем заинтересованному лицу до 01 января 2014 года, не применим.
Кроме того, установленный в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предусматривает первоначальное обращение соответствующего заинтересованного лица за формированием земельного участка и лишь впоследствии - подачу вторичного заявления с предоставлением кадастрового паспорта непосредственно для предоставления земельного участка на правах собственности либо аренды.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14ти дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Ссылка заинтересованного лица в оспариваемом отказе на отсутствие публикации о формировании спорного земельного участка несостоятельна, поскольку в данном случае испрашиваемый Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсом Гавриловичем в аренду земельный участок был на момент его обращения с заявлением от 27 января 2014 года сформирован, при чем за счет последнего, и поставлен в установленном Законом порядке на кадастровый учет, при этом в Положении "О процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский Самарской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденном Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 марта 2007 года N 8-сп, процедура предоставления таких земельных участков регламентирована отдельно в пункте 5ом Положения.
Так, согласно пункту 5 указанного Положения - "Особенности предоставления земельных участков, границы которых установлены на местности и которые поставлены на государственный кадастровый учет, их частей":
- -гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки, границы которых установлены на местности и которые поставлены на государственный кадастровый учет до момента публикации информационного сообщения. Предоставление указанных земельных участков осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом (подпункт 5.1 пункта 5 Положения);
- -решение о предоставлении земельного участка, указанного в подпункте 5.1 настоящего Положения, принимается администрацией муниципального района Красноярский в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский в течение 2ух недель с момента истечения срока подачи заявлений (подпункт 5.2 пункта 5 Положения);
- -заключение договоров купли-продажи или аренды земельных участков, указанных в подпункте 5.1 настоящего Положения, осуществляется Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский в лице Фонда имущества муниципального района Красноярский в 2ух недельный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка (подпункт 5.3 пункта 5 Положения).
Судом верно отмечено в решении, что применительно в рассматриваемой ситуации при обращении заявителя к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка по истечении 2-х недель последним должно быть принято решение о предоставлении земельного участка, при этом дополнительных процедур, в виде запросов соответствующих дополнительных документов либо информационных публикаций в данном случае в соответствии с пунктом 5 указанного выше Положения не требуется, в связи с чем ссылка Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области на отсутствие публикации информационного сообщения о формировании земельного участка при отказе заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого, им уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, является необоснованной и противоречащей приведенному Положению и Федеральному закону от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 ноября 2013 года N 7865/13, позицией федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 23 мая 2012 года по делу N А63-4946/2011, от 21 июня 2012 года по делу N А63-6436/2011, от 11 марта 2012 года по делу N А32-16049/2010.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным кодексом и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Следовательно, правовые нормы Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливают особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и являются специальными по отношению к правовым нормам Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По смыслу статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъекта крестьянских (фермерских) хозяйств.
В материалах настоящего дела отсутствуют, а заинтересованное лицо в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду надлежащие доказательства того, что относительно спорного земельного участка, помимо заявителя -Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвеляна Феликса Гавриловича, претендуют несколько (два и более) специальных субъекта крестьянских (фермерских) хозяйств, в связи с чем, проведение торгов не требуется.
С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об ошибочности довода заинтересованного лица о необходимости в данном случае проведения торгов.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях, соответственно: от 27 декабря 2012 года N ВАС-17192/12, от 13 марта 2013 года N ВАС-18375/12, позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 20 ноября 2012 года по делу N А55-5518/2012, от 26 февраля 2013 года по делу N А49-2957/2012, от 11 марта 2013 года по делу N А55-2579/2012, от 10 июня 2013 года по делу N А65-28553/2010, от 18 декабря 2012 года по делу N А65-5662/2010, позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 20 ноября 2013 года по делу N А65-22337/2012.
В данном случае оспариваемый отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (Письмо от 25 марта 2014 года исходящий номер 1278) в предоставлении Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Феликсу Гавриловичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 89 469,00 м 2, кадастровый номер - 63:26:0502014:44, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в 3,7 км севернее с. Большая Раковка, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не предоставление земельного участка в аренду создает препятствие в осуществлении Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства именно специфической сельскохозяйственной деятельности, которая является его основным видом деятельности.
С учетом изложенного, а также положений ст. 200, 201 АПК РФ судом 1 инстанции правомерно удовлетворены заявленные Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Манвелян Ф.Г. требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Порядок, прописанный в ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает сначала обращение за формированием земельного участка, а потом подачу вторичного заявления с предоставлением кадастрового паспорта непосредственно для предоставления земельного участка на правах собственности либо аренды
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Позиция заявителя по предоставлению сформированного земельного участка подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Центрального округа от 03.10.2012 г. по делу А36-4038/2011.
Ссылка Комитета на отсутствие публикации информационного сообщения о формировании земельного участка при отказе в предоставлении уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, является необоснованной и противоречащей нормам положения и закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Позиция КФХ подтверждается так же судебной практикой: Постановление Президиума ВАС РФ N 7865/13 от 19.11.2013 г., Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2012 г. по делу A63-4946/2011. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2012 г. по делу А63-6436/2011 г., Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2012 г. по делу А32-16049/2010.
Ссылка Комитета на необходимость проведения торгов является необоснованной.
Комитет в апелляционной жалобе не ссылается на наличие заявлений от нескольких специальных субъектов о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка. Следовательно, заявитель является единственным претендентом (крестьянским (фермерским) хозяйством) и следовательно имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в особом порядке. В данном случае в соответствии с указанными нормами проведение торгов не требуется.
Позиция КФХ подтверждается многочисленной судебной практикой: Определение Высшего Арбитражного суда от 27.12.2012 г. N ВАС-17192/12, Определение Высшего Арбитражного Суда от 13.03.2013 г. N ВАС-18375/12, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 г. по делу А55-5518/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2013 г. по делу А49-2957/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2013 г. по делу А55-2579/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.06.2013 г. по делу А65-28553/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2012 г. по делу А65-5662/2010, Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 г. по делу N А65-22337/2012.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2014 года по делу N А55-3533/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)