Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1053/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N 33-1053/14


Судья Куделина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.,
судей: Федоришина А.С., Бобриковой Л.И.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу М.А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска, Смоленской области от 19 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., судебная коллегия

установила:

М.А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность за плату дополнительного земельного участка, указав в обосновании исковых требований, что 05.06.2013 истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, для присоединения к земельному участку в п. Миловидово г. Смоленска с кадастровым номером N, для ведения личного подсобного хозяйства.
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области в удовлетворении его просьбы было отказано со ссылкой на расположений испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны ЖЗ. Отказ считает незаконным и противоречащим ч. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Просит суд признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность за плату.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Ш. иск не признала и суду пояснила, что разрешенное использование земельного участка, принадлежащего истцу, - для личного подсобного хозяйства. В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 для присоединения к существующему земельному участку может быть предоставлен участок для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, но не для личного подсобного хозяйства. Помимо этого, регламент всех территориальных зон в г. Смоленске не предусматривает такой вид использования земли как личное подсобное хозяйства.
Судом постановлено: в удовлетворении иска М.А.Н. отказать.
В апелляционной жалобе М.А.Н. просит решение Ленинского районного суда Смоленской области от 19.11 2013 отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда приходит к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (ч 2 ст. 28 ЗК РФ).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9. 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ч. 9, ч. 10 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В силу п. 6.1 Порядка в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей (далее - присоединение к существующему землепользованию).
Земельные участки могут предоставляться также для иных не связанных со строительством целей.
В случае отсутствия возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган в тридцатидневный срок уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка (п. 6.6).
В силу положений ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска.
Согласно ч. 3 ст. 1 Правил настоящие Правила обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц. осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки
В соответствии с параграфом 1 главы 2 "Градостроительные регламенты" Правил зонирование для целей регулирования использования территории города выполнено в соответствии со статьями 30 - 40 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из сведений, содержащихся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Администрации г. Смоленска, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ.
Согласно ст. 29 Правил зона застройки многоэтажными жилыми домами - ЖЗ (от 5 этажей и выше), с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры не содержит такого вида разрешенного использования как ведение личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, что М.А.Н. на основании договора купли-продажи от 05.07.2012 на праве собственности участок площадью <данные изъяты> кв. м в п. Миловидово г. Смоленска с кадастровым номером N. разрешенное использование участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
10.06.2013 М.А.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м прилегающего к земельному участку с кадастровым номером N, для ведения личного подсобного хозяйства.
Исходящим от 18.06.2013 Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области сообщил, что предоставление земельного участка для присоединения к существующему допускается для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), но не для ведения личного подсобного хозяйства. Помимо этого, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ЖЗ. градостроительным регламентом которой не предусмотрен такой вид использования как ведение личного подсобного хозяйства.
Исходя из представленных и исследованных в суде доказательств, суд пришел к правильному выводу, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность за плату, поскольку не может быть присоединен к существующему земельному участку с указанным видом разрешенного использования, превышает предельные допустимые размеры и находится в территориальной зоне, не предусматривающей указанный вид разрешенного использования.
Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения не являются.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, истолковал и применил подлежащий применению закон и постановил решение, которое в остальной части не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда Смоленской области от 19.11.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)