Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Любимова Ю.В. по доверенности N 71 от 30.12.2013,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2014 года в зале N 4 апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (ОГРН 1127325008579, ИНН 7325118135), г. Ульяновск, и лица, не участвующего в деле, администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), г. Ульяновск на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2013 г. по делу N А72-2451/2013 (судья Абрашин С.А.),
по иску открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (ОГРН 1127325008579, ИНН 7325118135), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва,
третьи лица:
Правительство Ульяновской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
об установлении кадастровой стоимости и об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516, 73:24:000000:488 по состоянию на 2011, 2012 года в размере рыночной стоимости, земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 по состоянию на 2011 год с распространением на последующие налоговые периоды и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 12.03.2013 г., 15.04.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 исковые требования удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
Суд возложил обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по настоящему делу, внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.
При этом суд апелляционной инстанции прекратил производство по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска, поскольку счел, что суд первой инстанции не принимал решение о правах и обязанностях Администрации.
Постановлением Федерального суда Поволжского округа от 14.11.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В своем постановлении Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка составляет налоговую базу для подлежащего уплате земельного налога, а при определении размера налоговых платежей применяется их кадастровая стоимость, то доводы Администрации подлежали рассмотрению в апелляционном суде по существу заявленных требований. При этом суд кассационной инстанции согласился с позицией Администрации о том, что при такой разнице между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, учитывая постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 судом должна была быть назначена соответствующая судебная экспертиза.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 дело принято на новое рассмотрение.
Определением от 13 января 2014 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А72-2451/2013 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Ульяновска.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу истца удовлетворить. Исковые требования поддержал в полном объеме. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, апелляционных жалобах, выслушав участника процесса, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 1272-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.06.2009 N 163 и распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 31.12.2009 N 384-р в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", было создано ОАО "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее Общество, истец), которое зарегистрировано в установленном порядке 28.12.2012 г.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 01.01.2011 г. правопредшественнику истца (ГП "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации") на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали следующие земельные участки:
1) земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:39, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, пос. Сельдь (участок N 6), общая площадь земельного участка 1352876,4 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование -под производственные нужды;
2) земельный участок, кадастровый номер 73:24:041301:36, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, пос. Сельдь, ул. Сурова, общая площадь земельного участка 58830,01 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные нужды;
3) земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:516, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, общая площадь земельного участка 1007910,00 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные нужды;
4) земельный участок, кадастровый номер 73:19:000000:488, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, общая площадь земельного участка 430499,00 кв. м, разрешенное использование под производственные нужды.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:000000:39; 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488 были разделены на 44 самостоятельных земельных участка.
Земельные участки, образованные в результате раздела трех вышеуказанных участков и земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:36 вошли в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации".
Согласно кадастровым справкам от 29.03.2012 г., кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:39-1 578 504 829,80 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:041301:36-61 103 254,38 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:516-1 424 983 158 рублей.
земельный участок, кадастровый номер 73:19:000000:488-332 367 521,10 рублей.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истец провел независимую оценку их рыночной стоимости.
Согласно отчету независимого оценщика ООО "Прайс Информ" N 5915 (далее - оценщик), по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:39 - составляет 77 114 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36-3 353 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:516-57 451 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488-24 538 000 рублей.
Данный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет. Положительным экспертным заключением N 546/2013 от 28.03.2013 подтверждено соответствие отчета ООО "Прайс Информ" N 5915 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и ССО-РОО 2010, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком, при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав их равной рыночной стоимости, поскольку, по мнению истца, результаты завышенной кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате завышенного размера земельного налога.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Ульяновской области утверждены постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:041301:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные нужды, общая площадь 58 830,1 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, поселок Сельдь, ул. Сурова, принадлежит открытому акционерному обществу "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 536769 от 14.02.2013 г.
Ранее данный земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования правопредшественнику истца на основании Государственного акта на право пользования землей от 07.12.1990 г. и свидетельства о государственной регистрации 73-АА N 26495 от 04.10.2011 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.12.2011 г. N 73-02/11-41399 земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.10.2006 г.
Из материалов дела не усматривается, что данный земельный участок был преобразован или на момент рассмотрения настоящего дела снят с учета.
Согласно кадастровой справке от 29.03.2012 г., кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 61 103 254 руб. 38 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 внесены в ГКН на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Согласно отчету независимого оценщика N 5915 от 15.02.2013 г. рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 3 353 000 руб. 00 коп.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.03.2013 г. N 546/2013 отчета ООО "ПРАЙС ИНФОРМ" N 5915 от 15.02.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 9 001 000 руб. 00 коп.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, выполняя указания суда кассационной инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд предлагал сторонам и третьим лицам рассмотреть вопрос о назначении по делу соответствующей экспертизы. Однако, лица, участвующие в деле от проведения судебной экспертизы отказались.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении неоднократно откладывал рассмотрение дела и предлагал участникам процесса, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Однако ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, с ходатайством о назначении экспертизы в суд апелляционной инстанции не обращались. Истец от проведения судебной экспертизы также отказался.
В соответствие с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если судебная экспертиза в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако был получен отказ, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, применительно к положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные истцом в обоснование иска отчет ООО "ПРАЙС ИНФОРМ" N 5915 от 15.02.2013 г. и экспертное заключение N 546/2013 от 28.03.2013 в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 являются надлежащими доказательствами. Доказательств недостоверности установленной в экспертном заключении Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.03.2013 г. N 546/2013 рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 суду не представлено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 в размере рыночной стоимости в сумме 9 001 000 руб. подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, по смыслу п. 57 Приказа от 04.02.2010 г. N 42, новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, при рассмотрении судом спора о внесении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, определение такой рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2012 г. по делу N А65-15999/2011).
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные истцом в обоснование своих требований доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в остальной части исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, остальные три спорных земельных участков были разделены по решению ТУ ФАУГИ в Ульяновской области (являвшегося на момент разделения в 2012 г. представителем собственника) на 44 самостоятельных земельных участка:
-земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:39 разделен на 23 земельных участка (73:24:000000:562, 73:24:000000:563, 73:24:000000:564, 73:24:000000:565, 73:24:030101:6128, 73:24:041301:100, 73:24:041301:101, 73:24:041301:102, 73:24:041301:103, 73:24:041301:90, 73:24:041301:91,73:24:041301:92, 73:24:041301:93, 73:24:041301:94, 73:24:041301:95, 73:24:041301:96,73:24:041301:97, 73:24:041301:98, 73:24:041301:99, 73:24:041302:461, 73:24:041302:462,73:24:041302:463, 73:24:041302:464),
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:516 разделен на 17 земельных участков (73:24:000000:566, 73:24:000000:567, 73:24:000000:68, 73:24:000000:69, 73:24:000000:70, 73:24:000000:71, 73:24:000000:72, 73:24:000000:73, 73:24:000000:74, 73:24:030101:6129, 73:24:030701:484, 73:24:030801:8350, 73:24:030801:8351, 73:24:030801:8352, 73:24:030801:8353, 73:24:041301:104, 73:24:041301:105),
- земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:488 разделен на 4 земельных участка (73:19:000000:569, 73:19:000000:570, 73:19:000000:571, 73:19:085301:11).
Материалами дела подтверждается, что после данного раздела вышеуказанных земельных участков в период с 29.10.2012 г. по 26.11.2012 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ГП "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" на образованные из них сорок четыре земельных участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации прав на все образуемые из них земельные участки.
Поскольку сведения о регистрации прав на земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:39 поступили в орган кадастрового учета 01.11.2012 г., с кадастровым номером 73:24:000000:516-06.11.2012 г., земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488-20.11.2012 г., спорные земельные участки были сняты с кадастрового учета.
Таким образом, как земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488 фактически прекратили свое существование.
На момент проведения оценки рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488, таких земельных участков уже не существовало. Данное обстоятельство установлено судом и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, соответственно, выводы, содержащиеся в отчетах в отношении указанных участков, не подтверждены документально.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности внесения сведений об установленной судебным актом рыночной стоимости, поскольку спорные земельные участки как объекты недвижимости прекратили свое существование.
(Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2013 по делу N А72-8802/2012).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 ст. 16 данного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Исключение сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:24:000000:488, из государственного кадастра недвижимости свидетельствует о том, что орган кадастрового учета в случае установления судом кадастровой стоимости таких земельных участков не сможет внести сведения о такой стоимости в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости данных о таких земельных участках.
Довод о том, что у ответчика имеется возможность внести изменения о кадастровой стоимости спорных трех земельных участков, подлежит отклонению.
Сохранение сведений об объекте со статусом "архивные" не свидетельствует о возможности внесения в них изменений, если объект снят с учета, поскольку это противоречит принципу непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
Арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и установив указанные выше обстоятельства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционным жалобам подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2013 г. по делу N А72-2451/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по настоящему делу, внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" 8 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N А72-2451/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N А72-2451/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Любимова Ю.В. по доверенности N 71 от 30.12.2013,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2014 года в зале N 4 апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (ОГРН 1127325008579, ИНН 7325118135), г. Ульяновск, и лица, не участвующего в деле, администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), г. Ульяновск на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2013 г. по делу N А72-2451/2013 (судья Абрашин С.А.),
по иску открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (ОГРН 1127325008579, ИНН 7325118135), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва,
третьи лица:
Правительство Ульяновской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
об установлении кадастровой стоимости и об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516, 73:24:000000:488 по состоянию на 2011, 2012 года в размере рыночной стоимости, земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 по состоянию на 2011 год с распространением на последующие налоговые периоды и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 12.03.2013 г., 15.04.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 исковые требования удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
Суд возложил обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по настоящему делу, внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.
При этом суд апелляционной инстанции прекратил производство по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска, поскольку счел, что суд первой инстанции не принимал решение о правах и обязанностях Администрации.
Постановлением Федерального суда Поволжского округа от 14.11.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В своем постановлении Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка составляет налоговую базу для подлежащего уплате земельного налога, а при определении размера налоговых платежей применяется их кадастровая стоимость, то доводы Администрации подлежали рассмотрению в апелляционном суде по существу заявленных требований. При этом суд кассационной инстанции согласился с позицией Администрации о том, что при такой разнице между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, учитывая постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 судом должна была быть назначена соответствующая судебная экспертиза.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 дело принято на новое рассмотрение.
Определением от 13 января 2014 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А72-2451/2013 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Ульяновска.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу истца удовлетворить. Исковые требования поддержал в полном объеме. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, апелляционных жалобах, выслушав участника процесса, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 1272-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.06.2009 N 163 и распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 31.12.2009 N 384-р в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", было создано ОАО "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее Общество, истец), которое зарегистрировано в установленном порядке 28.12.2012 г.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 01.01.2011 г. правопредшественнику истца (ГП "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации") на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали следующие земельные участки:
1) земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:39, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, пос. Сельдь (участок N 6), общая площадь земельного участка 1352876,4 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование -под производственные нужды;
2) земельный участок, кадастровый номер 73:24:041301:36, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, пос. Сельдь, ул. Сурова, общая площадь земельного участка 58830,01 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные нужды;
3) земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:516, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, общая площадь земельного участка 1007910,00 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные нужды;
4) земельный участок, кадастровый номер 73:19:000000:488, расположенный по адресу, Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, общая площадь земельного участка 430499,00 кв. м, разрешенное использование под производственные нужды.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:000000:39; 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488 были разделены на 44 самостоятельных земельных участка.
Земельные участки, образованные в результате раздела трех вышеуказанных участков и земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:36 вошли в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации".
Согласно кадастровым справкам от 29.03.2012 г., кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:39-1 578 504 829,80 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:041301:36-61 103 254,38 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 73:24:000000:516-1 424 983 158 рублей.
земельный участок, кадастровый номер 73:19:000000:488-332 367 521,10 рублей.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истец провел независимую оценку их рыночной стоимости.
Согласно отчету независимого оценщика ООО "Прайс Информ" N 5915 (далее - оценщик), по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:39 - составляет 77 114 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36-3 353 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:516-57 451 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488-24 538 000 рублей.
Данный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет. Положительным экспертным заключением N 546/2013 от 28.03.2013 подтверждено соответствие отчета ООО "Прайс Информ" N 5915 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и ССО-РОО 2010, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком, при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав их равной рыночной стоимости, поскольку, по мнению истца, результаты завышенной кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате завышенного размера земельного налога.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Ульяновской области утверждены постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:041301:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные нужды, общая площадь 58 830,1 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, поселок Сельдь, ул. Сурова, принадлежит открытому акционерному обществу "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 536769 от 14.02.2013 г.
Ранее данный земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования правопредшественнику истца на основании Государственного акта на право пользования землей от 07.12.1990 г. и свидетельства о государственной регистрации 73-АА N 26495 от 04.10.2011 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.12.2011 г. N 73-02/11-41399 земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.10.2006 г.
Из материалов дела не усматривается, что данный земельный участок был преобразован или на момент рассмотрения настоящего дела снят с учета.
Согласно кадастровой справке от 29.03.2012 г., кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 61 103 254 руб. 38 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 внесены в ГКН на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Согласно отчету независимого оценщика N 5915 от 15.02.2013 г. рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 3 353 000 руб. 00 коп.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.03.2013 г. N 546/2013 отчета ООО "ПРАЙС ИНФОРМ" N 5915 от 15.02.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 9 001 000 руб. 00 коп.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, выполняя указания суда кассационной инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд предлагал сторонам и третьим лицам рассмотреть вопрос о назначении по делу соответствующей экспертизы. Однако, лица, участвующие в деле от проведения судебной экспертизы отказались.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении неоднократно откладывал рассмотрение дела и предлагал участникам процесса, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Однако ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, с ходатайством о назначении экспертизы в суд апелляционной инстанции не обращались. Истец от проведения судебной экспертизы также отказался.
В соответствие с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если судебная экспертиза в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако был получен отказ, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, применительно к положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные истцом в обоснование иска отчет ООО "ПРАЙС ИНФОРМ" N 5915 от 15.02.2013 г. и экспертное заключение N 546/2013 от 28.03.2013 в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 являются надлежащими доказательствами. Доказательств недостоверности установленной в экспертном заключении Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.03.2013 г. N 546/2013 рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 суду не представлено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 в размере рыночной стоимости в сумме 9 001 000 руб. подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, по смыслу п. 57 Приказа от 04.02.2010 г. N 42, новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, при рассмотрении судом спора о внесении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, определение такой рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2012 г. по делу N А65-15999/2011).
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные истцом в обоснование своих требований доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в остальной части исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, остальные три спорных земельных участков были разделены по решению ТУ ФАУГИ в Ульяновской области (являвшегося на момент разделения в 2012 г. представителем собственника) на 44 самостоятельных земельных участка:
-земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:39 разделен на 23 земельных участка (73:24:000000:562, 73:24:000000:563, 73:24:000000:564, 73:24:000000:565, 73:24:030101:6128, 73:24:041301:100, 73:24:041301:101, 73:24:041301:102, 73:24:041301:103, 73:24:041301:90, 73:24:041301:91,73:24:041301:92, 73:24:041301:93, 73:24:041301:94, 73:24:041301:95, 73:24:041301:96,73:24:041301:97, 73:24:041301:98, 73:24:041301:99, 73:24:041302:461, 73:24:041302:462,73:24:041302:463, 73:24:041302:464),
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:516 разделен на 17 земельных участков (73:24:000000:566, 73:24:000000:567, 73:24:000000:68, 73:24:000000:69, 73:24:000000:70, 73:24:000000:71, 73:24:000000:72, 73:24:000000:73, 73:24:000000:74, 73:24:030101:6129, 73:24:030701:484, 73:24:030801:8350, 73:24:030801:8351, 73:24:030801:8352, 73:24:030801:8353, 73:24:041301:104, 73:24:041301:105),
- земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:488 разделен на 4 земельных участка (73:19:000000:569, 73:19:000000:570, 73:19:000000:571, 73:19:085301:11).
Материалами дела подтверждается, что после данного раздела вышеуказанных земельных участков в период с 29.10.2012 г. по 26.11.2012 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ГП "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" на образованные из них сорок четыре земельных участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации прав на все образуемые из них земельные участки.
Поскольку сведения о регистрации прав на земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:39 поступили в орган кадастрового учета 01.11.2012 г., с кадастровым номером 73:24:000000:516-06.11.2012 г., земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488-20.11.2012 г., спорные земельные участки были сняты с кадастрового учета.
Таким образом, как земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488 фактически прекратили свое существование.
На момент проведения оценки рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:19:000000:488, таких земельных участков уже не существовало. Данное обстоятельство установлено судом и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, соответственно, выводы, содержащиеся в отчетах в отношении указанных участков, не подтверждены документально.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности внесения сведений об установленной судебным актом рыночной стоимости, поскольку спорные земельные участки как объекты недвижимости прекратили свое существование.
(Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2013 по делу N А72-8802/2012).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 ст. 16 данного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Исключение сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:000000:39, 73:24:000000:516 и 73:24:000000:488, из государственного кадастра недвижимости свидетельствует о том, что орган кадастрового учета в случае установления судом кадастровой стоимости таких земельных участков не сможет внести сведения о такой стоимости в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости данных о таких земельных участках.
Довод о том, что у ответчика имеется возможность внести изменения о кадастровой стоимости спорных трех земельных участков, подлежит отклонению.
Сохранение сведений об объекте со статусом "архивные" не свидетельствует о возможности внесения в них изменений, если объект снят с учета, поскольку это противоречит принципу непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
Арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и установив указанные выше обстоятельства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционным жалобам подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2013 г. по делу N А72-2451/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по настоящему делу, внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 58 830,01 кв. м с кадастровым номером 73:24:041301:36, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пос.Сельдь, ул. Сурова, равной его рыночной стоимости в размере 9 001 000 руб. 00 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" 8 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)