Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: М.М. Саранцевой, Е.О. Никитина
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания": Живодеров П.В., представитель по доверенности от 11.02.2014 N б/н
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания"
на решение от 06.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014
по делу N А04-233/2014
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Курмачев Д.В., в апелляционном суде - судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания"
к Администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания" (ОГРН 1062801077613, ИНН 2801115303, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 126; далее - Общество, ООО "Амурсоцстрой") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133; далее - Администрация, Муниципальный орган) о признании недействительным и отмене постановления N 6077 от 03.12.2013 (далее - Постановление N 6077) "Об отмене постановления администрации города Благовещенска от 08.10.2013 N 4992 о предоставлении в собственность ООО "Амурсоцстрой" земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома в квартале 127 (далее - Постановление N 4992)".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 06.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 судебное решение от 06.03.2014 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для признания оспариваемого постановления Муниципального органа недействительным, поскольку оно соответствует действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что постановление Администрации от 08.10.1013 N 4992 принято на основании заявления ООО "Амурсоцстрой" о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, то есть в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Однако испрашиваемый земельный участок был предоставлен в собственность (за плату) для строительства многоквартирного жилого дома на основании статьи 30.1 ЗК РФ. В результате указанного несоответствия не соблюден предусмотренный законом порядок его предоставления. Арбитражный суд первой инстанции также отметил, что Общество не лишено возможности претендовать на предоставление ему земельного участка в установленном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Амурсоцстрой" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое судебное решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что выводы суда обеих инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, в ходе рассмотрения дела судами неправильно применены нормы материального права.
Запрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен Обществу в собственность без проведения торгов, поскольку является смежным и не может быть сформирован для предоставления иным лицам ввиду его размеров, а также в силу особенностей его расположения из-за отсутствия иных проходов и проездов к земельному участку, находящегося в собственности ООО "Амурсоцстрой".
Кроме того, Общество указывает на необоснованность выводов суда относительно возможности участия в аукционе и реализации права на приобретение испрашиваемого земельного участка в общем порядке, так как эти выводы не основаны на материалах дела.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ООО "Амурсоцстрой" поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, просил обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направила, отзыв на кассационную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителя Общества, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 12.03.2013 ООО "Амурсоцстрой" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, согласно прилагаемой схеме на основании пункта 2.9 Положения, регулирующего порядок предоставления земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством.
24.05.2013 Муниципальный орган опубликовал сообщение в газете "Благовещенск" N 20 о возможном предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, находящегося в квартале 127, для размещения многоквартирного жилого дома согласно прилагаемой схеме.
Постановлением Администрации N 4992 от 08.10.2013 земельный участок площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, находящийся в квартале 127, предоставлен для размещения многоквартирного жилого дома в собственность (за плату) ООО "Амурсоцстрой".
Однако, в целях приведения в соответствие действующему земельному законодательству Российской Федерации, вышеназванное постановление Муниципального органа 03.12.2013 отменено постановлением Администрации N 6077.
Считая, что данное постановление противоречит закону и нарушает права Общества, ООО "Амурсоцстрой" обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды правомерно исходили из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела и правовых норм, регламентирующих этот спор.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В части 4 данной статьи Кодекса говорится о том, что отказ в предоставлении земельного участка для строительства в собственность или аренду граждан и юридических лиц не допускается, за исключением определенных случаев.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производиться в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Из положений пункта 2 статьи 7, статьи 37 ЗК РФ следует, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общий принцип и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны, установленный правилами землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Администрации города Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 "Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеет право распоряжаться администрация города Благовещенска, предоставляются в собственность или аренду исключительно на торгах, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Амурской области в случае предоставления для строительства земельного участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, и расположенного в территориальных зонах Ж, Ц, Р города Благовещенска, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (ред. от 31.01.2013, с изменениями от 25.07.2013) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска" на карте градостроительного зонирования города Благовещенска установлены территориальные зоны, одной из которых является зона многоэтажной жилой застройки (Ж-3).
Зона предназначена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения уровня этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов) с высокой плотностью застройки, а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.
Зона выделена в целях: развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий многоквартирной жилой застройки средней этажности зон комфортного многоквартирного многоэтажного жилья; развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах, размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Как видно из материалов дела, Обществом был запрошен земельный участок площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, смежный с земельным участком с кадастровым номером 28:01:010127:118, находящимся в собственности ООО "Амурсоцстрой". На указанных земельных участках объекты недвижимости отсутствуют. Их целевое назначение - размещение многоквартирных жилых домов. Следовательно, выделение спорного земельного участка связано с предполагаемым строительством жилого дома.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных законом.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и нормы законодательства, суды обеих инстанций пришли к правильным выводам о том, что исключительных оснований для получения ООО "Амурсоцстрой" права на земельный участок без проведения аукциона не имелось.
Поскольку постановление Администрации от 08.10.2013 N 4992 принято на основании заявления ООО "Амурсоцстрой" от 12.03.2013 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (статья 34 ЗК РФ), а спорный земельный участок был предоставлен в собственность (за плату) для строительства многоквартирного жилого дома (статья 30.1 ЗК РФ), то Муниципальный орган обоснованно принял постановление от 03.12.2013 N 6077, которое соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела. Оценка представленных участниками спора доказательств соответствует требованиям статьи 71 АПК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Поэтому обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 06.056.2014 N 150, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А04-233/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 06.06.2014 N 150.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
М.М.САРАНЦЕВА
Е.О.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.08.2014 N Ф03-3139/2014 ПО ДЕЛУ N А04-233/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. N Ф03-3139/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: М.М. Саранцевой, Е.О. Никитина
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания": Живодеров П.В., представитель по доверенности от 11.02.2014 N б/н
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания"
на решение от 06.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014
по делу N А04-233/2014
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Курмачев Д.В., в апелляционном суде - судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания"
к Администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания" (ОГРН 1062801077613, ИНН 2801115303, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 126; далее - Общество, ООО "Амурсоцстрой") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133; далее - Администрация, Муниципальный орган) о признании недействительным и отмене постановления N 6077 от 03.12.2013 (далее - Постановление N 6077) "Об отмене постановления администрации города Благовещенска от 08.10.2013 N 4992 о предоставлении в собственность ООО "Амурсоцстрой" земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома в квартале 127 (далее - Постановление N 4992)".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 06.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 судебное решение от 06.03.2014 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для признания оспариваемого постановления Муниципального органа недействительным, поскольку оно соответствует действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что постановление Администрации от 08.10.1013 N 4992 принято на основании заявления ООО "Амурсоцстрой" о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, то есть в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Однако испрашиваемый земельный участок был предоставлен в собственность (за плату) для строительства многоквартирного жилого дома на основании статьи 30.1 ЗК РФ. В результате указанного несоответствия не соблюден предусмотренный законом порядок его предоставления. Арбитражный суд первой инстанции также отметил, что Общество не лишено возможности претендовать на предоставление ему земельного участка в установленном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Амурсоцстрой" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое судебное решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что выводы суда обеих инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, в ходе рассмотрения дела судами неправильно применены нормы материального права.
Запрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен Обществу в собственность без проведения торгов, поскольку является смежным и не может быть сформирован для предоставления иным лицам ввиду его размеров, а также в силу особенностей его расположения из-за отсутствия иных проходов и проездов к земельному участку, находящегося в собственности ООО "Амурсоцстрой".
Кроме того, Общество указывает на необоснованность выводов суда относительно возможности участия в аукционе и реализации права на приобретение испрашиваемого земельного участка в общем порядке, так как эти выводы не основаны на материалах дела.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ООО "Амурсоцстрой" поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, просил обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направила, отзыв на кассационную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителя Общества, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 12.03.2013 ООО "Амурсоцстрой" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, согласно прилагаемой схеме на основании пункта 2.9 Положения, регулирующего порядок предоставления земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством.
24.05.2013 Муниципальный орган опубликовал сообщение в газете "Благовещенск" N 20 о возможном предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, находящегося в квартале 127, для размещения многоквартирного жилого дома согласно прилагаемой схеме.
Постановлением Администрации N 4992 от 08.10.2013 земельный участок площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, находящийся в квартале 127, предоставлен для размещения многоквартирного жилого дома в собственность (за плату) ООО "Амурсоцстрой".
Однако, в целях приведения в соответствие действующему земельному законодательству Российской Федерации, вышеназванное постановление Муниципального органа 03.12.2013 отменено постановлением Администрации N 6077.
Считая, что данное постановление противоречит закону и нарушает права Общества, ООО "Амурсоцстрой" обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды правомерно исходили из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела и правовых норм, регламентирующих этот спор.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В части 4 данной статьи Кодекса говорится о том, что отказ в предоставлении земельного участка для строительства в собственность или аренду граждан и юридических лиц не допускается, за исключением определенных случаев.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производиться в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Из положений пункта 2 статьи 7, статьи 37 ЗК РФ следует, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общий принцип и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны, установленный правилами землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Администрации города Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 "Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеет право распоряжаться администрация города Благовещенска, предоставляются в собственность или аренду исключительно на торгах, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Амурской области в случае предоставления для строительства земельного участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, и расположенного в территориальных зонах Ж, Ц, Р города Благовещенска, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (ред. от 31.01.2013, с изменениями от 25.07.2013) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска" на карте градостроительного зонирования города Благовещенска установлены территориальные зоны, одной из которых является зона многоэтажной жилой застройки (Ж-3).
Зона предназначена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения уровня этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов) с высокой плотностью застройки, а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.
Зона выделена в целях: развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий многоквартирной жилой застройки средней этажности зон комфортного многоквартирного многоэтажного жилья; развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах, размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Как видно из материалов дела, Обществом был запрошен земельный участок площадью 332 кв. м с кадастровым номером 28:01:010127:119, смежный с земельным участком с кадастровым номером 28:01:010127:118, находящимся в собственности ООО "Амурсоцстрой". На указанных земельных участках объекты недвижимости отсутствуют. Их целевое назначение - размещение многоквартирных жилых домов. Следовательно, выделение спорного земельного участка связано с предполагаемым строительством жилого дома.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных законом.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и нормы законодательства, суды обеих инстанций пришли к правильным выводам о том, что исключительных оснований для получения ООО "Амурсоцстрой" права на земельный участок без проведения аукциона не имелось.
Поскольку постановление Администрации от 08.10.2013 N 4992 принято на основании заявления ООО "Амурсоцстрой" от 12.03.2013 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (статья 34 ЗК РФ), а спорный земельный участок был предоставлен в собственность (за плату) для строительства многоквартирного жилого дома (статья 30.1 ЗК РФ), то Муниципальный орган обоснованно принял постановление от 03.12.2013 N 6077, которое соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела. Оценка представленных участниками спора доказательств соответствует требованиям статьи 71 АПК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Поэтому обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 06.056.2014 N 150, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А04-233/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Амурская социальная строительная компания" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 06.06.2014 N 150.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
М.М.САРАНЦЕВА
Е.О.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)