Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2009 N 06АП-2074/2009 ПО ДЕЛУ N А73-1554/2009

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. N 06АП-2074/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пильганчук Е.А. по доверенности от 29.12.2008
от государственного органа: Пак В.C. по доверенности от 19.12.2008
от заинтересованных лиц: от Минимущества края - Мазитова Р.Р. по доверенности от 01.04.2009; от Теруправления ФАУГИ - представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 06.04.2009
по делу N А73-1554/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Манник С.Д.
по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
об оспаривании решения
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - ДМС г. Хабаровска, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление Росрегистрации) от 16.01.2009 N 0/126/2008-2 об отказе в регистрации права муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" на земельный участок площадью 21240 кв. м с кадастровым номером 27:23:000000:907, расположенный по адресу г. Хабаровск, ул. Комитетская, 5.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на незаконность отказа в регистрации права муниципальной собственности, противоречащего положениям пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункта 1 статьи 20 и статьи 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановления Правительства РФ N 404.
Возражая против доводов заявителя, представитель Управления Росрегистрации указывает, что спорный земельный участок образован в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:050326:22 и 27:23:050326:38 и не может быть отнесен к муниципальным землям в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ. Документы о правах на ликвидируемые земельные участки и данные о том, какой из них занят жилым домом, а также данные о расположении на земельных участках иных зданий не представлены. Указывает, что на обслуживание 2-этажного 8-квартирного жилого дома площадью всего 453,8 кв. м отведен земельный участок площадью 21240 кв. м (более
2 га); при этом из кадастрового паспорта видно, что на объединенном участке расположены сооружения, принадлежащие иным лицам. Таким образом, правоустанавливающие документы на объединенные участки регистратору представлены не в полном объеме и противоречивы по содержанию.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество края), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - Теруправление ФАУГИ).
Минимущество края поддержало позицию регистрирующего органа. Считает, что все необходимые правоустанавливающие документы о разграничении земельных участков не представлены, границы земельных участков не были установлены и не разграничены, в спорный участок включены не объединенные отдельные земельные участки, а земли в пределах желаемых границ. В этой связи не исключает возможность самовольного захвата земель и включения в них земель Хабаровского края для нужд муниципального образования, в частности, для строительства недвижимости. Предложил в требовании заявителю отказать.
Теруправление ФАУГИ в письменном отзыве подтвердило, что вновь созданный земельный участок и ранее учтенные земельные участки не находятся в собственности Российской Федерации, но также поддержал позицию регистрирующего органа.
Решением от 06.04.2009 Департаменту муниципальной
собственности Администрации города Хабаровска в удовлетворении требования о признании оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным отказано.
Не согласившись с решением, Департамент муниципальной
собственности Администрации города Хабаровска обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требование удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:23:000000:907, который содержит сведения о том, что земельный участок сформирован под жилой дом N 5 по ул. Комитетской. Постановка земельного участка на кадастровый учет соответствует действующему законодательству и никем не оспорена. Однако данные обстоятельства не приняты во внимание судом первой инстанции. В графе 4 кадастрового паспорта земельного участка от 25.07.08 N С23/08-804 указаны предыдущие кадастровые номера: 27:23:050326:22 и 27:23:050326:38, которые согласно кадастровому плану территории от 20.09.2007 N Б23/07-1411 имеют разрешенное использование - земли коммунальной застройки и земли многоэтажной застройки. Земельные участки 27:23:050326:22 и 27:23:05026:38 поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные с отметками, что "граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства". Зарегистрированные права на вышеуказанные земельные участки в ЕГРП отсутствуют, что подтверждается материалами дела, следовательно, Управление Росрегистрации не вправе требовать предоставление документов, указанных в пункте 3 статьи 22.2 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997. В связи с чем, считает, что при разбирательстве дела судом допущены неправильное применение норм материального права и существенное нарушение норм процессуального права, повлекшие вынесение незаконного судебного акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, просил оспариваемое решение отменить как незаконное.
Представитель Управления Росрегистрации в судебном заседании апелляционной инстанции выразил согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
Представитель Минимущества края поддержал позицию Управления Росрегистрации.
Росимущество в письменном отзыве на жалобу выразило согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным. Считает, что заявителем не представлены все необходимые документы на объединенный земельный участок, а представленные противоречат установленным размерам по площади, что и установлено судом. Представитель Росимущества участия в судебном заседании апелляционной инстанции не принимал, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежаще.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, объяснения сторон по делу, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению в связи со следующим.
В соответствии с требованием части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что ДМС г. Хабаровска 22.12.2008 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Хабаровский край, ул. Комитетская, 5, площадью 21240+/-51 кв. м с кадастровым номером 27:23:000000:907.
Указанный участок сформирован распоряжением Мэра г. Хабаровска от 21.04.2008 N 1058-р (с учетом распоряжения директора Департамента архитектуры г. Хабаровска от 26.11.2008 N 27-ра "О внесении изменений в распоряжение Мэра от 21.04.2008 N 1058-р") путем объединения земельных участков из земель государственной собственности с кадастровыми номерами 27:23:050326:22, 27:23:050326:38 из категории "земли населенных пунктов" под жилой дом, находящийся в муниципальной собственности и расположенный на данном земельном участке в жилой зоне Ж-4 "зона многоэтажной жилой застройки".
На вновь сформированный земельный участок Отделом по г. Хабаровску Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю 25.07.2008 выдан кадастровый паспорт N С 23/08-804.
В строке 4 данного кадастрового плана содержится информация о том, что данный земельный участок площадью 21240+/-51 кв. м образован в результате объединения двух земельных участков, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами: 27:23:050326:22, 27:23:050326:38, в строке назначение земельного участка значится - под жилой дом.
16.01.2009 регистрирующий орган сообщением N 0/126/2008-2 отказал ДМС г. Хабаровска в государственной регистрации права на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ обоснован тем, что представленные на регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Так, площадь земельного участка, подлежащего государственной регистрации, составляет 21240+/-51 кв. м, тогда как площадь, расположенного на данном земельном участке жилого здания, находящегося в собственности муниципального органа, только - 453,8 кв. м.
По мнению регистрирующего органа, несколько земельных участков не могут быть заняты одним и тем же зданием, поэтому вновь образованный земельный участок в результате объединения нескольких земельных участков не может быть отнесен к муниципальным землям в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ.
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обоснованно отказал в регистрации права собственности, так как представленные на государственную регистрацию права документы по содержанию противоречивы и не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, площадь вновь созданного земельного участка составляет 21240+/-51 кв. м, а фактически -682,1 кв. м. Представленные регистратору прав правоустанавливающие документы не подтверждают ни надлежащее объединение земельного участка площадью 21240+/-51 кв. м, ни разграничение прав земли, на которых он расположен.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
В силу абзаца 4 пункта 1 указанной нормы в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Решая вопрос о законности отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ предусматривается возможность образования земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).
В частности, одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В данном случае основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является именно нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию.
Так, право муниципальной собственности на двухэтажный жилой дом N 5 по ул. Комитетской подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 28.09.2007, Решением 6-й сессии Хабаровского краевого совета от 10.10.1991, справкой ГУ "КБТИ" УТИ о регистрации прав от 24.10.2007 N 1-2-05/3401.
Вместе с тем, из кадастрового плана территории кадастрового квартала видно, что жилой дом площадью 453,8 кв. м, включенный в реестр муниципальной собственности, расположен на земельном участке, отнесенном к землям многоэтажной застройки, с кадастровым номером 27:23:050326:38 площадью 678,43 кв. м.
Указанный земельный участок в силу прямого указания пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесен к муниципальным землям.
Между тем, Департамент заявил на регистрацию право собственности на земельный участок общей площадью 21240+/-51 кв. м, увеличив размер занимаемого жилым домом площадью 453,8 кв. м земельного участка.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Ограничения в распоряжении имеют место в том случае, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Хабаровского края от 7 июня 2007 года N 125 установлено, что на территории городского округа "Город Хабаровск" с 01.07.2007 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск", за исключением земельных участков для строительства объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов, представленных для проведения регистрационных действий, которая, в частности, включает в себя проверку юридической силы правоустанавливающих документов (пункт 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно приложению, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184).
Так, представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 25.07.2008 N С 23/08-804 на вновь сформированный земельный участок содержит информацию о том, что данный земельный участок площадью 21240+/-51 кв. м образован в результате объединения двух земельных участков, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 27:23:050326:22, 27:23:050326:38, площадь которых согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала составляет 3,67 кв. м и 678,43 кв. м.
На земельном участке площадью 3,67 кв. м, отнесенном к землям коммунальной застройки с кадастровым номером 27:23:050326:22 расположена водоразборная колонка.
Таким образом, суммарная площадь указанных участков, занятых жилым домом и водоразборной колонкой, не соответствует распоряжению Мэра г. Хабаровска от 21.04.2008 N 1058-р (с учетом изменений от 26.11.2008 N 27-ра) о формировании земельного участка площадью 21240+/-51 кв. м путем объединения только двух земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:050326:22, 27:23:050326:38.
Доказательств, подтверждающих объединение других земельных участков с различными видами землепользования, а, следовательно, право муниципальной собственности на остальную часть (около 2 га) вновь образованного земельного участка под жилой дом площадью 453,8 кв. м, Департаментом не представлено.
Пунктами 1, 3 статьи 22.2 Закона о регистрации предусмотрено, что для регистрации прав на земельные участки, образуемых при их объединении в регистрирующий орган в обязательном порядке должны быть представлены: решение об объединении земельных участков, правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки и кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
Согласно пунктам 1 и 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 необходимо представить заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представления указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем, документов, позволяющих однозначно определить надлежащее оформление вновь образованного земельного участка площадью 21240+/-51 кв. м и обосновывающих несовпадение общей площади вышеуказанного земельного участка с данными по площади, содержащимися в кадастровом плане на данный земельный участок регистратору не представлено.
Как не представлено доказательств, подтверждающих, что у муниципального образования - собственника жилого дома, имеются основания, достаточные для того, чтобы площадь земельного участка под ним была увеличена.
В связи с чем, довод заявителя о достаточности предоставленных для государственной регистрации документов отклоняется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований и апелляционной жалобы следует отказать, обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.04.2009 по делу N А73-1554/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)