Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 N 11АП-4241/2014 ПО ДЕЛУ N А55-22032/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N А55-22032/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 23 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Дубинин А.А., доверенность от 25 сентября 2013 г., Крюков А.В., доверенность от 25 сентября 2013 г.,
от ответчика - Екатеринин И.И., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 363,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2014 г. по делу N А55-22032/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Манукяна Манука Симоновича (ИНН 637600142220, ОГРНИП 304637636500168), с. Красный Яр, Самарская обл.,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:

Индивидуальный предприниматель Манукян Манук Симонович (далее заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 7 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Г.С. Аксакова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви, обязании в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с заявителем договор аренды земельного участка площадью 7 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Г.С. Аксакова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви, сроком на пять лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2014 г. по делу N А55-22032/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении предпринимателю Манукяну Мануку Симоновичу в аренду земельного участка площадью 7 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Г.С. Аксакова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу в двухнедельный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления Индивидуальному предпринимателю Манукяну Мануку Симоновичу проекта договора аренды земельного участка площадью 7 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Г.С. Аксакова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.06.2013 г. предприниматель Манукян Манук Симонович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1747/13 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7, 00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Желябова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом N 12-1/7747/13 от 23.08.2013 г. отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка.
Ответчик мотивировал отказ тем, что в ходе работы по заявлению N 12-1/7747/13 получена информация департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N САМВ-60664 от 08.08.2013 г., согласно которой испрашиваемый земельный участок не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж - 3 (в зоне средне этажной застройки 3-6 этажей) в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ранее между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Манукяном Мануком Симоновичем был заключен договор аренды N 003830з от 28.01.2000 г. спорного земельного участка площадью 7, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Желябова, дом 6 для цели использования - киоск мастерской по ремонту обуви, на основании постановления Администрации Железнодорожного района N 1317 от 08.10.1999 г.
Из пояснение представителей заявителя следует, что предприниматель в соответствии с условиями договора аренды земельного участка фактически вносил все арендные платежи за пользование земельным участком, с момента подписания данного договора по настоящее время и указанные денежные средства принимались Министерством имущественных отношений Самарской области.
Данное обстоятельство подтверждается копией чека-ордера от 25.09.2013 г. (л.д. 20).
25.02.2013 г. ответчиком издан приказ N 283 об уточнении местоположения границ, площади и изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Желябова, дом 6.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0104003:547, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 04.06.2013 г.
Из материалов дела следует, что Министерством был направлен запрос в ФГБУ "ФКП Росрееста по Самарской области" N 12-1/1747/13 от 27.06.2013 г. об исправлении технической (кадастровой) ошибки в связи с тем, что ул. Желябова в соответствии с постановлением администрации г. о. Самара от 18.02.2010 г. N 162 переименована в ул. Г.С. Аксакова (л.д. 25, 26-30).
В соответствии с п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, градостроительный регламент по видам использования недвижимости (статья 30 настоящих Правил) включает как основные виды разрешенного использования недвижимости, которые не могут быть запрещены, так и виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, которые по отношению к последним являются вспомогательными, при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Согласно пункту 1 статьи 6 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствии с настоящими Правилами, исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствии с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установленного срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "под киоск - мастерскую" стал несоответствующим Правилам после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, то в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствии с данными Правилами.
Арбитражный суд первой инстанции указал в решении, что установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 7 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104003:547, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Г.С. Аксакова, д. 6, для цели использования - занимаемый временным киоском мастерской по ремонту обуви, не соответствуют требованиям ст. ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 N 61, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для признания их незаконными.
Этот вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку суд первой инстанции не учел, что заключенный между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Манукяном Мануком Симоновичем договор аренды N 003830з от 28.01.2000 г. земельного участка площадью 7, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Желябова, дом 6 для цели использования - киоск мастерской по ремонту обуви, на основании постановления Администрации Железнодорожного района N 1317 от 08.10.1999 г. после истечения срока его действия считается продленным на неопределенный срок и является действующим до настоящего времени, поскольку ни одна из сторон договора не заявила о его прекращении, арендатор продолжает пользоваться земельным участком и оплачивает арендную плату, а арендодатель принимает арендную плату, до настоящего времени.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для заключения нового договора аренды земельного участка, являющегося предметом действующего договора аренду до его прекращения, в связи с чем, оспариваемыми действиями ответчика права предпринимателя не нарушаются, а поэтому отсутствуют основания для признания их незаконными.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда следует отменить, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2014 г. по делу N А55-22032/2013 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)