Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мясоедова Сергея Александровича (ИНН 263507823402, ОГРНИП 313265124500012) - Игнатьева Д.В. (доверенность от 30.03.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623005473, ОГРН 1022603023706) - Мамедова Н.А (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрация муниципального образования Деминского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу N А63-20641/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мясоедов С.А. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) о признании незаконным выраженного в письме от 24.02.2014 N 3213/03-124 решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 121 100 кв. м с кадастровым номером 26:11:081302:2, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Демино, ул. Советская, 60"а", относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения и эксплуатации напольного склада (далее - земельный участок), о понуждении администрации района к принятию решения о предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду.
Определениями Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2014 и от 05.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации района и администрация муниципального образования Деминский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - комитет, администрация сельсовета).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014, требования главы хозяйства удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у администрации района законных оснований для отказа в предоставлении главе хозяйства земельного участка в аренду для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, незавершенностью и незаконностью процедуры перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, недоказанностью включения земельного участка в границы населенного пункта - хутора Демина.
Администрация района обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что предоставлению земельного участка в аренду главе хозяйства препятствовало его включение в общую площадь земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию "Учхоз СГСХА" (далее - унитарное предприятие), которое до признания его банкротом произвело уточнение площади принадлежащего ему земельного участка и обеспечило его кадастровый учет с указанием категории и разрешенного использования. По мнению заявителя кассационной жалобы, государственная собственность на земельный участок разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования унитарного предприятия на него в отсутствие заявления правообладателя об отказе от права и соответствующего решения администрации района не прекращено, земельный участок в фонд перераспределения земель Шпаковского муниципального района не включен, у администрации района полномочия по распоряжению земельным участком отсутствуют, а глава хозяйства требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка в аренду, не соответствует.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что кадастровый учет земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием под напольным складом осуществлен 07.04.2005.
Решением Думы муниципального образования Деминский сельсовет от 20.07.2009 N 416 по итогам публичных слушаний утвержден проект корректировки генерального плана хутора Демина N 104-7-ГП, согласно которому земельный участок вошел в границы населенного пункта с предполагаемым использованием под жилищное строительство. Главе администрации сельсовета предписано обнародовать утвержденный проект корректировки генерального плана и предоставить его в "заинтересованные ведомства". Проект корректировки генерального плана согласован постановлением администрации района от 02.07.2010 N 226 и постановлением правительства Ставропольского края от 01.03.2011 N 64-п.
Постановлением администрации сельсовета от 19.03.2013 N 73 категория земельного участка изменена на земли населенных пунктов с мотивировкой о допущенных неточностях в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Оценив постановление администрации сельсовета от 19.03.2013 N 73, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю приняло решение от 29.05.2013 N 26/301/12-70314 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, обосновав решение отсутствием доказательств принятия решения об изменении категории земельного участка уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Глава хозяйства обратился в администрацию района с заявлением от 10.09.2013 о предоставлении земельного участка в аренду на 10 лет, указав в качестве цели такого предоставления "под сад".
Выраженное в письме от 24.02.2014 N 3213/03-124 решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду обосновано неразграниченностью государственной собственности на земельный участок и его включением в границы населенного пункта на основании проекта корректировки генерального плана хутора Демино, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 01.03.2011 N 64-п.
Считая названное решение органа местного самоуправления незаконным, глава хозяйства обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, за исключением земель, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Названное положение корреспондирует с нормой статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно которой законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Из возможного предмета договора аренды исключены только земельные участки, изъятые из оборота, из чего следует вывод, что все иные земельные участки могут быть переданы в аренду.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка (пункт 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, в случае предоставления в аренду земельного участка в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ не требуется опубликование соответствующей информации.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, которому предоставлена возможность оспаривания в судебном порядке решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Статьей 8 Земельного кодекса установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что при наличии генеральных планов поселений изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов. Порядок включения земельного участка в границы населенного пункта предполагает подготовку органом местного самоуправления направление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, проведение публичные слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, опубликование заключения о результатах публичных слушаний, его направление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, принятие исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, направление такого решения в орган местного самоуправления поселения, внесение соответствующих изменений в генеральный план поселения без дополнительного согласования таких изменений и публичных слушаний.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (статья 7), установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из иных категорий в земли населенных пунктов (статья 8), сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (статья 10), земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (статья 14).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций не оценили содержание заявления главы хозяйства и приложенных к заявлению документов на предмет их соответствия вышеприведенным нормативным положениям, не установили соответствие цели предполагаемого использования земельного участка его размерам, числу членов фермерского хозяйства, видам деятельности фермерского хозяйства. Кроме того, судами не дана оценка действиям органов местного самоуправления и органов субъекта Российской Федерации, направленным на включение земельного участка в границы населенного пункта и соответствующее изменение его категории, не обоснован вывод о сохранении в отношении земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения.
При указанных обстоятельствах, вывод о незаконности решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду главе хозяйства и нарушении этим отказом прав и законных интересов заявителя, не может быть признан соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А63-20641/2014 отменить.
Дело N А63-20641/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2015 ПО ДЕЛУ N А63-2064/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N А63-2064/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мясоедова Сергея Александровича (ИНН 263507823402, ОГРНИП 313265124500012) - Игнатьева Д.В. (доверенность от 30.03.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623005473, ОГРН 1022603023706) - Мамедова Н.А (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрация муниципального образования Деминского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу N А63-20641/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мясоедов С.А. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) о признании незаконным выраженного в письме от 24.02.2014 N 3213/03-124 решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 121 100 кв. м с кадастровым номером 26:11:081302:2, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Демино, ул. Советская, 60"а", относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения и эксплуатации напольного склада (далее - земельный участок), о понуждении администрации района к принятию решения о предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду.
Определениями Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2014 и от 05.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации района и администрация муниципального образования Деминский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - комитет, администрация сельсовета).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014, требования главы хозяйства удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у администрации района законных оснований для отказа в предоставлении главе хозяйства земельного участка в аренду для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, незавершенностью и незаконностью процедуры перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, недоказанностью включения земельного участка в границы населенного пункта - хутора Демина.
Администрация района обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что предоставлению земельного участка в аренду главе хозяйства препятствовало его включение в общую площадь земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию "Учхоз СГСХА" (далее - унитарное предприятие), которое до признания его банкротом произвело уточнение площади принадлежащего ему земельного участка и обеспечило его кадастровый учет с указанием категории и разрешенного использования. По мнению заявителя кассационной жалобы, государственная собственность на земельный участок разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования унитарного предприятия на него в отсутствие заявления правообладателя об отказе от права и соответствующего решения администрации района не прекращено, земельный участок в фонд перераспределения земель Шпаковского муниципального района не включен, у администрации района полномочия по распоряжению земельным участком отсутствуют, а глава хозяйства требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка в аренду, не соответствует.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что кадастровый учет земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием под напольным складом осуществлен 07.04.2005.
Решением Думы муниципального образования Деминский сельсовет от 20.07.2009 N 416 по итогам публичных слушаний утвержден проект корректировки генерального плана хутора Демина N 104-7-ГП, согласно которому земельный участок вошел в границы населенного пункта с предполагаемым использованием под жилищное строительство. Главе администрации сельсовета предписано обнародовать утвержденный проект корректировки генерального плана и предоставить его в "заинтересованные ведомства". Проект корректировки генерального плана согласован постановлением администрации района от 02.07.2010 N 226 и постановлением правительства Ставропольского края от 01.03.2011 N 64-п.
Постановлением администрации сельсовета от 19.03.2013 N 73 категория земельного участка изменена на земли населенных пунктов с мотивировкой о допущенных неточностях в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Оценив постановление администрации сельсовета от 19.03.2013 N 73, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю приняло решение от 29.05.2013 N 26/301/12-70314 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, обосновав решение отсутствием доказательств принятия решения об изменении категории земельного участка уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Глава хозяйства обратился в администрацию района с заявлением от 10.09.2013 о предоставлении земельного участка в аренду на 10 лет, указав в качестве цели такого предоставления "под сад".
Выраженное в письме от 24.02.2014 N 3213/03-124 решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду обосновано неразграниченностью государственной собственности на земельный участок и его включением в границы населенного пункта на основании проекта корректировки генерального плана хутора Демино, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 01.03.2011 N 64-п.
Считая названное решение органа местного самоуправления незаконным, глава хозяйства обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, за исключением земель, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Названное положение корреспондирует с нормой статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно которой законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Из возможного предмета договора аренды исключены только земельные участки, изъятые из оборота, из чего следует вывод, что все иные земельные участки могут быть переданы в аренду.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка (пункт 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, в случае предоставления в аренду земельного участка в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ не требуется опубликование соответствующей информации.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, которому предоставлена возможность оспаривания в судебном порядке решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Статьей 8 Земельного кодекса установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что при наличии генеральных планов поселений изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов. Порядок включения земельного участка в границы населенного пункта предполагает подготовку органом местного самоуправления направление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, проведение публичные слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, опубликование заключения о результатах публичных слушаний, его направление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, принятие исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, направление такого решения в орган местного самоуправления поселения, внесение соответствующих изменений в генеральный план поселения без дополнительного согласования таких изменений и публичных слушаний.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (статья 7), установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из иных категорий в земли населенных пунктов (статья 8), сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (статья 10), земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (статья 14).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций не оценили содержание заявления главы хозяйства и приложенных к заявлению документов на предмет их соответствия вышеприведенным нормативным положениям, не установили соответствие цели предполагаемого использования земельного участка его размерам, числу членов фермерского хозяйства, видам деятельности фермерского хозяйства. Кроме того, судами не дана оценка действиям органов местного самоуправления и органов субъекта Российской Федерации, направленным на включение земельного участка в границы населенного пункта и соответствующее изменение его категории, не обоснован вывод о сохранении в отношении земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения.
При указанных обстоятельствах, вывод о незаконности решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду главе хозяйства и нарушении этим отказом прав и законных интересов заявителя, не может быть признан соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А63-20641/2014 отменить.
Дело N А63-20641/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)