Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А35-1199/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А35-1199/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй": Коротких О.А., представителя по доверенности от 18.03.2014;
- от Земельного комитета города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела:
от Администрации г. Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Земельного комитета города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 19.09.2014 по делу N А35-1199/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй" (ОГРН 1084632002542) к Земельному комитету города Курска (ОГРН 1084632006876), третье лицо администрация города Курска, о признании недействительным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй" (далее - заявитель, Общество, ООО "Бизнес Строй") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Земельному комитету г. Курска (далее также - Комитет) о признании решения Земельного комитета по городу Курску об отказе в предоставлении в аренду земельных участков площадью 66 375 кв. м с кадастровым номером N 46:29:103035:153 и площадью 55 625 кв. м с кадастровым номером N 46:29:103035:154. расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, оформленное письмом от 13.11.2013 г. N 4734/07.2.01-16, недействительным; об обязании Земельного комитета по городу Курску принять решение о предоставлении в аренду земельных участков: с кадастровым номером N 46:29:103035:153, площадью 66 375 кв. м и с кадастровым номером N 46:29:103035:154 площадью 55 625 кв. м, расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска.
Решением суда от 19.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Земельного комитета по городу Курску об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 N 4734/07.2.01-16 признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Земельный комитет города Курска обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что запрашиваемые земельные участки располагаются в водоохранной зоне реки Тускарь. На данной территории действуют ограничения, предусмотренные п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ и п. п. 12.5 - 12.6 решения Курского городского собрания от 23.10.2007 N 338-3. Решением Комитета от 02.11.2010 и договором аренды земельных участков от 15.11.2010 спорные земельные участки предоставлялись Обществу для строительства парникового хозяйства. Вместе с тем, с 15.11.2010 заявителем не велись какие-либо работы по освоению земельного участка и строительству парникового хозяйства. В материалах дела отсутствуют доказательства, каким образом действия Комитета повлекли нарушение прав и свобод в экономической и предпринимательской деятельности. Кроме того, как следует из письма Комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска от 12.11.2013 данные земельные участки находятся в зоне периодического затопления паводковыми водами, данный факт неблагоприятно сказывается на развитие парникового хозяйства и будет носить значительный урон экономическому состоянию заявителя.
В судебное заседание Земельный комитет города Курска и Администрация г. Курска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 11.02.2013 ООО "Бизнес Строй" обратилось в Земельный комитет города Курска с заявлением о перезаключении договоров аренды земельного участка с кадастровым номером N 46:29:103035:71 (в дальнейшем присвоен кадастровый номер N 46:29:103035:153), площадью 66 375 кв. м и земельного участка N 46:29:103035:72 (в дальнейшем присвоен кадастровый номер 46:29:103035:154), площадью 55 625 кв. м находящихся по адресу: г. Курск, ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная.
В связи с неполучением ответа ООО "Бизнес Строй" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия Земельного комитета г. Курска, выразившегося в непредставлении результата предоставления муниципальной услуги по заявлению от 11.02.2013 за вх. N 07.2.01-15/195.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.10.2013 по делу N А35-4872/2012 бездействие Земельного комитета г. Курска признано незаконным, суд решил обязать Земельный комитет г. Курска предоставить ООО "Бизнес Строй" результат предоставления муниципальной услуги по заявлению от 11.02.2013 в виде договоров аренды на земельные участки N 46:29:103035:153, площадью 66 375 кв. м и N 46:29:103035:154, площадью 55 625 кв. м расположенные по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, либо в виде отказа в их предоставлении.
Рассмотрев заявление от 11.02.2013 Земельным комитетом г. Курска было принято решение об отказе ООО "Бизнес Строй" в предоставление в аренду земельных участков, о чем ООО "Бизнес Строй" был уведомлен письмом от 13.11.2013 за исх. N 4734/07.2.01-16.
Считая решение Земельного комитета г. Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 N 4734/07.2.01-16, незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны и зоны подтопления. Доказательств того, что земельные участки изъяты из оборота, заинтересованным лицом не представлено. Указанные в оспариваемом решении основания отказа в предоставлении в аренду спорных земельных участков не могут служить поводом для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Апелляционная коллегия считает выводы суда области верными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствиями с нормами ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", п. п. 1.1, 3.5 Положения о земельном комитете города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания N 44-4-РС, п. 3.4 Административного регламента Земельного комитета города Курска по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков для строительства", утвержденного постановлением Администрации города Курска от 04.07.2011 N 1799, на Земельный комитет города Курска возложены полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска.
Согласно ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как видно из материалов дела, отказ Земельного комитета г. Курска в предоставлении в аренду двух земельных участков мотивирован тем, что запрашиваемые участки располагаются в водоохранной зоне реки Тускарь. На данной территории действуют ограничения, предусмотренные п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и п. п. 12.5 - 12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
В порядке п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов, истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов, относятся в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда.
Вместе с тем, из буквального толкования п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, расположенные в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не относятся к изъятым из оборота землям, которые не могут предоставляться в пользование.
В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр.
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, в кадастровых паспортах N 46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:153, N 46/12-1-16955 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:154 отсутствует информация о том, что указанные земельные участки входят в водоохранную зону, либо имеются какие-либо ограничения в использовании указанных земельных участков.
Доказательства включения земельных участков в водоохранную зону заинтересованным лицом ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
Следовательно, выводы комитета, изложенные в отказе, не подтверждаются необходимыми доказательствами.
Согласно выписки государственного кадастра недвижимости N 46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:153 и выписки N 46/12-1-16955 от 28.02.20.12 на земельный участок N 46:29:103035:154, последние не содержат информации о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте, либо имеются иные, предусмотренные п. 4 ст. 27 ЗК РФ обстоятельства, исключающие возможность предоставления Земельного участка в аренду.
Доказательств того, что земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте заинтересованным лицом не представлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
В своем отказе Комитет ссылается на положения п. п. 12.5 - 12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
Согласно п. 12.5 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в водоохранных зонах водных объектов.
В соответствии с п. 12.5.1. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС на территории водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с п. 12.5.2. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС на территории водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка автотранспортных средств (кроме специальных автотранспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии с п. 12.6.2. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС в границах прибрежных защитных полос, наряду с ограничениями, предусмотренными для водоохранных зон, запрещается:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Пункт 12.6.3. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС определяет, что в границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из буквального толкования изложенных выше пунктов Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС следует, что указанные нормы не содержат запрета, а лишь ограничивают использование земельных участков и объектов капитального строительства в водоохранных зонах водных объектов и прибрежной защитной полосе.
Таким образом, ссылка комитета в отказе на положения Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС необоснованна.
Из письма Комитета N 4734/07.2.01-16 от 13.11.2013 следует, что спорные земельные участки находятся в границах территориальной зоны СХ - зона сельскохозяйственного использования.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков.
Пунктом 11.7.1 главы 11 части 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС установлен градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования в соответствии с которым, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в частности относятся: - для объектов растениеводства, для размещения питомников и оранжерей садово-паркового хозяйства, для размещения объектов сельскохозяйственного производства.
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, в соответствии с кадастровыми паспортами спорных земельных участков (выписка из государственного кадастра недвижимости) N 46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:153 и N 46/12-1-16955 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:154 видом разрешенного использования земельных участков является строительство парникового хозяйства.
Следовательно, вид разрешенного использования спорных земельных участков соответствует разрешенным видам территориальной зоны СХ - зона сельскохозяйственного использования.
Доказательств изменения вида разрешенного использования в материалах дела не имеется.
Наличие притязания третьих лиц на указанные спорные земельные участки отсутствует.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, решение Земельного комитета города Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу г. Курск, ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная не соответствует п. 2 ст. 22 ЗК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, п. 15, 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, указанные в оспариваемом решении основания отказа в предоставлении в аренду спорных земельных участков не могут служить поводом для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
В качестве довода жалобы указывается, что решением Комитета от 02.11.2010 и договором аренды земельных участков от 15.11.2010 спорные земельные участки предоставлялись Обществу для строительства парникового хозяйства. Вместе с тем, с 15.11.2010 заявителем не велись какие-либо работы по освоению земельного участка и строительству парникового хозяйства.
Данные доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку не относятся к существу рассматриваемого спора, не были изложены в оспариваемом отказе, кроме того, они не подтверждены документально. Документы, подтверждающие правовую позицию Комитета относительно данных доводов жалобы, также отсутствуют в материалах дела.
В качестве довода жалобы указывается, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и свобод заявителя в экономической и предпринимательской деятельности.
Данный довод жалобы несостоятелен, поскольку оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ООО "Бизнес Строй" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует ООО "Бизнес Строй" реализовать предусмотренное пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ, п. 1 ст. 607 ГК РФ право на предоставление в аренду земельного участка. Незаконный отказ Земельного комитета города Курска в предоставлении в аренду двух земельных участков, влечет за собой неблагоприятные последствия для ООО "Бизнес Строй" в виде невозможности реализовать свое право в виде использования земельного участка в целях строительства парникового хозяйства и дальнейшего осуществления экономической (финансовой) деятельности.
Довод жалобы относительно того, что данные земельные участки находятся в зоне периодического затопления паводковыми водами, данный факт неблагоприятно сказывается на развитие парникового хозяйства и будет носить значительный урон экономическому состоянию заявителя, несостоятелен, поскольку не имеет отношения к существу рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Земельного комитета г. Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 N 4734/07.2.01-16 является незаконным, поскольку Комитет не имел правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельных участков площадью 66 375 кв. м с кадастровым номером N 46:29:103035:153, площадью 55 625 кв. м с кадастровым номером N 46:29:103035:154, расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 19.09.2014 по делу N А35-1199/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)