Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-31731/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А55-31731/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К" - Денисенко Е.С., по доверенности от 01.11.2012 года,
от Министерства строительства Самарской области - Иванова М.В., по доверенности от 19.02.2013 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2013 года, в зале N 6, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К", Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2013 года по делу N А55-31731/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К", (ОГРН 1066367038165),
к Министерству строительства Самарской области,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
третье лицо:
Департамент потребительского рынка и услуг городского округа Самара,
о признании незаконными отказов и обязании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, к Департаменту потребительского рынка и услуг городского округа Самара о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 27 августа 2012 года N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительства магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары, о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02 августа 2012 года N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, улица Шоссейная в районе дома N 5 и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара провести работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, обязании Министерства строительства Самарской области предоставить участок под строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя поддержал требования по доводам заявления, заявил частичный отказ от требований в части требований к Департаменту потребительского рынка и услуг городского округа Самара, ходатайствовал о привлечении указанного лица в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне заинтересованных лиц.
Решением суда первой инстанции от 11 февраля 2013 года принят частичный отказ заявителя от требований к Департаменту потребительского рынка и услуг городского округа Самара.
Производство по делу N А55-31731/2012 в данной части суд прекратил.
Департамент потребительского рынка и услуг городского округа Самара был привлечен судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне заинтересованных лиц.
Требования заявителя арбитражный суд удовлетворил частично.
Суд признал незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02 августа 2012 года N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, улица Шоссейная в районе дома N 5 и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 27 августа 2012 года N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительство магазина товаров первой необходимости, и обязал Министерство строительства Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
В остальной части требований суд отказал.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований в обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара провести работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная в районе дома N 5; в обязании Министерства строительства Самарской области предоставить участок под строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции применил нормативно-правовой акт, не подлежащий применению.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным отказа Министерства строительства Самарской области, выраженного в письме от 27 августа 2012 года N 3/5708; отказать ООО "Карпов и К" в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области, выраженного в письме от 27 августа 2012 года N 3/5708 и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указывает, что действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка обусловлены именно отсутствием акта о выборе земельного участка и распоряжения департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие которых делает невозможным предоставление министерством испрашиваемого земельного участка, а вовсе не нецелесообразностью его предоставления.
При указанных выше обстоятельствах у министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Отмечает, что при рассмотрении данного дела министерство указывало на вышеобозначенные доводы, которые, однако, были оставлены судом первой инстанции без внимания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме. По основаниям, изложенным в отзыве от 10 апреля 2013 года на апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области просит решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа Министерства строительства Самарской области, выраженного в письме от 27 августа 2012 года N 3/5708, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме. Возражает против доводов апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К".
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и Департамент потребительского рынка и услуг городского округа Самара отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и Министерства строительства Самарской области, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
30 сентября 2010 года общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением N 20100550 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли.
18 мая 2011 года заявителем были поданы изменения в части наименования предполагаемого объекта строительства - строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей (л.д. 33 - 35).
Указанное заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина с открытой автостоянкой ответчиком было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом N СП-9/6926-0-20 от 02 августа 2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка, поскольку согласно письму Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара - в связи с обеспеченностью района торговыми площадями по данному адресу свыше 100%, размещение магазина нецелесообразно. Таким образом, организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка не представляется возможным.
На основании указанного письма Департамента, Министерство строительства Самарской области решением от 27 августа 2012 года N 3/5708 отказало в предоставлении земельного участка. Сославшись в том числе и на то, что уполномоченным органом не представлены результаты выбора земельного участка (акт о выборе земельного участка и распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории), министерством не может быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (л.д. 39 - 41).
ООО "Карпов и К", не согласившись с принятыми отказами, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
11 февраля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Исходя из положений указанных нормативных правовых актов, заявление ООО "Карпов и К" поданное в Министерство строительства Самарской области о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на нецелесообразность размещения объекта торговли в связи с обеспеченностью района торговыми площадями по указанному выше адресу свыше 100 процентов.
Как правомерно отмечено судом указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство строительства Самарской области также сослалось в том числе на отсутствие целесообразности предоставления участка для строительства торгового объекта, а также то, что уполномоченным органом не представлены результаты выбора земельного участка (акт о выборе земельного участка и распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории).
При этом, указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса РФ и нарушают права заявителя.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, которым распределены полномочия (обязанности) по формированию и распоряжению земельными участками на территории городского округа Самара между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления городского округа Самара.
Указанным регламентом органам государственной власти Самарской области не предоставлены полномочия по осуществлению контрольных или надзорных функций за действиями или бездействием органов местного самоуправления и наоборот.
Как следует из пунктов 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области.
В данных отказах отсутствуют нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления.
При указанных обстоятельствах отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02 августа 2012 года N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, улица Шоссейная в районе дома N 5 и отказ Министерства строительства Самарской области от 27 августа 2012 года N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительство магазина товаров первой необходимости противоречат статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Относительно требований заявителя в части обязания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара провести работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка и обязания Министерства строительства Самарской области предоставить участок под строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары суд сделал правильные выводы, отказав заявителю в удовлетворении данных требований.
Указанные обстоятельства явились поводом к подаче заявителем апелляционной жалобы на решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая заявителю в данной части, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что поскольку принято Постановление Правительства Самарской области N 639 от 09 ноября 2012 года "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", испрашиваемый заявителем участок должен быть предоставлен исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01 января 2010 года, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
При этом перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09 ноября 2012 года.
Указанный нормативный правовой акт не признан недействительным и является действующим.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2013 года по делу N А55-31731/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)