Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4771/2013

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что в нарушение требований закона при постановке на кадастровый учет сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены не были, что привело к невозможности расчета выкупной стоимости земельного участка, постановленной в зависимость от размера кадастровой стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-4771/2013


Председательствующий Беспятова Н.Н.,

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей Омского областного суда Зубовой Е.А., Будылка А.В.,
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании 24 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя К.В. - Б.Е.
на решение Омского районного суда Омской области от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление К.В. к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Зашихиной Н.Г., судебная коллегия

установила:

К.В. обратился в суд с иском к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование предъявленных требований указал, что он является собственником жилого дома, общей площадью _ кв. м, инвентарный номер _, литера _, расположенного по адресу: <...> Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью _. с кадастровым номером _.
На основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 24 февраля 2012 года N 261-п принято решение предоставить ему в собственность за плату земельный участок площадью _ кв. м в границах Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д. _, с кадастровым номером _ из состава земель сельскохозяйственного назначения для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Указанным Постановлением Управлению имущественных отношений Администрации Омского муниципального района Омской области в месячный срок с даты подписания постановления поручено осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка.
Однако проект составлен не был со ссылкой на невозможность определения кадастровой стоимости земельного участка из-за несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его категории.
В соответствии с отчетом ООО "Центр интеллектуальных технологий" N - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером _ составляет _ рублей.
В целях разрешения вопроса о заключении договора купли-продажи земельного участка просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере _ рублей, обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере.
Представитель истца К.В. - Б.Е. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, уведомленный надлежаще, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области, уведомленный надлежаще, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица Администрации ОМР Омской области, уведомленный надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Дело рассмотрено без участия К.В., уведомленного надлежащим образом, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К.В. - Б.Е. просит решение суда отменить и принять новое решение, об удовлетворении исковых требований ссылаясь на неправильное применение положений ст. 66 ЗК РФ. Несостоятельность вывода суда подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной, в постановлении от 28.06.2011 г N 913/11, исходя из которой, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Считает, что в нарушении требований Закона при постановке на кадастровый учет сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены не были, что привело к невозможности расчета выкупной стоимости земельного участка, постановленной в зависимость от размера кадастровой стоимости.
Считает ошибочным вывод суда о неверном избрании способа защиты нарушенного права. Правильность применение выбранного способа подтверждена Министерством имущественных отношений, которое в своем письме, указало на возможность установления судом кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Лица, участвующие в деле, 02.07.2013 г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 94-103).
Проверив материалы дела, выслушав К.Б., его представителя Б.Е., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ФГБУ "ВКП Росреестра" С., представителя Министерства имущественных отношений Омской области Б.И., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела Решением Омского районного суда Омской области от 11.03.2008 г. за К.В. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу Омская область, Омский район, д. _ общей площадью _кв. м, жилой площадью _ кв. м на основании закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ".
На основании указанного решения суда выдано свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2008 г.
Постановлением главы администрации Омского муниципального района Омской области N 261-п от 24.02.2012 г. К.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью _ кв. м в границах Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес Омская область, Омский район, д. _, с кадастровым номером _ из состава земель сельскохозяйственного назначения для размещения дома индивидуальной жилой застройки. На управление имущественных отношений Омского муниципального района Омской области возложена обязанность в месячный срок с даты подписания постановления осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить указанный проект К.В. с предложением о его заключении.
Согласно данным кадастрового паспорта, указанный земельный участок площадью _ кв. м, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости не определены.
При этом сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.10.2010 N 2799-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого определено относительного жилого дома имеющего почтовый адрес Омская область, Омский район, д. _.
Обращаясь в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, а, именно - _ руб. К.В. сослался на то, что для испрашиваемого земельного участка не определена кадастровая стоимость ввиду несовпадения вида разрешенного использования земельного участка - "для размещения дома индивидуальной жилой застройки" с видами разрешенного использования, установленными для категории земель сельскохозяйственного назначения.
При этом указывалось, что он не намерен ставить перед компетентными органами вопрос об изменении вида разрешенного использования "для размещения дома индивидуальной жилой застройки" на вид "для ведения личного подсобного хозяйства", поскольку ведением подсобного хозяйства он не занимается.
Истцом не предпринимались и действия по включению испрашиваемого участка в границы населенного пункта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующим законодательством нормативно закреплен и установлен специальный порядок определения кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в силу чего кадастровая стоимость испрашиваемого участка не может быть определена на основании Отчета оценщика об определении его рыночной стоимости.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту Правил).
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются для сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
Согласно пунктам 6, 7 Правил государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.
Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение указанного пункта Правил Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 г. N 445 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1.2 Методических указаний все виды земель сельскохозяйственного назначения разделены на несколько групп в зависимости от вида использования, в соответствии с которым земли сельскохозяйственного назначения, в границах которых расположены земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности, отнесены к пп. 1.2.1 Методических указаний.
Для земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к пп. 1.2.1 Методических указаний, установлен порядок определения удельного показателя кадастровой стоимости (п. 2.2 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем суммирования произведений удельных показателей кадастровой стоимости земель, указанных в пп. 1.2.1 Методических указаний, и площадей, занимаемых этими землями в границах земельного участка.
Таким образом, Методическими указаниями предусмотрен дифференцированный порядок определения кадастровой стоимости земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Представленный в обоснование исковых требований Отчет N 02/02/2013 об определении рыночной стоимости испрашиваемого участка основан на анализе рынка недвижимости с применением метода сравнительного подхода в определении его стоимости.
Вместе с тем, как следует из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 осуществление государственной кадастровой оценки на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости предусмотрено лишь для земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Для проведения же кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения данный метод не применим.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, видов разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэконмразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, кадастровая стоимость земельных участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 175-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и средний уровень стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области.
Учитывая, что такой вид разрешенного использования как "размещение дома индивидуальной жилой застройки" для земель сельскохозяйственного назначения законом не предусмотрен, данные результаты не могли быть использованы для определения кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка без приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, Министерством имущественных отношений давались разъяснения К.В. о возможности включения испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта либо о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства".
Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты рядом находящиеся земельные участки с кадастровыми номерами N _ отнесены к категории "земли поселений (земли населенных пунктов).
Указанные земельные участки, а также испрашиваемый истцом земельный участок находятся в одном кадастровом квартале.
Однако, как было указано выше истец не намерен ставить перед компетентными органами вопрос об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, либо включения его в границы населенного пункта.
Учитывая приведенное, основания для удовлетворения заявленного иска у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении и толковании норм материального права судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
Ошибочное суждение суда первой инстанции об отсутствии у истца правовых оснований для предъявления настоящего иска, не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статьям 327.1 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда г. Омска от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.В. - Б.Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)