Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N А72-5554/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А72-5554/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Папояна Артура Ишхановича - не явился, извещен,
от Администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Администрации города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 сентября 2014 года по делу N А72-5554/2014 (судья Корастелев В.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Папояна Артура Ишхановича, ОГРН 304732805500232, ИНН 732500394732,
к Администрации города Ульяновска, ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573,
к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ОГРН 1027301183370, ИНН 7325000239,
об оспаривании отказа от 30.11.2012 г. N 01-13/6691 в выборе земельного участка, об обязании выполнить действия по выбору земельного участка,

установил:

Индивидуальный предприниматель Папоян Артур Ишханович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Администрация) и к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - ответчик), с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просит:
- - признать недействительным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска от 30.11.2012 г. N 01-13/6691 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1950,0 кв. м, расположенного северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, под размещение объекта для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности;
- - обязать Администрацию города Ульяновска в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Правил землепользования и застройки МО г. Ульяновск выполнить действия по выбору земельного участка для размещения объекта для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности на земельном участке ориентировочной площадью 1950,0 кв. м, расположенного северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный.
Решением суда первой инстанции от 04 сентября 2014 года требования заявителя удовлетворены (том 1 л.д. 101-104).
В апелляционной жалобе Администрация города Ульяновска просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 15.11.2012 года заявитель обратился к Главе Администрации г. Ульяновска с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности на земельном участке, расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, ориентировочной площадью 1950 кв. м; предполагаемая площадь застройки 1000 кв. м; право на земельный участок - аренда.
30.11.2012 года Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска в письме N 01-13/6691 указал на невозможность выбора земельного участка, мотивировав тем, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 года N 69, земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100м) - П1.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственного объекта, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов. При выборе земельного участка необходимо учитывать подъезды, подходы к каждому образуемому земельному участку.
Не согласившись с отказом, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на то, что оспариваемым отказом нарушены статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статья 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
04 сентября 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области вынес обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 5 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено:
1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю:
- 1.1. организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков;
- 1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;
- 1.3. утверждение проектов границ земельных участков;
- 1.4. осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;
- 1.5. резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
- 1.6. предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Статьей 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004, предусмотрен следующий порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются:
1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов.
3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия (часть 7 статьи 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004 года).
Судом установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне П1.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 зона П1 предназначена для размещения объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м).
К основным видам разрешенного использования зоны П1 относятся, в том числе, размещение производственных объектов для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
С позиции вышеизложенного следует, что границы санитарно-защитной зоны объекта должны быть утверждены.
Суд установил, что ответчики не представили утвержденные в установленном порядке границы санитарно-защитной зоны на объекты, расположенные на прилегающих к испрашиваемому участку земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:021104:975 и 73:24:021104:976.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на неисполнение Администрацией предусмотренной частью 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что отказ Администрации г. Ульяновска в выборе земельного участка, выраженный в обжалуемом письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 30.11.2012 N 01-13/6691, является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 сентября 2014 года по делу N А72-5554/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.А.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)