Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N А19-4620/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А19-4620/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации города Иркутска - Борисова Александра Алексеевича (доверенность от 12.09.2014), гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича - Булануи Ольги Юрьевны (доверенность от 18.09.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2014 года по делу N А19-4620/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Артюхов Алексей Михайлович (ОГРНИП 308381217200030, г. Иркутск, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, далее - администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 09.01.2013 N 945-70-26/3 решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 10 581 кв. м в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лисиха-Центр" (ОГРН 1043801545061, г. Иркутск; далее - ООО "Лисиха-Центр").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2013 года, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2013 года принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы кассационной жалобы, представитель администрации опроверг их.
ООО "Лисиха-Центр" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04175, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 17.10.2014), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.11.2012 в газете "Иркутск официальный" N 44 администрация проинформировала о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 10 581 кв. м в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская в аренду сроком на 5 лет ООО "Лисиха-Центр" для организации благоустройства.
06.12.2012 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 10 581 кв. м с предполагаемым местом размещения в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская для организации благоустройства.
Письмом от 09.01.2013 N 945-70-26/3 администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка, в качестве причины указав на то, что испрашиваемый земельный участок предоставляется юридическому лицу в установленном порядке.
Предприниматель, полагая, что данный отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности оспариваемого отказа и отсутствия нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 1 названной нормы органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 утвержден Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок прохождения документов), согласно которому в случае если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением определенных документов (пункт 3); комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности в течение 7 дней с момента регистрации заявления запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области информацию, подтверждающую государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю; заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.1.1); в течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования ее в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3).
В силу пункта 3.2 Порядка прохождения документов издание постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется не ранее чем по истечении одной недели с момента опубликования сообщения.
Буквальное толкование данной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что по истечении одной недели с момента опубликования информации о предоставлении земельного участка, то есть уже на восьмой день после публикации, орган местного самоуправления вправе издать постановление о предоставлении заявителю земельного участка.
Оценив имеющиеся в материалы дела доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами, суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель обратился в администрацию с заявлением предоставлении земельного участка 06.12.2012, то есть за пределами установленного пунктом 3.2 Порядка прохождения документов срока, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения об отказе незаконным.
Коллегия судей не находит оснований для переоценки данного вывода судов.
Приведенные заявителем кассационной жалобы доводы были предметом оценки судов нижестоящих инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не свидетельствуют о неправильном применении или толковании судами норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2014 года по делу N А19-4620/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)