Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33А-5584

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. по делу N 33А-5584


Судья: Дорошенко И.И.
Докладчик: Шалагина О.В.

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Быковой С.В., Михеевой С.Н.,
при секретаре З..
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе КУМИ Гурьевского муниципального района на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 20 марта 2014 года по делу по заявлению А.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установила:

А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что 04.02.2014 года он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, под личное подсобное хозяйство, находящегося в муниципальной собственности на территории Гурьевского муниципального образования, для целей не связанных со строительством. К заявлению им были приложены: копия паспорта гражданина РФ, схема расположения земельного участка на кадастровой карте.
В письменном ответе от 24.02.2014 г. за подписью председателя КУМИ ему было сообщено, что предоставить испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным ввиду того, что отсутствует возможность утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка, так как участок не обеспечен доступом и подъездом. В ответе имелись ссылки на ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. 21 главы 5 "Подготовка документации по планировке территории" Правил землепользования и застройки Новопестеревского сельского поселения, п. 4 "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства".
Заявитель считает данный отказ КУМИ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане незаконным и необоснованным, поскольку вновь образуемый земельный участок не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице. К земельному участку имеется подъезд как со стороны владельцев земельных участков по ул. Снежная, так и со стороны огородов между ул. Снежная и ул. Весенняя с. Печеркино.
Ввиду того, что земельный участок будет использоваться для целей, не связанных со строительством, применение ст. 21 главы 5 "Подготовки документации по планировке территории" Правил землепользования и застройки Новопестеревского сельского поселения, п. 4 "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" не требуется, т.к. эти нормативные акты определяют порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Полагает, что оспариваемое решение КУМИ нарушает ряд норм, предусмотренных Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от 12.05.2012 г. N 722, и привело к ущемлению его прав и свобод.
Считает, что после его обращения 04.02.2014 года с заявлением о предоставлении указанного земельного участка специалист КУМИ обязан был опубликовать сообщение в средствах массовой информации о земельном участке, который предоставляется. Ввиду того, что заявка подана только им одним, а рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, то специалист КУМИ обязан был утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
Ссылается на то обстоятельство, что в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано по основаниям, указанным в п. 2.8 Регламента, перечень которых является закрытым.
Просит признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района исх. N от 24.02.2014 года в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, а также предоставлении земельного участка; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: <адрес>.
Определением Гурьевского городского суда от 12.03.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Гурьевского муниципального района.
Представитель Администрации Гурьевского муниципального района ФИО12 требования А.Н. не признала.
Представитель КУМИ Гурьевского муниципального района ФИО13 требования А.Н. не признала.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 20 марта 2014 года постановлено:
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района N от 24.02.2014 г. об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, А.Н..
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района утвердить и выдать А. схему расположения на кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель КУМИ Гурьевского муниципального района ФИО13, действующая по доверенности от 07.10.2013 г. N, просит решение суда отменить, указывая, что утверждение схемы является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории. Именно на стадии утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченные лица выявили несоответствие законодательству, т.е. формируемый земельный участок не может быть утвержден в тех границах, с тем местоположением и характеристиками.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для непосредственного полноценного функционирования любого здания, сооружения, жилого дома необходим проезд и проход.
Согласно ст. 21 главы 5 "Подготовка документации по планировке территории" Правил землепользования и застройки Новопестеревского сельского поселения обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
В соответствии с фактическим местоположением земельного участка, его окружающей территории, невозможно осуществить непосредственный проезд со стороны улицы Снежной. Расположение данного земельного участка приведет к нарушению правил землепользования и застройки, т.к. непосредственный проезд можно осуществить лишь со стороны улицы Весенней через полевой участок или через земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий заявителю А.Н., путем установления сервитута.
Вместе с тем, на практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом. Следовательно, утверждая схему расположения на спорный земельный участок, орган местного самоуправления изначально ставит обременения лицу, которое в дальнейшем приобретет право пользования на данный участок или в нарушение ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предоставляет доминирующее положение гражданину А.Н.
А.Н. представил возражения относительно апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции А.Н. и представитель Администрации Гурьевского муниципального района, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя КУМИ Гурьевского муниципального района ФИО13, поддержавшую доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. п. 2, 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
В соответствии с п. 3.2.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования, для целей не связанных со строительством", утвержденного постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от 12.05.2012 года N 722, основанием для начала предоставления муниципальной услуги является личное обращение заявителя (его представителя, доверенного лица) в Комитет с комплектом документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 2.8 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- не представлены документы, определенные в п. 2.6.2 Регламента;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- представленные документы не соответствуют по форме и содержанию требованиям действующего законодательства;
- акт органа местного самоуправления или государственного органа о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания:
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (л.д. 13 - 33).

Судом установлено, что А.Н. 04.02.2014 г. обратился в КУМИ Гурьевского муниципального района с заявлением о представлении земельного участка, находящего на территории Гурьевского муниципального образования, для целей, не связанных со строительством, а именно, для ведения личного подсобного хозяйства. В заявлении указал сведения о земельном участке: местоположение - <адрес>; площадь - <данные изъяты> кв. м. К заявлению были приложены копия паспорта заявителя и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (л.д. 7), выполненная ООО "<данные изъяты>", на которой обозначен испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м в кадастровом квартале N (л.д. 8).
Письмом председателя КУМИ Гурьевского муниципального района от 24.02.2014 г. А.Н. отказано в утверждении схемы вышеуказанного земельного участка по причине того, что данный участок не обеспечен доступом и подъездом. Председатель КУМИ Гурьевского муниципального района ссылается на ст. 11.9 Земельного кодекса, согласно которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами; на ст. 21 главы 5 "Подготовка документации по планировке территории" Правил землепользования и застройки Новопестеревского сельского поселения, согласно которой обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку; на Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 г., согласно которым в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечиваются проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления сервитута (л.д. 9).
Разрешая требования заявителя, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным.
При этом суд исходил из обоснованного вывода о том, что КУМИ Гурьевского муниципального района не представлены доказательства того, что к испрашиваемому земельному участку невозможно обеспечить проход либо проезд, т.е. не доказано наличие оснований, по которым А.Н. было отказано в утверждении и выдаче схемы земельного участка. Суд правильно принял во внимание то, что доводы заявителя о том, что к земельному участку имеется подъезд как со стороны земельных участков по ул. Снежная, так и со стороны огородов между ул. Снежная и ул. Весенняя представителями заинтересованных лиц не опровергнуты. Вместе с тем данные доводы подтверждаются имеющимися в материалах дела схемами расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 8, 49, 55), на которых имеются указанные заявителем проезды.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части не опровергают указанные выше обстоятельства, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения суда.
Ссылку КУМИ Гурьевского муниципального района в апелляционной жалобе и в оспариваемом отказе на ст. 21 главы 5 "Подготовка документации по планировке территории" Правил землепользования и застройки Новопестеревского сельского поселения судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку данная норма, как следует из ее содержания, регулирует порядок разделения земельного участка, чего в настоящем случае не имеется, следовательно, она не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Исходя из того, что КУМИ Гурьевского муниципального района не были представлены доказательства того, что к испрашиваемому земельному участку отсутствует проход либо проезд, и на наличие иных оснований, по которым А.Н. могло быть отказано в утверждении и выдаче схемы испрашиваемого земельного участка в оспариваемом отказе не указано, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В то же время судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы относительно вывода суда о том, что орган местного самоуправления обязан в любом случае утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории независимо от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю, поскольку данный вывод основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Так, из положений п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Как предусмотрено ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, указанным в п. 1 данной статьи, и в частности, сельскохозяйственного использования (пп. 6 п. 1).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (п. 4).
Таким образом, из приведенных положений Земельного кодекса РФ следует вывод о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории. Поэтому на стадии утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченные лица могут и должны выявить соответствие либо несоответствие формируемого земельного участка требованиям законодательства, установить, может ли он быть утвержден в тех границах, с тем местоположением и характеристиками с учетом целей его использования, и в случае невозможности формирования и использования земельного участка для указанных заявителем целей вправе на этом этапе отказать заявителю в утверждении и выдаче схемы земельного участка.
Вместе с тем неправомерность данного вывода суда не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда об удовлетворении требований заявителя.
Иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно применил закон, подлежащий применению, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и постановил выводы, которые соответствуют обстоятельствам дела и закону, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ШАЛАГИНА

Судьи
С.В.БЫКОВА
С.Н.МИХЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)