Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Щербатых Е.Ю.,
Ушаковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.
при участии:
- от Администрации города Белгорода: Чувилко М.С., представителя по доверенности б/н от 23.03.2015;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности N 11/08-12 от 12.01.2015 (до перерыва); Карасевой В.И., представителя по доверенности N 1-13-450л от 17.04.2015 (после перерыва);
- от Правительства Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности б/н от 11.10.2013 (до перерыва); Карасевой В.И., представителя по доверенности N 11-08-808 от 13.04.2015 (после перерыва);
- от закрытого акционерного общества "СМУ-9": Тарасовой О.В., представителя по доверенности б/н от 11.12.2013;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Проф-оценка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 по делу N А08-7250/2013 (судья Валуйский Н.С.) по иску закрытого акционерного общества "СМУ-9" (ИНН 3124009883, ОГРН 1023101648404) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, субъект Российской Федерации Белгородская область в лице Правительства Белгородской области, Администрация города Белгорода, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", общество с ограниченной ответственностью "Проф-оценка",
установил:
Закрытое акционерное общество "СМУ-9" (далее - ЗАО "СМУ-9", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральной кадастровой палате Росреестра" по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, в котором просит суд:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33566 кв. м, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 98 855 562 рубля;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:010901097 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 8566108 рублей.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011 земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33566 кв. м, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, в размере 98 855 562 рубля; в качестве его кадастровой стоимости,
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2014 земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 рублей в качестве его кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от требований:
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей;
- - и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011, земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область,. г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей в качестве его кадастровой стоимости.
Определением от 26.01.2015 производство по делу было прекращено в части требований:
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей;
- - и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011, земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область,. г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей в качестве его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, субъект Российской Федерации Белгородская область в лице Правительства Белгородской области, Администрация г. Белгорода, ООО НПО "ГеоГИС", ООО "Проф-оценка".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 исковые требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2011 г. земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33 566 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, равной его рыночной стоимости, составляющей 98855562 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением от 15.04.2015 исправлены допущенные в решении опечатки.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Белгорода обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, внесение изменений в неактуальные сведения, действовавшие до 01.01.2015, недопустимо, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 апелляционная жалоба принята к производству.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 30.07.2015 представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", общества с ограниченной ответственностью "Проф-оценка" не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Представители Администрации города Белгорода, Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, Правительства Белгородской области поддерживают доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просят суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "СМУ-9" возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статей 163, 18, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.08.2015.
После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебном составе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права N 31-АВ 08810, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Белгородской области 25.01.2011, ЗАО "СМУ-9" на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 33 870 кв. м, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, кадастровый (условный) номер 31:16:0109010:71.
Указанный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:44, также принадлежащего истцу.
В 2011 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Белгородской области, были утверждены их результаты по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков истец обратился к независимому оценщику ООО "Проф-оценка".
Согласно Отчету N 14/10/13 от 14.10.2013 по оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, изготовленного ООО "Проф-оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 30679000 руб.
В июне 2014 истцом с целью продажи произведено межевание земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м на два участка, которые были поставлены на кадастровый учет:
- - земельный участок с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 31:16:0109010:99, площадью 304 кв. м.
По договору N 53-14 от 20.08.2014 земельный участок кадастровый номер 31:16:0109010:99, площадью 304 кв. м был продан ООО "Завод "Краски Квил", переход права собственности зарегистрирован на указанного получателя, дата регистрации 04.09.2014 Управлением Росреестра по Белгородской области.
Право собственности на другой земельный участок, кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, образованный в результате раздела, зарегистрировано на ЗАО "СМУ-9" 04.09.2014, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по Белгородской области 04.09.2014 о чем в Едином государственном реестре сделана запись регистрации N 31-31-01/217/2014-720.
В кадастровом паспорте вновь образованного земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, установлена кадастровая стоимость, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразованного земельного участка площадью 33870 кв. м с удельным показателем 4139, 17 руб. /м?.
Истец считает, что сведения, указанные оценщиками в Отчете об оценке рыночной стоимости преобразованного земельного участка вполне могут применятся для определения рыночной стоимости вновь образованного земельного участка в порядке п. 2.1.17 Методических указаний путем умножения площади указанного земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100 на рыночную стоимость 1 кв. м преобразованного земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд области пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о частично удовлетворении исковых требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ к Отчету об оценке должно быть представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной стоимости.
Из Положительного Экспертного заключения N 14/02-029/ЭЗ/77/1 от 31.03.2014, изготовленного Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов оценщиков "СМАО", следует, что Отчет N 14/02-029/ЭЗ/77/1 от 31.03.2014 "Об оценке рыночной стоимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, кадастровый номер 31:16:0109010:71 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 1 - 14 т. 4).
В соответствии с Заключением эксперта Белгородской торгово-промышленной палаты г. Белгорода Поповой А.А., проведенного в рамках судебной экспертизы по настоящему делу, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71 площадью 33870 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленная по состоянию на 01.01.2011, равна 99750876 руб., рыночная стоимость 1 кв. м - 2945 руб. 11 коп.
Судом области было предложено эксперту Белгородской ТПП Поповой А.А. представить письменные пояснения по возможности уточнения экспертного заключения N 007.04-0557 от 20.10.2014, исходя из площади земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100 - 33556 кв. м без назначения по делу дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
Письмами от 12.01.2015 и от 23.01.2015 экспертное учреждение Белгородская Торгово-промышленная палата сообщило, что исходя из площади земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100 - 33556 кв. м без назначения по делу дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, эксперт может сообщить следующее: рыночная стоимость вновь образованного земельного участка, кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленная по состоянию на 01.01.2011 составит 2945, 11 х 33566 кв. м = 98855562 руб. 26 коп. (л.д. 47 - 49, 74 - 75 т. 5).
Суд области указал, что применяя установленные в заключении эксперта вышеуказанные данные к вновь образованному земельному участку кадастровый номер 31:16:0109010:100, рыночная стоимость этого земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2011 равна 988555562 руб. (2945, 11 x 33566).
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству), основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству), суд области счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33 566 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, равной его рыночной стоимости, составляющей 98855562 руб. 26 коп.
Требования истца об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Белгородской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной установленной на 01.01.2011 рыночной стоимости в размере 98855562 руб. 26 коп. правомерно оставлены судом области без удовлетворения, поскольку установление судом рыночной стоимости земельного участка само по себе является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку на территории г. Белгорода действует кадастровая оценка земель по состоянию на 01.01.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в ГКН, и поэтому, установление судом кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011, не повлечет изменения сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, и восстановлению прав истца, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с частью 8 Положения ст. 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.10.2014 N 2343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Манакиной Марии Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 24.19 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указал, что с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть первая статьи 24.20).
Далее Конституционный Суд РФ пояснил, что оспариваемые заявительницей законоположения не лишают плательщиков земельного налога права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в том числе для последующего определения налогового обязательства в размере не большем, что это установлено законом.
В связи с этим, суд области правомерно указал, что ссылка третьих лиц в подтверждение своих доводов на судебно-арбитражную практику, в том числе на Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14, Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-10761/11, Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-10761/11, Определение Верховного Суда от 19.12.2014 N 306-ЭС14-5013 и Определение Верховного суда РФ от 12.01.2015 N 305-ЭС 14-6828 является некорректной, поскольку изложенные в них правовые позиции сформированы по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 N 445, установлен порядок определении удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.4.5 Методических указаний определение удельных показателей рыночной стоимости земель осуществляется путем деления рыночной стоимости земельного участка на его площадь.
При наличии рыночной стоимости земельного участка, зная его площадь, всегда можно определить удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка (кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости - п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Так как кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка сформирована из рыночной стоимости этого участка, то удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка был определен правильно.
Как указано выше, пункт 2.1.17 Методических указаний N 222 предусматривает, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
А в соответствии с пунктом 13 Правил N 316 определение кадастровой стоимости земельных участков на основе результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков. В данном пункте не указано о таком варианте образования новых земельных участков как путем раздела прежнего участка.
По рассматриваемому делу категория земель, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков не менялись, площадь вновь образованных земельных участков в сумме соответствует площади разделенного земельного участка.
Указанная позиция соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в Постановлении от 18.03.2015 N Ф10-516/2015 по делу N А64-8446/2013.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений арбитражным судом области норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Администрация города Белгорода в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 по делу N А08-7250/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Белгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2015 ПО ДЕЛУ N А08-7250/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. по делу N А08-7250/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Щербатых Е.Ю.,
Ушаковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.
при участии:
- от Администрации города Белгорода: Чувилко М.С., представителя по доверенности б/н от 23.03.2015;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности N 11/08-12 от 12.01.2015 (до перерыва); Карасевой В.И., представителя по доверенности N 1-13-450л от 17.04.2015 (после перерыва);
- от Правительства Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности б/н от 11.10.2013 (до перерыва); Карасевой В.И., представителя по доверенности N 11-08-808 от 13.04.2015 (после перерыва);
- от закрытого акционерного общества "СМУ-9": Тарасовой О.В., представителя по доверенности б/н от 11.12.2013;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Проф-оценка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 по делу N А08-7250/2013 (судья Валуйский Н.С.) по иску закрытого акционерного общества "СМУ-9" (ИНН 3124009883, ОГРН 1023101648404) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, субъект Российской Федерации Белгородская область в лице Правительства Белгородской области, Администрация города Белгорода, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", общество с ограниченной ответственностью "Проф-оценка",
установил:
Закрытое акционерное общество "СМУ-9" (далее - ЗАО "СМУ-9", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральной кадастровой палате Росреестра" по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, в котором просит суд:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33566 кв. м, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 98 855 562 рубля;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:010901097 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 8566108 рублей.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011 земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33566 кв. м, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, в размере 98 855 562 рубля; в качестве его кадастровой стоимости,
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2014 земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 рублей в качестве его кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от требований:
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей;
- - и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011, земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область,. г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей в качестве его кадастровой стоимости.
Определением от 26.01.2015 производство по делу было прекращено в части требований:
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область, г. Белгород, ул. Мичурина, установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей;
- - и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость определенную по состоянию на 01.01.2011, земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:97 площадью 2747 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-для строительства производственной базы, расположенного по адресу Белгородская область,. г. Белгород, ул. Мичурина в размере в размере 8566108 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч сто восемь) рублей в качестве его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, субъект Российской Федерации Белгородская область в лице Правительства Белгородской области, Администрация г. Белгорода, ООО НПО "ГеоГИС", ООО "Проф-оценка".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 исковые требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2011 г. земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33 566 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, равной его рыночной стоимости, составляющей 98855562 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением от 15.04.2015 исправлены допущенные в решении опечатки.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Белгорода обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, внесение изменений в неактуальные сведения, действовавшие до 01.01.2015, недопустимо, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 апелляционная жалоба принята к производству.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 30.07.2015 представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Белгородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", общества с ограниченной ответственностью "Проф-оценка" не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Представители Администрации города Белгорода, Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, Правительства Белгородской области поддерживают доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просят суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "СМУ-9" возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статей 163, 18, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.08.2015.
После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебном составе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права N 31-АВ 08810, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Белгородской области 25.01.2011, ЗАО "СМУ-9" на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 33 870 кв. м, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, кадастровый (условный) номер 31:16:0109010:71.
Указанный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:44, также принадлежащего истцу.
В 2011 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Белгородской области, были утверждены их результаты по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков истец обратился к независимому оценщику ООО "Проф-оценка".
Согласно Отчету N 14/10/13 от 14.10.2013 по оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, изготовленного ООО "Проф-оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 30679000 руб.
В июне 2014 истцом с целью продажи произведено межевание земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71, площадью 33870 кв. м на два участка, которые были поставлены на кадастровый учет:
- - земельный участок с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 31:16:0109010:99, площадью 304 кв. м.
По договору N 53-14 от 20.08.2014 земельный участок кадастровый номер 31:16:0109010:99, площадью 304 кв. м был продан ООО "Завод "Краски Квил", переход права собственности зарегистрирован на указанного получателя, дата регистрации 04.09.2014 Управлением Росреестра по Белгородской области.
Право собственности на другой земельный участок, кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, образованный в результате раздела, зарегистрировано на ЗАО "СМУ-9" 04.09.2014, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по Белгородской области 04.09.2014 о чем в Едином государственном реестре сделана запись регистрации N 31-31-01/217/2014-720.
В кадастровом паспорте вновь образованного земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, установлена кадастровая стоимость, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразованного земельного участка площадью 33870 кв. м с удельным показателем 4139, 17 руб. /м?.
Истец считает, что сведения, указанные оценщиками в Отчете об оценке рыночной стоимости преобразованного земельного участка вполне могут применятся для определения рыночной стоимости вновь образованного земельного участка в порядке п. 2.1.17 Методических указаний путем умножения площади указанного земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100 на рыночную стоимость 1 кв. м преобразованного земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд области пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о частично удовлетворении исковых требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ к Отчету об оценке должно быть представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной стоимости.
Из Положительного Экспертного заключения N 14/02-029/ЭЗ/77/1 от 31.03.2014, изготовленного Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов оценщиков "СМАО", следует, что Отчет N 14/02-029/ЭЗ/77/1 от 31.03.2014 "Об оценке рыночной стоимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, кадастровый номер 31:16:0109010:71 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 1 - 14 т. 4).
В соответствии с Заключением эксперта Белгородской торгово-промышленной палаты г. Белгорода Поповой А.А., проведенного в рамках судебной экспертизы по настоящему делу, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:71 площадью 33870 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленная по состоянию на 01.01.2011, равна 99750876 руб., рыночная стоимость 1 кв. м - 2945 руб. 11 коп.
Судом области было предложено эксперту Белгородской ТПП Поповой А.А. представить письменные пояснения по возможности уточнения экспертного заключения N 007.04-0557 от 20.10.2014, исходя из площади земельного участка с кадастровым номером 31:16:0109010:100 - 33556 кв. м без назначения по делу дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
Письмами от 12.01.2015 и от 23.01.2015 экспертное учреждение Белгородская Торгово-промышленная палата сообщило, что исходя из площади земельного участка кадастровый номер 31:16:0109010:100 - 33556 кв. м без назначения по делу дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, эксперт может сообщить следующее: рыночная стоимость вновь образованного земельного участка, кадастровый номер 31:16:0109010:100, площадью 33556 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, установленная по состоянию на 01.01.2011 составит 2945, 11 х 33566 кв. м = 98855562 руб. 26 коп. (л.д. 47 - 49, 74 - 75 т. 5).
Суд области указал, что применяя установленные в заключении эксперта вышеуказанные данные к вновь образованному земельному участку кадастровый номер 31:16:0109010:100, рыночная стоимость этого земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2011 равна 988555562 руб. (2945, 11 x 33566).
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству), основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действовавшей на момент принятия искового заявления к производству), суд области счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 31:16:0109010:100, площадью 33 566 кв. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, 81, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения, равной его рыночной стоимости, составляющей 98855562 руб. 26 коп.
Требования истца об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Белгородской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной установленной на 01.01.2011 рыночной стоимости в размере 98855562 руб. 26 коп. правомерно оставлены судом области без удовлетворения, поскольку установление судом рыночной стоимости земельного участка само по себе является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку на территории г. Белгорода действует кадастровая оценка земель по состоянию на 01.01.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в ГКН, и поэтому, установление судом кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011, не повлечет изменения сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, и восстановлению прав истца, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с частью 8 Положения ст. 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.10.2014 N 2343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Манакиной Марии Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 24.19 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указал, что с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть первая статьи 24.20).
Далее Конституционный Суд РФ пояснил, что оспариваемые заявительницей законоположения не лишают плательщиков земельного налога права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в том числе для последующего определения налогового обязательства в размере не большем, что это установлено законом.
В связи с этим, суд области правомерно указал, что ссылка третьих лиц в подтверждение своих доводов на судебно-арбитражную практику, в том числе на Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14, Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-10761/11, Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-10761/11, Определение Верховного Суда от 19.12.2014 N 306-ЭС14-5013 и Определение Верховного суда РФ от 12.01.2015 N 305-ЭС 14-6828 является некорректной, поскольку изложенные в них правовые позиции сформированы по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 N 445, установлен порядок определении удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.4.5 Методических указаний определение удельных показателей рыночной стоимости земель осуществляется путем деления рыночной стоимости земельного участка на его площадь.
При наличии рыночной стоимости земельного участка, зная его площадь, всегда можно определить удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка (кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости - п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Так как кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка сформирована из рыночной стоимости этого участка, то удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка был определен правильно.
Как указано выше, пункт 2.1.17 Методических указаний N 222 предусматривает, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
А в соответствии с пунктом 13 Правил N 316 определение кадастровой стоимости земельных участков на основе результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков. В данном пункте не указано о таком варианте образования новых земельных участков как путем раздела прежнего участка.
По рассматриваемому делу категория земель, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков не менялись, площадь вновь образованных земельных участков в сумме соответствует площади разделенного земельного участка.
Указанная позиция соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в Постановлении от 18.03.2015 N Ф10-516/2015 по делу N А64-8446/2013.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений арбитражным судом области норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Администрация города Белгорода в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.03.2015 по делу N А08-7250/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Белгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)