Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Борисовой Л.В. и Анишиной В.И.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горина А.А. на решение Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Горина А.А. о признании недействующим Постановления Администрации Смоленской области от 16 ноября 2012 года N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Горина А.А. - Иванова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Администрации Смоленской области Головко О.В. и Козловой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
16 ноября 2012 года Администрацией Смоленской области принято постановление N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", текст которого опубликован в газете "Рабочий путь" 30 ноября 2012 года N 264.
Указанным постановлением установлен перечень случаев, когда предоставление для строительства земельных участков, находящихся в собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" органы государственной власти Смоленской области имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Горин А.А. обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления, полагая, что оно принято Администрацией Смоленской области с превышением полномочий, а также создает дополнительные ограничения, препятствующие предпринимательской деятельности заявителя.
Заявитель указал, что 12 сентября 2012 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области за предоставлением земельного участка под реконструкцию принадлежащего ему на основании договора дарения от 25 марта 2013 года объекта недвижимости - офисного здания в стадии незавершенного строительства, общей площадью застройки 385, 4 кв. м, инвентарный номер 17838, литера А, расположенного по адресу: г. <...>, без номера, однако в утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта ему было отказано ввиду возможности предоставления земельного участка, в соответствии с обжалуемым постановлением, исключительно на торгах (в соответствии с оспариваемым актом).
По мнению заявителя, при утверждении перечня случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, Администрация Смоленской области вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку в силу пункта 1.1. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указанный перечень может быть установлен лишь тем органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который, в соответствии с законодательством, вправе распоряжаться указанными земельными участками. Таким органом, согласно Закону Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Кроме того, предоставление земельного участка не по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, создает заявителю препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, так как фактически исключает процедуру выбора земельного участка под реконструкцию принадлежащего Горину А.А. объекта недвижимости.
Решением Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Горина А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Горина А.А. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев Администрация Смоленской области установила постановлением от 16 ноября 2012 года N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", определив, в частности, что для строительства коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров, отдельных офисов различных фирм, компаний), предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах (пункт 19 Перечня).
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Положениями абзаца 3 статьи 5, пунктами 1 и 3 статьи 33 Устава Смоленской области определено, что высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области является Администрация Смоленской области, полномочия которой по управлению и распоряжению областной государственной собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Смоленской области, закреплены подпункте "д" части 5 статьи 36 Устава.
Проанализировав приведенное федеральное и региональное законодательство, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией Смоленской области в пределах полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка Горина А.А. на положения Закона Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", как предоставляющие, по его мнению, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области полномочия по установлению перечня случаев, когда предоставление в городе-герое Смоленске земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, основана на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Положения названного Закона приняты в целях реализации закрепленных в подпункте "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункте "г" статьи 36, пункте 3 статьи 38 Устава Смоленской области полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области - Администрации Смоленской области по формированию органов исполнительной власти Смоленской области, определению их компетенции и осуществляемых ими организационно-распорядительных полномочий в отдельных отраслях и сферах государственного управления, регулируют передачу Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области полномочий по распоряжению в порядке, определяемом нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными в административном центре Смоленской области. Передача полномочий по установлению перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, указанным законом не предусмотрена.
Кроме того, установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах не отнесено к функциям и задачам Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, определенным Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области (утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года N 86), равно как и Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 года N 243).
Установление условия проведения торгов позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, в связи с чем оспариваемые нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горина А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.12.2013 N 36-АПГ13-19
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. N 36-АПГ13-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Борисовой Л.В. и Анишиной В.И.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горина А.А. на решение Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Горина А.А. о признании недействующим Постановления Администрации Смоленской области от 16 ноября 2012 года N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Горина А.А. - Иванова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Администрации Смоленской области Головко О.В. и Козловой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 ноября 2012 года Администрацией Смоленской области принято постановление N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", текст которого опубликован в газете "Рабочий путь" 30 ноября 2012 года N 264.
Указанным постановлением установлен перечень случаев, когда предоставление для строительства земельных участков, находящихся в собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" органы государственной власти Смоленской области имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Горин А.А. обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления, полагая, что оно принято Администрацией Смоленской области с превышением полномочий, а также создает дополнительные ограничения, препятствующие предпринимательской деятельности заявителя.
Заявитель указал, что 12 сентября 2012 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области за предоставлением земельного участка под реконструкцию принадлежащего ему на основании договора дарения от 25 марта 2013 года объекта недвижимости - офисного здания в стадии незавершенного строительства, общей площадью застройки 385, 4 кв. м, инвентарный номер 17838, литера А, расположенного по адресу: г. <...>, без номера, однако в утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта ему было отказано ввиду возможности предоставления земельного участка, в соответствии с обжалуемым постановлением, исключительно на торгах (в соответствии с оспариваемым актом).
По мнению заявителя, при утверждении перечня случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, Администрация Смоленской области вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку в силу пункта 1.1. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указанный перечень может быть установлен лишь тем органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который, в соответствии с законодательством, вправе распоряжаться указанными земельными участками. Таким органом, согласно Закону Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Кроме того, предоставление земельного участка не по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, создает заявителю препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, так как фактически исключает процедуру выбора земельного участка под реконструкцию принадлежащего Горину А.А. объекта недвижимости.
Решением Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Горина А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Горина А.А. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев Администрация Смоленской области установила постановлением от 16 ноября 2012 года N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", определив, в частности, что для строительства коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров, отдельных офисов различных фирм, компаний), предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах (пункт 19 Перечня).
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Положениями абзаца 3 статьи 5, пунктами 1 и 3 статьи 33 Устава Смоленской области определено, что высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области является Администрация Смоленской области, полномочия которой по управлению и распоряжению областной государственной собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Смоленской области, закреплены подпункте "д" части 5 статьи 36 Устава.
Проанализировав приведенное федеральное и региональное законодательство, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией Смоленской области в пределах полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка Горина А.А. на положения Закона Смоленской области от 8 февраля 2007 года N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", как предоставляющие, по его мнению, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области полномочия по установлению перечня случаев, когда предоставление в городе-герое Смоленске земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, основана на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Положения названного Закона приняты в целях реализации закрепленных в подпункте "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункте "г" статьи 36, пункте 3 статьи 38 Устава Смоленской области полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области - Администрации Смоленской области по формированию органов исполнительной власти Смоленской области, определению их компетенции и осуществляемых ими организационно-распорядительных полномочий в отдельных отраслях и сферах государственного управления, регулируют передачу Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области полномочий по распоряжению в порядке, определяемом нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными в административном центре Смоленской области. Передача полномочий по установлению перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, указанным законом не предусмотрена.
Кроме того, установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах не отнесено к функциям и задачам Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, определенным Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области (утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года N 86), равно как и Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 года N 243).
Установление условия проведения торгов позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, в связи с чем оспариваемые нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Смоленского областного суда от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горина А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)