Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8667/2015

Требование: О признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, признании недействительными акта о предоставлении земельных участков в аренду, результатов аукциона по продаже права заключения договоров аренды на земельные участки.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявители указали, что ответчик без информирования жителей сельского поселения о предстоящей застройке новых территорий и при отсутствии документов по планировке застраиваемой территории предоставил под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохранной зоне и на пастбище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N 33-8667/2015


Судья: Хаванова Т.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хугаева А.Г.,
судей Кучинского Е.Н., Клубничкиной А.В.,
при секретаре <данные изъяты> Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 27 апреля 2015 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Шатурского городского суда Московской области от 26 февраля 2015 года по делу по иску <данные изъяты> к администрации Шатурского муниципального района Московской области, <данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия) администрации Шатурского муниципального района Московской области, признании недействительными договора аренды и купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета,
заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н., объяснения <данные изъяты>
установила:

<данные изъяты> Н.Е., <данные изъяты> Я.М. и <данные изъяты> Л.П. обратились в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным действий (бездействия) администрации о признании действий администрации Шатурского муниципального района Московской области незаконными, признании постановления главы Шатурского муниципального района Московской области о предоставлении земельных участков в аренду, а также результатов аукциона по продаже права заключения договоров аренды на земельные участки недействительными.
Требования мотивированы тем, что Администрация Шатурского муниципального района Московской области в нарушение действующего законодательства без информирования жителей деревни Великодворье о предстоящей застройке новых территорий, при отсутствии документов по планировке застраиваемой территории, предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохранной зоне р. Ялмы и на пастбище в границах д. Великодворье. Указанные земельные участки все годы существования деревни использовались жителями в целях традиционного природопользования - для отдыха, сбора грибов и ягод, заготовки кормов и выпаса скота. В течение нескольких лет жители деревни обращались в различные инстанции, просили отменить постановления о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на территории лесного массива и водоохранной зоны. Однако вопрос по существу до настоящего времени не разрешен. Договоры аренды, заключенные в отношении указанных в заявлении 38 земельных участков, сформированных с нарушением действующего законодательства, являются недействительными.
Определением суда от 02.10.2014 исковые требования <данные изъяты> Н.Е., <данные изъяты> Я.М., <данные изъяты> Л.П. к администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконными действий администрации Шатурского муниципального района Московской области, недействительным постановления главы Шатурского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> выделены в отдельное производство.
Определением суда от 11.11.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечен собственник земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Л.А.
С учетом последующих уточнений и дополнений исковых требований истцы просили:
- - признать действия администрации Шатурского муниципального района, связанные с нарушением действующего законодательства при предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Л.А. за пределами границ жилой застройки д. Великодворье незаконными;
- - признать незаконным постановление Главы Шатурского муниципального района N 3226 от 19.12.2013 о предоставлении в собственность указанного земельного участка <данные изъяты> Л.А. за пределами границ жилой застройки д. Великодворье Шатурского района Московской области;
- - признать недействительным договор купли-продажи N 399 "К-П" от 23.12.2013 указанного земельного участка, заключенный между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А. и применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение;
- - признать незаконным постановление Главы Шатурского муниципального района N 2595 от 15.10.2012 об изменении вида разрешенного использования земельного участка в части, касающейся спорного земельного участка;
- - признать незаконным постановление Главы администрации Шатурского муниципального района N 1265 от 14.06.2011 о предоставлении в аренду <данные изъяты> Л.А. указанного земельного участка;
- - признать незаконным договор аренды указанного земельного участка N 294 "А" от 25.08.2011 и дополнительное соглашение к нему от 31.05.2013, заключенные между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А., и применить последствия недействительности сделки, обязав кадастровую палату по Шатурскому району снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
В судебном заседании <данные изъяты> Л.П., <данные изъяты> Н.Е., <данные изъяты> Я.М. и их представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Шатурского муниципального района Московской области, ответчик <данные изъяты> Л.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался надлежащим образом.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 26 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, истцы обжалуют его и просят в апелляционной жалобе отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 25.08.2010 г. <данные изъяты> Л.А. обратился в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию дано заключение об отсутствии возражений в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В газете "Ленинская Шатура" от 23.09.2010 N 39 администрацией Шатурского муниципального района было опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду четыре земельных участка, площадью 1500 кв. м каждый, расположенных по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства с указанием срока для предоставления отзывов по факту предоставления указанных участков - до 25.10.2010 года.
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 03.03.2011 N 438 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв. м в границах <данные изъяты>.
На основании заявки <данные изъяты> Л.А. в отношении указанного земельного участка проведены работы по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, 22.04.2011 земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер - <данные изъяты>, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
По сообщению Отдела водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового управления на запрос суда ширина водоохранной зоны реки Ялма составляет 100 м, в связи с чем, земельный участок с кадастровым N <данные изъяты> обременен водоохранной зоной водного объекта - река Ялма.
Из ответа Шатурской городской прокуратуры на обращения истцов и других жителей д. Великодворье следует, что земли восточнее д. Великодворье вниз к реке Ялма, где гражданам предоставлены земельные участки (в том числе спорный земельный участок), являются землями населенных пунктов и не относятся к землям лесного фонда.
Шатурским филиалом ФГУ Мособллес по требованию городской прокуратуры в порядке ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" проведена выездная проверка данных земельных участков, по результатам которой при натурном обследовании границ участков установлено, что в состав лесного фонда Шатурского лесничества данные участки не входят и общих границ не имеют.
Между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А. был заключен договор аренды N 294 "А" от 25.08.2011 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства со сроком аренды до 24.08.2014 года.
С учетом заключения Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 21.09.2012 N 34 постановлением администрации Шатурского муниципального района от 27.09.2012 N 2482 на 15.10.2012 назначено проведение публичных слушаний по вопросам землеприродопользования и градостроительной деятельности. Указанное постановление опубликовано в газете "Ленинская Шатура" от 04.10.2012 N 39.
По результатам публичных слушаний было принято решение об изменении разрешенного использования спорного земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "личное подсобное хозяйство".
Заключение по результатам публичных слушаний по вопросам изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства от 15.10.2012 и постановление администрации Шатурского муниципального района от 15.10.2012 N 2595 "Об изменении разрешенного использования земельных участков по результатам проведения 15 октября публичных слушаний" опубликованы в газете "Ленинская Шатура" от 01.11.2012 N 43.
26.11.2013 <данные изъяты> Л.А. на имя главы Шатурского муниципального района было подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность.
На основании рекомендаций Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 12.12.2013 N 38 было принято постановление администрации Шатурского муниципального района от 19.12.2013 N 3226 "О предоставлении <данные изъяты> Л.А. в собственность земельного участка, расположенного в границах Шатурского муниципального района, сельское поселение Пышлицкое, д. Великодворье". Во исполнение данного постановления между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка от 23.12.2013 N 399 "К-П".
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, руководствовался ст. ст. 27, 30, 30.1, 31 ЗК РФ, ст. 65 ВК РФ, ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что нарушений процедуры предоставления в аренду земельного участка <данные изъяты> Л.А., изменения вида его разрешенного использования и последующего предоставления указанного земельного участка в собственность <данные изъяты> Л.А. не установлено.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Администрация Шатурского муниципального района Московской области предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Шатурский район, д. Великодворье.
В газете "Ленинская Шатура" от 23.09.2010 N 39 администрацией Шатурского муниципального района было опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду четыре земельных участка, площадью 1500 кв. м каждый, расположенных по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, данное сообщение опубликовано только в отношении 4-х земельных участков. Сообщение не содержит конкретных данных о спорном земельном участке, предоставляемому в аренду, содержание сообщения не позволяет определить местонахождение спорного земельного участка и установить, что данное сообщение относится именно к спорному земельному участку, не указана информация о сроках аренды земельного участка. Информация опубликованная в газете "Ленинская Шатура" не позволяет идентифицировать земельный участок, который Администрация намерена предоставить в аренду, в том числе не имеется координат данного участка. Также данная публикация не содержит сведений, где гражданам можно получить дополнительную информацию в отношении земельных участков.
В ходе судебного слушания представитель Администрации не смог подтвердить опубликование на сайте Администрации, информации о намерении предоставить в аренду спорный земельный участок. Предоставленная Администрацией распечатка с сайта, не подтверждает о том, что Администрация опубликовала сведения о предоставлении в аренду земельного участка, так как текст самой публикации не представлен.
В соответствии с абз. 2 и 4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 по делу N 1549-О-О, указанные нормы во взаимосвязи с абз. 1 п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, пунктом 1 ст. 34 ЗК РФ, не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не имеется.
Как следует из пояснений представителя истцов <данные изъяты> Н.Е. и <данные изъяты> Я.М., они также желали приобрести в аренду земельный участок переданный <данные изъяты> Л.А.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка произведено без учета требований закона, устанавливающих осуществление заблаговременной публикации информации для обеспечения реализации прав лиц, желающих приобрести земельные участки.
По мнению судебной коллегии, такая публикация выполнена без соблюдения требований п. 1 ст. 34 ЗК РФ, не информирует население о возможности подачи заявок на предоставление указанного земельных участков, а сообщает о намерении предоставления участков. Указанная публикация создает приоритет предоставления земельного участка, нарушает права граждан на получение информации о предоставляемых земельных участках и на обращение за предоставлением земельных участков, что недопустимо.
Поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, а также неправильно определены значимые для дела обстоятельства, судебная коллегия находит возможным по имеющимся в деле материалам решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Шатурского городского суда Московской области от 26 февраля 2015 года - отменить, постановить по делу новое решение.
Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
- Признать незаконным постановление Главы Шатурского муниципального района N 3226 от 19.12.2013 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> Л.А. за пределами границ жилой застройки д. Великодворье Шатурского района Московской области;
- признать недействительным договор купли-продажи N 399 "К-П" от 23.12.2013 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, заключенного между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А. и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение;
- признать незаконным постановления Главы Шатурского муниципального района N 2595 от 15.10.2012 в части изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
признать незаконным постановления Главы администрации Шатурского муниципального района N 1265 от 14.06.2011 о предоставлении в аренду <данные изъяты> Л.А. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
признать незаконным договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> N 294 "А" от 25.08.2011 и дополнительного соглашения к нему от 31.05.2013, заключенных между администрацией Шатурского муниципального района и <данные изъяты> Л.А.
Данное решении служит основанием к внесению соответствующих изменений в ЕГРП.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)