Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 N 17АП-8862/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-671/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. N 17АП-8862/2014-ГК

Дело N А50-671/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Макарова Т.В., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представители не явились,
от ответчика - представители не явились,
от заинтересованного лица - представители не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Райский сад",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 мая 2014 года
по делу N А50-671/2014
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Райский сад" (ОГРН 1135907001427, ИНН 5907055459)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми
о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Райский сад" (далее - СНТ "Райский сад", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка, об обязании выдать акт о выборе земельного участка (указать точное описание) по ул. Верхоянской в Орджоникидзевском районе г. Перми в квартале 59:01:3810404, примерной площадью 14872 кв. м, с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Решением суда от 19.05.2014 (резолютивная часть от 15.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда 19.05.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка. Заявитель считает, что красные линии являются лишь проектируемыми, а не утвержденными, испрашиваемый земельный участок не подпадает под ограничения земель общего пользования.
Заинтересованное лицо против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что постановлением Администрации г. Перми от 16.04.2008 N 264 "Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района г. Перми" утвержден проект планировки, в соответствии с которым через весь земельный участок проходят красные линии, выделяющие территорию общего пользования под строительство дороги. Указанное обстоятельство препятствует предоставлению земельного участка для целей строительства, основания для выдачи акта о выборе отсутствуют.
Ответчик возражений на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.08.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения коллективного сада с предполагаемым адресом: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Верхоянская, в квартале 59:01:3810404, примерной площадью 14 872 кв. м.
Письмом от 01.11.2013 ответчик отказал в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, ссылаясь на отрицательные заключения функциональных органов.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение ответчика соответствует требованиям ст. 30, 31 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми размещение объекта на указанном земельном участке невозможно, поскольку в соответствии с картой градостроительного зонирования и градостроительными регламентами, утвержденными решениям Пермской городской Думы от 26.01.2008 N 16, испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах, в зоне городских лесов и зоне сельскохозяйственного назначения, что не допускается в соответствии с пунктом 3 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143. Кроме того садоводство не является разрешенным использованием в зонах городских лесов и сельскохозяйственного использования.
Из заключения Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми N 2252 от 06.12.2013 также следует, что размещение объекта на указанном земельном участке невозможно, поскольку не соответствует градостроительным требованиям.
При наличии отрицательных заключений функциональных и территориальных органов, оснований для оформления акта о выборе земельного участка у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления) установлены случаи, при которых выбор земельного участка невозможен, а именно:
- испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
- в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
- имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей;
- в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории.
Как установлено судом первой инстанции, через весь испрашиваемый земельный участок проходят красные линии, отделяющие территорию общего пользования, что подтверждается схемой прохождения красных линей, установленных проектом планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района г. Перми, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 16.04.2008 N 264.
С учетом указанного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предоставление земельного участка, являющегося территорией общего пользования, для личных нужд не согласуется с положениями Градостроительного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 19.05.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2014 года по делу N А50-671/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)