Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Кузнецов А.А., доверенность от 24.05.2002,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июля 2014 года
по делу N А50-8330/2014,
вынесенное судьей Вихниной М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича (ОГРН 314595805100070, ИНН 590416868609)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379),
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Индивидуальный предприниматель Худорожков Александр Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДЗО), оформленного письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, возложении на Департамент обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.06.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), соблюдена, Департаментом принято решение о возможности предоставления земельного участка заявителю. В дальнейшем Департамент в отсутствие правовых оснований и соответствующих полномочий отменил указанное решение и незаконно отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Указанная заявителем цель предоставления земельного участка (под павильон-выставку, не являющуюся торговым объектом) соответствует виду его разрешенного использования, проекту межевания территории и градостроительному зонированию. Поскольку схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по ул. Чистопольской, 21, вывод суда о том, что земельный участок в соответствии с проектом межевания территории может быть предоставлен только под торговый объект, является необоснованным.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В данном ходатайстве Департамент также просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить обжалуемое решение без изменения.
В силу ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.08.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
25.09.2013 Департаментом принято решение о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м по ул. Чистопольской, 21 для размещения павильона-выставки.
Заявителем подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая согласована Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (20.12.2013) и утверждена ДЗО (22.01.2014).
Земельный участок площадью 358 кв. м с разрешенным использованием - для павильона-выставки поставлен на кадастровый учет 06.03.2013 за номером 59:01:1717162:317.
В дальнейшем заявитель 11.03.2014 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717162:317 в аренду под павильон-выставку на срок 4 года 11 месяцев.
Решением, оформленным письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления по развитию потребительского рынка. В качестве основания для отказа указано на то, что испрашиваемая цель не соответствует утвержденному проекту межевания территории, который не предусматривает формирование земельного участка под павильон-выставку. Проектом межевания территории предусмотрено размещение на земельном участке торгового объекта - павильона. Также указанная цель предоставления земельного участка не соответствует видам разрешенного использования территориальной зоны Ц-2.
Заявитель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
Согласно п. 1.7 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
В силу п. 1.8 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов, для размещения временных объектов.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 6 Порядка.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Согласно п. 2.9 уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.10 названного Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения.
В соответствии с указанным выше Порядком критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Как указано ранее, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду явилось несоответствии испрашиваемой цели утвержденному проекту межевания территории.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, Постановлением Администрации города Перми от 01.11.2010 N 734 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории.
Указанным проектом межевания определена цель использования испрашиваемого заявителем земельного участка - под павильон.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Из заявления от 11.03.2014, пояснений заявителя следует, что земельный участок испрашивается им для целей, не связанных с осуществлением торговой деятельности. Заявитель намерен установить на этом земельном участке павильон-выставку.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, утвержденный проект межевания территории не предусматривает формирование испрашиваемого земельного участка и возможность его использования для указанной заявителем цели. В соответствии с п. 1.6.1 Порядка предоставление земельного участка для иной цели, чем установлено документацией по планировке территории, невозможно.
Следовательно, оснований для признания оспариваемого решения Департамента незаконным, у суда первой инстанции не имелось.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными.
Довод заявителя о соответствии указанной им цели предоставления земельного участка градостроительному зонированию судом апелляционной инстанции отклонен с учетом вышеизложенного.
То обстоятельство, что схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, не предусмотрено размещение торгового павильона на испрашиваемом земельном участке, не влечет вывод об ином назначении земельного участка.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации Ф от 29.09.2010 N 772, п. 1.6. Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в городе Перми, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, предусмотрено, что включение торговых объектов в схему производится по заявлению заинтересованного лица.
После включения торгового объекта в схему возможно использование земельного участка по целевому назначению, предусмотренному проектом межевания территории.
Доводы заявителя относительно того, что оспариваемым решением Департамент неправомерно отменил ранее принятое решение о возможности предоставления земельного участка в аренду, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выработанной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Таким образом, законодателем допускается возможность отмены муниципального правового акта в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Принятие уполномоченным органом решения о возможности предоставления земельного участка в аренду, само по себе не свидетельствует о наличии у заявителя права на получение этого земельного участка.
Таким образом, отмена решения о возможности предоставления земельного участка в аренду на стадии рассмотрения соответствующего заявления и принятие, в последующем решения об отказе в предоставлении земельного участка, законодательству не противоречит, права заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции считает, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2014 года по делу N А50-8330/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2014 N 17АП-10699/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8330/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. N 17АП-10699/2014-ГК
Дело N А50-8330/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Кузнецов А.А., доверенность от 24.05.2002,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июля 2014 года
по делу N А50-8330/2014,
вынесенное судьей Вихниной М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича (ОГРН 314595805100070, ИНН 590416868609)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379),
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Индивидуальный предприниматель Худорожков Александр Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДЗО), оформленного письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, возложении на Департамент обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.06.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), соблюдена, Департаментом принято решение о возможности предоставления земельного участка заявителю. В дальнейшем Департамент в отсутствие правовых оснований и соответствующих полномочий отменил указанное решение и незаконно отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Указанная заявителем цель предоставления земельного участка (под павильон-выставку, не являющуюся торговым объектом) соответствует виду его разрешенного использования, проекту межевания территории и градостроительному зонированию. Поскольку схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по ул. Чистопольской, 21, вывод суда о том, что земельный участок в соответствии с проектом межевания территории может быть предоставлен только под торговый объект, является необоснованным.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В данном ходатайстве Департамент также просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить обжалуемое решение без изменения.
В силу ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.08.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
25.09.2013 Департаментом принято решение о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м по ул. Чистопольской, 21 для размещения павильона-выставки.
Заявителем подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая согласована Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (20.12.2013) и утверждена ДЗО (22.01.2014).
Земельный участок площадью 358 кв. м с разрешенным использованием - для павильона-выставки поставлен на кадастровый учет 06.03.2013 за номером 59:01:1717162:317.
В дальнейшем заявитель 11.03.2014 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717162:317 в аренду под павильон-выставку на срок 4 года 11 месяцев.
Решением, оформленным письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления по развитию потребительского рынка. В качестве основания для отказа указано на то, что испрашиваемая цель не соответствует утвержденному проекту межевания территории, который не предусматривает формирование земельного участка под павильон-выставку. Проектом межевания территории предусмотрено размещение на земельном участке торгового объекта - павильона. Также указанная цель предоставления земельного участка не соответствует видам разрешенного использования территориальной зоны Ц-2.
Заявитель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
Согласно п. 1.7 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
В силу п. 1.8 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов, для размещения временных объектов.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 6 Порядка.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Согласно п. 2.9 уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.10 названного Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения.
В соответствии с указанным выше Порядком критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Как указано ранее, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду явилось несоответствии испрашиваемой цели утвержденному проекту межевания территории.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, Постановлением Администрации города Перми от 01.11.2010 N 734 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории.
Указанным проектом межевания определена цель использования испрашиваемого заявителем земельного участка - под павильон.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Из заявления от 11.03.2014, пояснений заявителя следует, что земельный участок испрашивается им для целей, не связанных с осуществлением торговой деятельности. Заявитель намерен установить на этом земельном участке павильон-выставку.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, утвержденный проект межевания территории не предусматривает формирование испрашиваемого земельного участка и возможность его использования для указанной заявителем цели. В соответствии с п. 1.6.1 Порядка предоставление земельного участка для иной цели, чем установлено документацией по планировке территории, невозможно.
Следовательно, оснований для признания оспариваемого решения Департамента незаконным, у суда первой инстанции не имелось.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными.
Довод заявителя о соответствии указанной им цели предоставления земельного участка градостроительному зонированию судом апелляционной инстанции отклонен с учетом вышеизложенного.
То обстоятельство, что схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, не предусмотрено размещение торгового павильона на испрашиваемом земельном участке, не влечет вывод об ином назначении земельного участка.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации Ф от 29.09.2010 N 772, п. 1.6. Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в городе Перми, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, предусмотрено, что включение торговых объектов в схему производится по заявлению заинтересованного лица.
После включения торгового объекта в схему возможно использование земельного участка по целевому назначению, предусмотренному проектом межевания территории.
Доводы заявителя относительно того, что оспариваемым решением Департамент неправомерно отменил ранее принятое решение о возможности предоставления земельного участка в аренду, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выработанной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Таким образом, законодателем допускается возможность отмены муниципального правового акта в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Принятие уполномоченным органом решения о возможности предоставления земельного участка в аренду, само по себе не свидетельствует о наличии у заявителя права на получение этого земельного участка.
Таким образом, отмена решения о возможности предоставления земельного участка в аренду на стадии рассмотрения соответствующего заявления и принятие, в последующем решения об отказе в предоставлении земельного участка, законодательству не противоречит, права заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции считает, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2014 года по делу N А50-8330/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)