Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Вязовская М.Е.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Степанова П.В. при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-6085 от 9.04.2014 г. в предоставлении М.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Признать за М.М. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить М.М. земельный участок в аренду в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидом в РФ",
В остальной части иска М.М. отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н. объяснения представителя М.М. - П.А., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
М.М. обратилась в суд с исковым заявлением Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок указывая, что 17.03.2014 года ею было направлено заявление в Департамент земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении ей в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 1199 кв. м, расположенного по адресу: <...>, так как она является инвалидом 2 группы в соответствии со справкой серии МСЭ-2001 N <...>. Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.04.2014 N И-21-01-09-6085 в предоставлении земельного участка было отказано по тем основаниям, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков, а испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на торгах. Считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми по предоставлению ей земельного участка является незаконным и необоснованным, так как нарушает ее право на первоочередное предоставление земельного участка, как инвалиду в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что право на получение земельных участков может быть реализовано только инвалидом нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что родственники, совместно проживающие с истцом не имеют на праве собственности или на ином праве иных объектов недвижимости. Представленный кадастровый паспорт в отношении земельного участка не содержит сведений об установлении его границ. Обязанность по формированию земельного участка для предоставления инвалидам не может быть возложена на орган местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом первой инстанции установлено, что истица является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 8-9).
М.М. 18.03.2014 года обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по ул. <...> площадью 1199 кв. м под индивидуальное жилищное строительство сроком на 10 лет.
Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.04.2014 года N И-21-01-09-6085 в удовлетворении данной просьбы было отказано по тем основаниям, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Данная позиция подтверждается разъяснениями прокуратуры Пермского края и прокуратуры города Перми. Таким образом, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
На основе анализа установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в его решении от 04.04.2014 г., является незаконным.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отсутствие Порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может служить основанием для отказа в реализации права, закрепленного статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, из материалов дела усматривается и установлено судом, что М.М. является; инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий, а следовательно имеет право на первоочередное получение земельного участка. Согласно материалам дела истица проживает и зарегистрирована по адресу <...>, совместно с ней проживает сын - М., внуки П., К. Указанная квартира принадлежит истице, является однокомнатной, ее площадь составляет 36, 1 кв. м (л.д. 67) На каждого члена семьи приходится по 9 кв. м т.е. менее учетной нормы, установленной в 12 кв. м, что свидетельствует о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Наличие в собственности у истца и членов семьи иных жилых помещений не установлено.
Выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что М.М. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на законность постановленного решения не влияют. Положения ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающие право инвалидов на первоочередное приобретение земельного участка связывают возможность реализации права с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, но при этом не содержат в качестве критерия предоставления необходимости состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению земельного участка, не состоящего на кадастровом учете, на законность решения суда не влияет, поскольку обязанность по предоставлению по требованию инвалида любого произвольно выбранного им земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Исходя из положений ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" истица вправе требовать ей предоставления в первоочередном порядке земельного участка для улучшения жилищных условий, что соответственно влечет у уполномоченного функционального органа в сфере регулирования земельных отношений обязанность по реализации гарантированных законом прав и предоставлению ей земельного участка, соответствующего требованиям земельного законодательства.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8798
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N 33-8798
Судья Вязовская М.Е.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Степанова П.В. при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-6085 от 9.04.2014 г. в предоставлении М.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Признать за М.М. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить М.М. земельный участок в аренду в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидом в РФ",
В остальной части иска М.М. отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н. объяснения представителя М.М. - П.А., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
М.М. обратилась в суд с исковым заявлением Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок указывая, что 17.03.2014 года ею было направлено заявление в Департамент земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении ей в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 1199 кв. м, расположенного по адресу: <...>, так как она является инвалидом 2 группы в соответствии со справкой серии МСЭ-2001 N <...>. Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.04.2014 N И-21-01-09-6085 в предоставлении земельного участка было отказано по тем основаниям, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков, а испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на торгах. Считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми по предоставлению ей земельного участка является незаконным и необоснованным, так как нарушает ее право на первоочередное предоставление земельного участка, как инвалиду в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что право на получение земельных участков может быть реализовано только инвалидом нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что родственники, совместно проживающие с истцом не имеют на праве собственности или на ином праве иных объектов недвижимости. Представленный кадастровый паспорт в отношении земельного участка не содержит сведений об установлении его границ. Обязанность по формированию земельного участка для предоставления инвалидам не может быть возложена на орган местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом первой инстанции установлено, что истица является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 8-9).
М.М. 18.03.2014 года обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по ул. <...> площадью 1199 кв. м под индивидуальное жилищное строительство сроком на 10 лет.
Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.04.2014 года N И-21-01-09-6085 в удовлетворении данной просьбы было отказано по тем основаниям, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Данная позиция подтверждается разъяснениями прокуратуры Пермского края и прокуратуры города Перми. Таким образом, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
На основе анализа установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в его решении от 04.04.2014 г., является незаконным.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отсутствие Порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может служить основанием для отказа в реализации права, закрепленного статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, из материалов дела усматривается и установлено судом, что М.М. является; инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий, а следовательно имеет право на первоочередное получение земельного участка. Согласно материалам дела истица проживает и зарегистрирована по адресу <...>, совместно с ней проживает сын - М., внуки П., К. Указанная квартира принадлежит истице, является однокомнатной, ее площадь составляет 36, 1 кв. м (л.д. 67) На каждого члена семьи приходится по 9 кв. м т.е. менее учетной нормы, установленной в 12 кв. м, что свидетельствует о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Наличие в собственности у истца и членов семьи иных жилых помещений не установлено.
Выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что М.М. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на законность постановленного решения не влияют. Положения ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающие право инвалидов на первоочередное приобретение земельного участка связывают возможность реализации права с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, но при этом не содержат в качестве критерия предоставления необходимости состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению земельного участка, не состоящего на кадастровом учете, на законность решения суда не влияет, поскольку обязанность по предоставлению по требованию инвалида любого произвольно выбранного им земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Исходя из положений ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" истица вправе требовать ей предоставления в первоочередном порядке земельного участка для улучшения жилищных условий, что соответственно влечет у уполномоченного функционального органа в сфере регулирования земельных отношений обязанность по реализации гарантированных законом прав и предоставлению ей земельного участка, соответствующего требованиям земельного законодательства.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)