Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2014 N 08АП-9067/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3606/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. N 08АП-9067/2014

Дело N А70-3606/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9067/2014) общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-3606/2014 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" (ОГРН 1117232007012, ИНН 7204166173)
к Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092)
о признании недействительными распоряжения от 13 февраля 2014 г. N 60 в части отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д. 23а, зону Ж-4 изменить на зону ОД-1
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" - представитель не явился;
- от Администрации города Тюмени - Крюкова Мария Витальевна (удостоверение N 2287-14 выдано 04.04.2014, по доверенности N 159/14 от 12.03.2014 сроком действия по 31.12.2014).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" (далее - заявитель, Общество, ООО "ХК ТД "Мангазея") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Тюмени (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным распоряжения от 13.02.2014 N 60 в части отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д. 23 а, зону Ж-4 изменить на зону ОД-1.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-3606/2014 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что судом не установлено условий, наличие которых в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ необходимо для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, а именно: противоправности ненормативного акта Администрации (несоответствия нормам действующего законодательства) и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что законодательство не содержит абсолютного запрета на установление территориальной зоны в отношении одного земельного участка. Установление для спорного участка зоны Ж-4 делает невозможным его использование по назначению, указанному в свидетельстве о праве собственности - для размещения объекта торговли - магазина, в связи с чем нарушает права Общества по распоряжению земельным участком и делает невозможным использование земельного участка по разрешенному назначению - для строительства (реконструкции) магазина.
До начала судебного заседания от Администрации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ООО "ХК ТД "Мангазея", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ХК ТД "Мангазея" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0110001:49, площадью 899 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое помещение (магазин), место положение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир каменное здание магазина, адрес: г. Тюмень, ул. Газовиков, д. 23 а.
Указанный земельный участок входит в территориальную зону - "зона застройки многоэтажными жилыми домами", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени (далее - Департамент) от 08.10.2010 N 22-603.
На данном земельном участке расположено нежилое здание - 1-этажный магазин, общей площадью 729,8 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 1991 г.
07.10.2013 Общество обратилось в Департамент с запросом об определении территориальной зоны, в которой находится земельный участок, и возможности сноса нежилого помещения, расположенного на нем с последующим возведением нового магазина.
18.10.2013 при ответе на запрос Департамент сообщил, что названный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4, в связи с чем, строительство нового магазина (реконструкция старого) невозможна.
24.10.2013 Общество обратилось в Департамент с запросом об изменении территориальной зоны Ж-4 на зону ОД-1 и проведения реконструкции существующего здания.
Согласно ответу Департамента от 14.11.2013 изменение территориальной зоны и осуществление реконструкции строения, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д. 23 а не представляется возможным. Дополнительно Департамент указал на возможность произвести капитальный ремонт существующего строение по ул. Газовиков, д. 23 а.
24.01.2014 Общество, ссылаясь на Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, обратилось в Администрацию города Тюмени с заявлением о внесении изменений в Правила в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Газовиков, д. 23 а, площадью 899,00 кв. м. При этом заявитель просил изменить зону Ж-4 на ОД-1 по причине "невозможности использования земельного участка по его назначению, так как необходима реконструкция находящегося на участке магазина".
20.02.2014 Департаментом в адрес Общества было направлено письмо N 38-06-307, согласно которому указанное предложение Общества было рассмотрено 31.01.2014 Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Тюмени, и отклонено, ввиду несоответствия Генеральному плану городского округа город Тюмень, утвержденному решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 (далее - Генеральный план), в соответствии с которым земельный участок расположен в "функциональной зоне многоэтажной жилой застройки".
К письму было приложено оспариваемое распоряжение Администрации от 13.02.2014 N 60, в пункте 3 которого указано на отклонение предложения о внесении изменений в Правила по основаниям, изложенным в заключении комиссии, а именно: "отсутствуют правовые основания по изменению границ территориальных зон, определенные частью 2, 3 статьи 33, статьей 34 ГрК РФ: не соответствует Генеральному плану города Тюмени".
Не согласившись с распоряжением в части изложенного отказа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
16.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ).
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень (далее - город Тюмень) и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в настоящие Правила.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В соответствии со статьей 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Согласно части 4 статьи 33 ГрК РФ Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).
Как было выше сказано, решением Тюменской городской Думы от 29.08.2013 N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154" земельный участок с кадастровым номером 72:23:0110001:49 был включен в состав территориальной зоны сложившейся застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4, предназначенной для сохранения многоэтажной жилой застройки и создания условий комфортного проживания граждан.
Согласно Генеральному плану города Тюмени земельный участок расположен в функциональной зоне многоэтажной жилой застройки.
Частью 1 статьи 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Таким образом, территориальное зонирование в Правилах (в части определения зоны Ж-4), относительно спорного земельного участка, соответствует функциональному зонированию данной территории, определенному Генеральным планом.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующими в тот период нормами законодательства Российской Федерации и соответствует как Градостроительному, так и Земельному кодексам Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение препятствует осуществить реконструкцию магазина, принадлежащего Обществу, не свидетельствуют о незаконности данного распоряжения, равно как и о нарушении права Общества на использование участка в соответствии с его назначением, в связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно статье 20 Правил размещение торгового объекта в зоне Ж-4 градостроительными регламентами не предусмотрено. Более того, исходя из цели установления данной зоны (сохранения многоэтажной жилой застройки и создания условий комфортного проживания граждан) новое строительство (реконструкция) внутри данной зоны, запрещено.
Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает правовую возможность использования уже существующих в рамках сложившейся застройки объектов торговли, расположенных на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует и заявителем подтверждено, что в настоящее время на спорном земельном участке расположен магазин, принадлежащий Обществу, то есть земельный участок используется Обществом в соответствии с его назначением.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, заявителем не представлено.
В связи с чем, довод подателя жалобы о том, что установление для спорного участка зоны Ж-4 делает невозможным его использование по назначению, указанному в свидетельстве о праве собственности, - для размещения объекта торговли - магазина, является несостоятельным.
Довод заявителя о том, что установление для спорного участка зоны Ж-4 делает невозможным использование земельного участка по разрешенному назначению - для строительства (реконструкции) магазина, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку по сведениям государственного кадастра недвижимости разрешенным использованием земельного участка является - под нежилое помещение (магазин), то есть использование участка под уже существующим нежилым зданием.
Волеизъявление Общества на реконструкцию магазина как таковое не влечет за собой обязанность органа местного самоуправления изменить территориальную зону земельного участка, установленную в интересах общества и государства.
Как было выше сказано, из статьи 20 решения Тюменской городской Думы от 29.08.2013 N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени" следует, что зона сложившейся застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4 выделена для сохранения многоэтажной жилой застройки и создания условий комфортного проживания граждан, то есть земельный участок расположен в функциональной зоне многоэтажной жилой застройки, следовательно нового строительства (реконструкции) в этой зоне быть не может, в связи с чем, доводы подателя жалобы быть приняты не могут.
Кроме того, как следует из картографического материала пятого планировочного района "Заречный" магазин ООО "ХК ТД "Мангазея" находится в зоне микрорайона многоэтажной жилой застройки, в ближайшем окружении зон ОД-1 и ОД-2 вообще не имеется, весь указанный микрорайон находится в зоне Ж-4, в котором рядом с магазином Общества находятся (согласно карте 5 микрорайона) спортивное и дошкольное учреждения. А наличие указанных учреждений не предполагает вблизи никаких больших застроек.
Таким образом, Департамент обоснованно указывает, что заявитель при данных обстоятельствах может осуществить капитальный ремонт объекта с целью улучшения его технического состояния, но не может произвести реконструкцию, которая сопровождается изменением параметров здания (площади, этажности), поскольку, это может привести к дополнительным нагрузкам на существующие инженерные сети, к уплотнению застройки, что, в свою очередь, будет оказывать негативное влияние на условия проживания граждан на территории существующей застройки.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что Общество не указало правовую норму, предусматривающую безусловную обязанность Администрации города Тюмени изменить территориальную зону по желанию собственника земельного участка.
Напротив, согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права как собственника по распоряжению земельным участком судом апелляционной инстанции отклоняется, ввиду того, что правовой режим того или иного земельного участка определяется не только правоустанавливающими документами на него, но и принадлежностью такого участка к той или иной территориальной зоне, градостроительные регламенты которой утверждены правилами землепользования и застройки.
Таким образом, правовых оснований для изменения вида использования земельного участка по заявлению ООО "ХК ТД "Мангазея" не имеется. Названные Обществом причины не являются правовым основанием для принятия решения о внесении изменений в Правила.
Суд апелляционной инстанции считает, поскольку в ходе пересмотра дела не установлено условий, наличие которых в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ необходимо для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, а именно: противоправности ненормативного акта Администрации (несоответствия нормам действующего законодательства) и нарушения прав и законных интересов Общества, то судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области по делу N А703606/2014 правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ООО "ХК ТД "Мангазея" удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на подателя жалобы, то есть на ООО "ХК ТД "Мангазея".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-3606/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)