Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014
по делу N А38-5081/2013,
принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Контакт" (ОГРН 1021200753188, ИНН 1215013114, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
без участия лиц,
и
открытое акционерное общество "Контакт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность Обществу земельного участка площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133; об обязании Территориального управления устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, а также подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка по цене продажи в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением от 22.01.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования заявителя.
Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит отдельно стоящее здание - корпус N 2, литер С,С1,С2, общей площадью 5349,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, горой Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, 133 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2002 серии 12 АА N 0072040).
Данный объект недвижимости приватизирован на основании Плана приватизации Марийского завода "Контакт" им. 50-летия СССР, утвержденного постановлением Госкомимущества Республики Марий Эл от 12.08.1993 N 144 и акта оценки стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992.
При этом спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015.
На основании распоряжения Территориального управления от 20.05.2004 N 66 между Территориальным управлением и Обществом был заключен договор аренды N 23Ф земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, площадью 80 580 кв. м, с разрешенным использованием: "для размещения производственной базы".
Распоряжением Территориального управления от 21.06.2007 N 313 земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:0015 разделен на два самостоятельных земельных участка: площадью 5030 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:60 и площадью 75 551 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:61.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:61 был разделен на три самостоятельных участка: площадью 59 791 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:86, площадью 778 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:88 и площадью 14 982 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:87.
Кроме того, земельный участок площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015 был образован из земельного участка площадью 105 900 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, который был предоставлен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 26.12.1997 N 4372 и свидетельства на право постоянного владения земельным участком от 04.12.1998 N 825.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 18.11.2013 серии 12-МР N 864744).
18.09.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, в собственность.
Указанное заявление Общества о приобретении прав на земельный участок и приложенные к нему документы Территориальное управление письмом от 24.09.2012 N 09-3461 направило в Росимущество для получения соответствующего поручения.
Письмом от 30.11.2012 Территориальное управление возвратило Обществу комплект документов на доработку, указав на невозможность рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка в связи с тем, что не представлены все документы, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061 в предложенных площадях и границах, а в представленном кадастровом паспорте на земельный участок содержались сведения об ипотеке участка.
Письмом от 07.02.2013 N 02-362 Территориальное управление повторно направило комплект документов Общества в Росимущество.
Рассмотрев направленные документы, Росимущество в письме от 07.06.2013 N ПП-10/25925 указало на отсутствие всех документов, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061, в связи с чем повторно возвратило пакет документов в Территориальное управление на доработку.
После устранения замечаний, изложенных в письмах Росимущества от 30.11.2012 N ПП-10/55145 и от 07.06.2013 N ПП-10/25925, Территориальное управление вновь направило пакет документов на приватизацию спорного земельного участка, однако ответа так и не последовало.
Посчитав бездействие Территориального управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0901003:87, площадью 14 982 кв. м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, образованного в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, который в свою очередь образован из земельного участка площадью 105 900 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что права Общества на испрашиваемый земельный участок подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Территориального управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, который предусматривает в целях реализации установленного порядка по распоряжению земельными участками получение соответствующего поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1, пунктом 4.6 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи по цене в пределах 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014 по делу N А38-5081/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2014 ПО ДЕЛУ N А38-5081/2013
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N А38-5081/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014
по делу N А38-5081/2013,
принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Контакт" (ОГРН 1021200753188, ИНН 1215013114, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
без участия лиц,
и
установил:
открытое акционерное общество "Контакт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность Обществу земельного участка площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133; об обязании Территориального управления устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, а также подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка по цене продажи в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением от 22.01.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования заявителя.
Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит отдельно стоящее здание - корпус N 2, литер С,С1,С2, общей площадью 5349,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, горой Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, 133 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2002 серии 12 АА N 0072040).
Данный объект недвижимости приватизирован на основании Плана приватизации Марийского завода "Контакт" им. 50-летия СССР, утвержденного постановлением Госкомимущества Республики Марий Эл от 12.08.1993 N 144 и акта оценки стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992.
При этом спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015.
На основании распоряжения Территориального управления от 20.05.2004 N 66 между Территориальным управлением и Обществом был заключен договор аренды N 23Ф земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, площадью 80 580 кв. м, с разрешенным использованием: "для размещения производственной базы".
Распоряжением Территориального управления от 21.06.2007 N 313 земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:0015 разделен на два самостоятельных земельных участка: площадью 5030 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:60 и площадью 75 551 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:61.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:61 был разделен на три самостоятельных участка: площадью 59 791 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:86, площадью 778 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:88 и площадью 14 982 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:87.
Кроме того, земельный участок площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015 был образован из земельного участка площадью 105 900 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, который был предоставлен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 26.12.1997 N 4372 и свидетельства на право постоянного владения земельным участком от 04.12.1998 N 825.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 18.11.2013 серии 12-МР N 864744).
18.09.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 14 982 кв. м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, в собственность.
Указанное заявление Общества о приобретении прав на земельный участок и приложенные к нему документы Территориальное управление письмом от 24.09.2012 N 09-3461 направило в Росимущество для получения соответствующего поручения.
Письмом от 30.11.2012 Территориальное управление возвратило Обществу комплект документов на доработку, указав на невозможность рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка в связи с тем, что не представлены все документы, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061 в предложенных площадях и границах, а в представленном кадастровом паспорте на земельный участок содержались сведения об ипотеке участка.
Письмом от 07.02.2013 N 02-362 Территориальное управление повторно направило комплект документов Общества в Росимущество.
Рассмотрев направленные документы, Росимущество в письме от 07.06.2013 N ПП-10/25925 указало на отсутствие всех документов, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061, в связи с чем повторно возвратило пакет документов в Территориальное управление на доработку.
После устранения замечаний, изложенных в письмах Росимущества от 30.11.2012 N ПП-10/55145 и от 07.06.2013 N ПП-10/25925, Территориальное управление вновь направило пакет документов на приватизацию спорного земельного участка, однако ответа так и не последовало.
Посчитав бездействие Территориального управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0901003:87, площадью 14 982 кв. м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, образованного в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, который в свою очередь образован из земельного участка площадью 105 900 кв. м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что права Общества на испрашиваемый земельный участок подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Территориального управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, который предусматривает в целях реализации установленного порядка по распоряжению земельными участками получение соответствующего поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1, пунктом 4.6 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи по цене в пределах 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014 по делу N А38-5081/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)