Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Касацкая Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Р. М. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года, которым постановлено: "В удовлетворении требований Р. отказать.".
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") об отказе в осуществлении кадастрового учета, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в N <...> м по направлению на юг от ориентира, имеющего почтовый адрес: <...>. Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства". Намереваясь осуществить раздел указанного земельного участка на три земельных участка, он обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, представив межевой план от <...>. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> ему отказано в осуществлении кадастрового учета, так как площадь одного из трех образуемых земельных участков составляет N <...> кв. м и образование такого земельного участка не соответствует требованиям п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", согласно которому предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства составляют от 0,04 га до 0,15 га. Полагает, что данное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным, поскольку законодательством не установлены предельные размеры в отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц. Просил признать незаконным состоявшееся решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность осуществить кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" С. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Заявитель Р., его представитель в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Р. М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что нормативные положения п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", устанавливающие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц. В этой связи суд не должен был руководствоваться данными нормативными положениями. Также указывает, что исходя из Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Орган кадастрового учета не доказал, что раздел Р. принадлежащего ему земельного участка наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" А. просит об оставлении решения суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. N <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Р. М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" А., С., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в N <...> м по направлению на юг от ориентира, имеющего почтовый адрес: <...>. Названный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства". Право собственности Р. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...>, что подтверждается выпиской из данного реестра.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, право собственности на который было зарегистрировано за Р. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период с <...> до <...> на основании договоров купли-продажи от <...>, <...>, <...> и решения собственника о выделении земельных участков от <...>.
<...> представитель Р. К., действующий на основании доверенности, обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>. К заявлению был приложен межевой план от <...>, подготовленный кадастровым инженером.
Межевой план от <...> предусматривает образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м трех земельных участков: N <...> площадью N <...> кв. м, N <...> площадью N <...> кв. м, N <...> площадью N <...> кв. м.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N N <...> в осуществлении кадастрового учета было отказано на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в связи несоответствием размера образуемого земельного участка N <...> площадью N <...> кв. м требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, установленным п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", согласно которому предельные размеры названных земельных участков составляют от 0,04 га до 0,15 га.
Из названного решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, протокола проверки документов, представленных в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, следует, что каких-либо других обстоятельств, препятствующих постановке земельных участков на кадастровый учет, не выявлено.
Признавая состоявшееся решение об отказе в осуществлении кадастрового учета законным и отказывая в этой связи в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь п. п. 1, 2 ст. 11.9, п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что орган кадастрового учета правомерно учел предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, поскольку Ростовкинским сельским поселением Омского муниципального района Омской области предельные размеры земельных участков для дачного строительства не определены. При этом суд указал в решении на то, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета не препятствует заявителю осуществить раздел принадлежащего ему земельного участка с учетом требований к предельным размерам земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Частью 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Исходя из п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Решением Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.11.2009 N 37 утверждены Правила землепользования и застройки п. Ростовка Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Статьей 23 данных Правил определены виды территориальных зон, отображаемых на схеме градостроительного зонирования п. Ростовка: жилые зоны; общественно-деловая зона, рекреационные зоны, зоны специального назначения.
Указанные Правила содержат градостроительные регламенты для названных территориальных зон (часть II), а также карту градостроительного зонирования (часть III).
При сравнительном анализе карты градостроительного зонирования и данных из публичной кадастровой карты о месте расположении земельного участка с кадастровым номером N <...> выявлено, что указанный земельный участок находится за пределами территориальных зон, обозначенных в карте градостроительного зонирования.
Таким образом, правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, представительным органом местного самоуправления Ростовкинского сельского поселения в отношении территории сельского поселения, в пределах которой находится земельный участок заявителя, в установленном законом порядке не были приняты.
В этой связи к возникшим правоотношениям, связанным с образованием земельных участков, в данном случае подлежит применению п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного выводы суда о том, что на возникшие правоотношения, связанные с образованием земельных участков, в данном случае распространяются положения под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", закрепляющего предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для дачного строительства, составляющие от 0,04 га до 0,15 га, являются правильными.
В то же время суд, признавая оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета законным, не учел следующее.
Из материалов дела видно, что исходный земельный участок с кадастровым номером N <...>, с целью раздела которого на три земельных участка заявитель Р. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет, имеет площадь N <...> кв. м, то есть площадь, превышающую максимальный размер, установленный под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Право собственности Р. на земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; указанный земельный участок состоит на кадастровом учете.
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения закреплены в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Данным пунктом также предусмотрено, что в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Межевым планом от <...>, представленным Р. в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, предусматривается образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м трех земельных, два из которых имеют площадь по N <...> кв. м каждый и соответствуют предельным (минимальным и максимальным) размерам, предусмотренным под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области". Один из трех образуемых земельных участков площадью N <...> кв. м превышает установленный максимальный размер площади лишь постольку, поскольку исходный земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м также превышает максимальный размер.
В настоящем случае раздел земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м не приводит к увеличению количества земельных участков, превышающих максимальный размер площади, определенный законодательством в отношении земельных участков для дачного строительства, а потому не может рассматриваться как противоречащий требованиям ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая, что площадь указанного исходного земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости, превышает соответствующий максимальный размер площади, но возможность использования данного земельного участка Р. как собственником действующим законодательством не исключается (ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, имеются предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда.
Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с тем, что оспариваемое Р. решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято в отсутствие предусмотренных к тому законных оснований, нарушает права заявителя, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области от <...> N N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поставить на кадастровый учет земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, на основании заявления Р. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от <...> и приложенного к данному заявлению межевого плана от <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3124/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N 33-3124/2014
Председательствующий: Касацкая Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Р. М. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года, которым постановлено: "В удовлетворении требований Р. отказать.".
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") об отказе в осуществлении кадастрового учета, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в N <...> м по направлению на юг от ориентира, имеющего почтовый адрес: <...>. Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства". Намереваясь осуществить раздел указанного земельного участка на три земельных участка, он обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, представив межевой план от <...>. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> ему отказано в осуществлении кадастрового учета, так как площадь одного из трех образуемых земельных участков составляет N <...> кв. м и образование такого земельного участка не соответствует требованиям п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", согласно которому предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства составляют от 0,04 га до 0,15 га. Полагает, что данное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным, поскольку законодательством не установлены предельные размеры в отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц. Просил признать незаконным состоявшееся решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность осуществить кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" С. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Заявитель Р., его представитель в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Р. М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что нормативные положения п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", устанавливающие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц. В этой связи суд не должен был руководствоваться данными нормативными положениями. Также указывает, что исходя из Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Орган кадастрового учета не доказал, что раздел Р. принадлежащего ему земельного участка наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" А. просит об оставлении решения суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. N <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Р. М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" А., С., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в N <...> м по направлению на юг от ориентира, имеющего почтовый адрес: <...>. Названный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства". Право собственности Р. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...>, что подтверждается выпиской из данного реестра.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м, право собственности на который было зарегистрировано за Р. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период с <...> до <...> на основании договоров купли-продажи от <...>, <...>, <...> и решения собственника о выделении земельных участков от <...>.
<...> представитель Р. К., действующий на основании доверенности, обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>. К заявлению был приложен межевой план от <...>, подготовленный кадастровым инженером.
Межевой план от <...> предусматривает образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м трех земельных участков: N <...> площадью N <...> кв. м, N <...> площадью N <...> кв. м, N <...> площадью N <...> кв. м.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N N <...> в осуществлении кадастрового учета было отказано на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в связи несоответствием размера образуемого земельного участка N <...> площадью N <...> кв. м требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, установленным п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", согласно которому предельные размеры названных земельных участков составляют от 0,04 га до 0,15 га.
Из названного решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, протокола проверки документов, представленных в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, следует, что каких-либо других обстоятельств, препятствующих постановке земельных участков на кадастровый учет, не выявлено.
Признавая состоявшееся решение об отказе в осуществлении кадастрового учета законным и отказывая в этой связи в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь п. п. 1, 2 ст. 11.9, п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что орган кадастрового учета правомерно учел предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства, поскольку Ростовкинским сельским поселением Омского муниципального района Омской области предельные размеры земельных участков для дачного строительства не определены. При этом суд указал в решении на то, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета не препятствует заявителю осуществить раздел принадлежащего ему земельного участка с учетом требований к предельным размерам земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Частью 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Исходя из п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Решением Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.11.2009 N 37 утверждены Правила землепользования и застройки п. Ростовка Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Статьей 23 данных Правил определены виды территориальных зон, отображаемых на схеме градостроительного зонирования п. Ростовка: жилые зоны; общественно-деловая зона, рекреационные зоны, зоны специального назначения.
Указанные Правила содержат градостроительные регламенты для названных территориальных зон (часть II), а также карту градостроительного зонирования (часть III).
При сравнительном анализе карты градостроительного зонирования и данных из публичной кадастровой карты о месте расположении земельного участка с кадастровым номером N <...> выявлено, что указанный земельный участок находится за пределами территориальных зон, обозначенных в карте градостроительного зонирования.
Таким образом, правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, представительным органом местного самоуправления Ростовкинского сельского поселения в отношении территории сельского поселения, в пределах которой находится земельный участок заявителя, в установленном законом порядке не были приняты.
В этой связи к возникшим правоотношениям, связанным с образованием земельных участков, в данном случае подлежит применению п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного выводы суда о том, что на возникшие правоотношения, связанные с образованием земельных участков, в данном случае распространяются положения под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", закрепляющего предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для дачного строительства, составляющие от 0,04 га до 0,15 га, являются правильными.
В то же время суд, признавая оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета законным, не учел следующее.
Из материалов дела видно, что исходный земельный участок с кадастровым номером N <...>, с целью раздела которого на три земельных участка заявитель Р. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет, имеет площадь N <...> кв. м, то есть площадь, превышающую максимальный размер, установленный под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Право собственности Р. на земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; указанный земельный участок состоит на кадастровом учете.
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения закреплены в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Данным пунктом также предусмотрено, что в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Межевым планом от <...>, представленным Р. в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, предусматривается образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м трех земельных, два из которых имеют площадь по N <...> кв. м каждый и соответствуют предельным (минимальным и максимальным) размерам, предусмотренным под. 5 п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области". Один из трех образуемых земельных участков площадью N <...> кв. м превышает установленный максимальный размер площади лишь постольку, поскольку исходный земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м также превышает максимальный размер.
В настоящем случае раздел земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью N <...> кв. м не приводит к увеличению количества земельных участков, превышающих максимальный размер площади, определенный законодательством в отношении земельных участков для дачного строительства, а потому не может рассматриваться как противоречащий требованиям ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая, что площадь указанного исходного земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости, превышает соответствующий максимальный размер площади, но возможность использования данного земельного участка Р. как собственником действующим законодательством не исключается (ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, имеются предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда.
Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с тем, что оспариваемое Р. решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято в отсутствие предусмотренных к тому законных оснований, нарушает права заявителя, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области от <...> N N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поставить на кадастровый учет земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, на основании заявления Р. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от <...> и приложенного к данному заявлению межевого плана от <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)