Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 25.02.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013,
принятое судьей Киселевой М.Ф., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Вечкановым А.И., Кузнецовым В.И.,
по делу N А11-10680/2012
по иску индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
администрация Владимирской области,
и
индивидуальный предприниматель Кузьменко Лидия Ильинична (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, с разрешенным использованием: для застройки объектами сервисного назначения, равной его рыночной стоимости в размере 3 283 700 рублей на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление) и администрация Владимирской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. В государственный кадастр недвижимости новые сведения могут быть внесены только после вступления в силу судебного акта, поэтому суд посчитал, что удовлетворение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28.05.2009 на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012, при наличии установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату - 01.01.2012 (акт от 20.05.2013 N 33/701/13-6172), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, не восстановит прав истца.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению заявителя, ответчик существенно нарушил права и законные интересы истца, так как на Предпринимателя возложены обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного участка, значительно превышающей его рыночную стоимость.
Заявитель считает, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представитель ответчика в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства заявитель и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.09.2010 серии 33 АЛ N 010718 Предпринимателю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенный по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для застройки объектами сервисного назначения.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 05.05.2010 N 3318/202/10-332 видно, что земельный участок с кадастровым номером 33:18:000000:18 поставлен на государственный кадастровый учет 15.10.2007. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 63 405 557 рублей 52 копейки.
Согласно отчету от 30.11.2012 N 340 об оценке земельного участка, выполненного оценщиком Половинкиным Н.И., рыночная стоимость земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, по состоянию на 28.05.2009, составила 3 283 700 рублей.
В соответствии с экспертным заключением от 18.12.2012 N 1240/12 на отчет от 30.11.2012 N 340 об оценке земельного участка, площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по упомянутому адресу, отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки; соответствует ССО-РОО 2010, требованиям технического задания к договору на оценку; выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными.
Предприниматель, сославшись на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов во Владимирской области, по состоянию на 01.01.2008. Стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18, согласно положениям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, составила 63 405 577 рублей 52 копейки (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 28.05.2009 N 18/1276).
Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 09.11.2012 N 1099 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района Владимирской области, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
Постановлением губернатора Владимирской области от 23.11.2012 N 1323 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Владимирской области, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Владимирской области, группы видов разрешенного использования.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.05.2013 N 33/701/13 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 установлена в размере 40 153 017 рублей 72 копеек. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 19.08.2013 N 33/202/13-186723).
В обоснование требования истец ссылается на результаты кадастровой оценки земель по Владимирской области, установленные по состоянию на 01.01.2008, в том числе в отношении спорного земельного участка, которые не соответствуют его рыночной стоимости. В подтверждение требований истец представил отчет от 30.11.2012 N 340 о рыночной стоимости спорного земельного участка, по состоянию на 28.05.2009, и экспертное заключение на данный отчет.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 на дату утверждения (на 01.01.2012) новых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района Владимирской области не представлен в материалы дела.
В соответствии со статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено: установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд правомерно счел, что требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату 28.05.2009, на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012, при наличии установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату - 01.01.2012 (акт от 20.05.2013 N 33/701/13-6172) не может быть удовлетворено.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А11-10680/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2014 ПО ДЕЛУ N А11-10680/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N А11-10680/2012
Резолютивная часть объявлена 25.02.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013,
принятое судьей Киселевой М.Ф., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Вечкановым А.И., Кузнецовым В.И.,
по делу N А11-10680/2012
по иску индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
администрация Владимирской области,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Кузьменко Лидия Ильинична (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, с разрешенным использованием: для застройки объектами сервисного назначения, равной его рыночной стоимости в размере 3 283 700 рублей на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление) и администрация Владимирской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. В государственный кадастр недвижимости новые сведения могут быть внесены только после вступления в силу судебного акта, поэтому суд посчитал, что удовлетворение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28.05.2009 на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012, при наличии установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату - 01.01.2012 (акт от 20.05.2013 N 33/701/13-6172), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, не восстановит прав истца.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению заявителя, ответчик существенно нарушил права и законные интересы истца, так как на Предпринимателя возложены обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного участка, значительно превышающей его рыночную стоимость.
Заявитель считает, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представитель ответчика в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства заявитель и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.09.2010 серии 33 АЛ N 010718 Предпринимателю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенный по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для застройки объектами сервисного назначения.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 05.05.2010 N 3318/202/10-332 видно, что земельный участок с кадастровым номером 33:18:000000:18 поставлен на государственный кадастровый учет 15.10.2007. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 63 405 557 рублей 52 копейки.
Согласно отчету от 30.11.2012 N 340 об оценке земельного участка, выполненного оценщиком Половинкиным Н.И., рыночная стоимость земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, по состоянию на 28.05.2009, составила 3 283 700 рублей.
В соответствии с экспертным заключением от 18.12.2012 N 1240/12 на отчет от 30.11.2012 N 340 об оценке земельного участка, площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по упомянутому адресу, отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки; соответствует ССО-РОО 2010, требованиям технического задания к договору на оценку; выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными.
Предприниматель, сославшись на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, улица Колхозная, дом 103, его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов во Владимирской области, по состоянию на 01.01.2008. Стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18, согласно положениям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, составила 63 405 577 рублей 52 копейки (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 28.05.2009 N 18/1276).
Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 09.11.2012 N 1099 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района Владимирской области, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
Постановлением губернатора Владимирской области от 23.11.2012 N 1323 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Владимирской области, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Владимирской области, группы видов разрешенного использования.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.05.2013 N 33/701/13 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 установлена в размере 40 153 017 рублей 72 копеек. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 19.08.2013 N 33/202/13-186723).
В обоснование требования истец ссылается на результаты кадастровой оценки земель по Владимирской области, установленные по состоянию на 01.01.2008, в том числе в отношении спорного земельного участка, которые не соответствуют его рыночной стоимости. В подтверждение требований истец представил отчет от 30.11.2012 N 340 о рыночной стоимости спорного земельного участка, по состоянию на 28.05.2009, и экспертное заключение на данный отчет.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 на дату утверждения (на 01.01.2012) новых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района Владимирской области не представлен в материалы дела.
В соответствии со статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено: установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд правомерно счел, что требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату 28.05.2009, на налоговый период с 01.01.2010 по 31.12.2012, при наличии установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату - 01.01.2012 (акт от 20.05.2013 N 33/701/13-6172) не может быть удовлетворено.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А11-10680/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьменко Лидии Ильиничны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Ю.ПАВЛОВ
В.Ю.ПАВЛОВ
Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН
О.Н.ГОЛУБЕВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)