Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.01.2014 ПО ДЕЛУ N А60-43488/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2014 г. по делу N А60-43488/2013


Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 10 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело N А60-43488/2013 по иску
общества с ограниченной ответственностью "Трамплин" (ИНН 6623019473, ОГРН 1046601238529, далее - общество "Трамплин")
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее - управление Росреестра),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Определением суда от 11.12.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика - управления Росреестра на надлежащего - ФГБУ "ФКП Росреестра", а управление Росреестра оставлено в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Также к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное образование "город Нижний Тагил" в лице Администрации города Нижний Тагил (далее - администрация).
В судебном заседании принял участие представитель истца - Стариков А.В.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Заявлений, ходатайств не поступило.

Общество "Трамплин" 07.11.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:56:0404001:412, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, по ул. Проезжей, в районе 2-ой площадки "МИЗа", равной его рыночной стоимости в размере 1852500 руб. по состоянию на 01.01.2010, исходя из стоимости 1 кв. м в размере 741 руб. Также истец просил указать в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в единый государственный кадастр недвижимости.
Ответчики представили отзывы, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу, по существу заявленных истцом требований не возражали.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Суд

установил:

Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:56:0404001:412, площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, по ул. Проезжей, в районе 2-ой площадки "МИЗа" (далее - земельный участок).
Право аренды на земельный участок подтверждается договором аренды земельного участка от 03.04.2012 N 42в-2012, заключенным между истцом и Муниципальным образованием "город Нижний Тагил", со сроком действия до 13.12.2013.
Истец, ссылаясь на подготовленный ООО Оценочная компания "Априори" отчет от 03.10.2013 N 13-347, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 1852500 руб., указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 8868850 руб., утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка по состоянию на ту же дату.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что следствием несоответствия определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, является нарушение прав истца как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы, поскольку порядок определения размера арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из материалов дела, представленный истцом отчет оценщика от 03.10.2013 N 13-347 подтверждает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату.
Экспертиза отчета оценщика проведена Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", по результатам проведения которой получено экспертное заключение от 11.10.2013 N 563/26-13.
Ответчиками не оспорен представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчета оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы управления Росреестра и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклонены на основании следующего.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако управление Росреестра не утратило контрольных полномочий в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" и не перестает являться органом кадастрового учета.
Следовательно, управление Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.
Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов.
Относительно требования истца об указании в резолютивной части решения суда на то, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в единый государственный кадастр недвижимости, суд отмечает следующее.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу ст. 16 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и должностными лицами.
Фактически заявленное требование истца направлено на определение порядка исполнения решения суда и не является самостоятельным исковым требованием.
В силу ч. 2 ст. 168 АПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок его исполнения.
Учитывая вышеизложенное, в данном случае суд не усматривает необходимости устанавливать способ и порядок исполнения судебного акта.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Трамплин" удовлетворить полностью.
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0404001:412, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, по ул. Проезжей, в районе 2-ой площадки "МИЗа", равной его рыночной стоимости в размере 1852500 руб. по состоянию на 01.01.2010, исходя из стоимости 1 кв. м в размере 741 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)