Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-12432/2013, 05АП-12433/2013,
на решение от 03.09.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-17155/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, индивидуальный предприниматель Джавадов Горхмаз Балдадаш оглы
о признании незаконными решений от 29.05.2013 N 13754/20У, от 04.07.2013 N 13754/20У и об обязании обеспечить выбор земельного участка,
при участии в заседании:
- от общества: директор В.Г. Гуреев (паспорт, протокол общего собрания учредителей от 25.08.2011 N 1);
- администрации г. Владивостока: представитель М.В. Гладких (удостоверение N 4331, доверенность от 03.12.2012 N 1-3/3766);
- от УГА г. Владивостока: представитель М.В. Гладких (удостоверение N 4331, доверенность от 19.12.2012 N 27/1-1-3603);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Г.Б. Джавадова: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений администрации г. Владивостока от 29.05.2013 N 13754/20У, от 04.07.2013 N 13754/20У об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка, расположенного в районе ул. Выселковая, 30 для строительства станции технического обслуживания автомобилей и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а также об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") обеспечить выбор земельного участка в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке на основе документов государственного кадастра недвижимости посредством определения вариантов размещения объекта и проведения необходимых процедур согласования с соответствующими органами по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.04.2013 N 20/03/02-12/8430.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом первой инстанции привлечены департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") и индивидуальный предприниматель Джавадов Горхмаз Балдадаш оглы.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока просят его отменить как незаконное и необоснованное. Пояснили, что испрашиваемый обществом земельный участок практически полностью совпадает с земельными участками, сформированными и поставленными на кадастровый учет по заявлению Джавадова Г.Б. и в отношении которых имеются решения департамента о предварительном согласовании места размещения объекта. Со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 считают, что, поскольку обществом представлен проект схемы расположения испрашиваемого земельного участка, у администрации г. Владивостока отсутствовала возможность выбора вариантов размещения заявителя объекта посредством изменения места расположения либо размера земельного участка.
Общество в судебном заседании возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В связи с уходом в отпуск судьи С.В. Гуцалюк на основании распоряжения председателя 3 судебного состава административной коллегии Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи С.В. Гуцалюк на судью Н.Н. Анисимову.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей третьих лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В апреле 2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка примерной площадью 3126 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 30, для строительства станции технического обслуживания автомобилей.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка письмом от 29.04.2013 N 20/03/02-12/8430.
21.05.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин и топографическая съемка.
Письмом от 29.05.2013 N 13754/20У администрация г. Владивостока отказала в выборе земельного участка, указав, что размещение станции технического обслуживания автомобилей не относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны, в которой находится земельный участок. Кроме того, администрация г. Владивостока посчитала, что в представленном обществом пакете отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением.
Кроме того, письмом от 04.07.2013 N 13754/20У администрация г. Владивостока сообщила обществу, что на испрашиваемый им земельный участок на основании ранее поступивших обращений изданы распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Посчитав, что отказы администрации г. Владивостока, оформленные письмами от 29.05.2013 N 13754/20У и от 04.07.2013 N 13754/20У не соответствуют требованиям земельного законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания автомобилей на земельном участке примерной площадью 3126 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 30.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что администрацией г. Владивостока выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства, не производились. Рассмотрев заявление предпринимателя, администрация г. Владивостока пришла к выводу о том, что размещение станции технического станции технического обслуживания автомобилей не относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны, в которой находится земельный участок, а также об отсутствии в представленном заявителем пакете документов, необходимых для работы с обращением, в связи с чем письмом от 29.05.2013 N 13754/20У отказала в выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), а не в зоне объектов автомобильного транспорта, как указано администрацией г. Владивостока.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, размещение станций технического обслуживания автомобилей и авторемонтных предприятий отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков.
Следовательно, нахождение спорного земельного участка в зоне П-4 не препятствует его выбору для строительства объекта заявителя.
Оценивая правомерность отказа администрации г. Владивостока в части непредставления документов, коллегия исходит из того, что ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы администрация г. Владивостока так и не уточнила, какие именно документы должны были быть представлены заявителем, и отсутствие каких документов препятствовало выбору земельного участка для строительства.
Ссылки администрации г. Владивостока на пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, коллегией отклоняются.
Единственным документом, обязательным согласно данному пункту для предоставления муниципальной услуги по выдаче акта о выборе земельного участка, является заявление о предоставлении соответствующей услуги, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 31 ЗК РФ.
Представление иных документов, в том числе указанных в пункте 2.6 Регламента, не обязательно, и является правом заявителя. Доводы администрации г. Владивостока об обратном основаны на неверном применении норм земельного законодательства.
Проанализировав представленные заявителем документы, коллегия находит их достаточными для выбора земельного участка в целях размещения объекта заявителя.
При таких обстоятельствах отказ администрации г. Владивостока, оформленный письмом от 29.05.2013 N 13754/20У, является необоснованным.
При проверке доводов администрации г. Владивостока о невозможности выбора земельного участка в связи с его наложением на земельные участки, сформированные на основании заявлений Джавадова Г.Б. и в отношении которых департаментом приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд апелляционной инстанции учитывает, что пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определение вариантов размещения объекта отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который в случае отказа в выборе места размещения по правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязан доказать правомерность принятого им решения.
Между тем доказательства того, что выбор и формирование земельного участка для размещения объекта заявителя в указанном им районе невозможно, в материалах дела отсутствуют.
Коллегией установлено и не оспаривалось апеллянтами, что выбор и формирование земельного участка для строительства объекта заявителя не производился. Заявление общества рассматривалось на основании представленных им проектов схемы расположения земельного участка.
Установив, что нанесенный на представленную заявителем в УГА г. Владивостока схему земельный участок площадью 1525 кв. м полностью налагается на земельные участки, акты выбора которых и схемы расположения на кадастровом плане территории утверждены распоряжениями УГА г. Владивостока от 18.02.2013 N 242 и N 243 Джавадову Г.Б., администрация г. Владивостока отказала обществу в выборе земельного участка.
Коллегия считает, что добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельного участка не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по выбору и формированию земельного участка от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.14 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, проверка схем расположения границ земельных участков с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, а также проведение предварительного анализа возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм относится к компетенции администрации г. Владивостока.
То есть, получив от общества проект схемы расположения земельного участка, администрация г. Владивостока обязана была рассмотреть его и, в случае невозможности формирования земельного участка в границах, указанных в проекте, предложить иной вариант размещения объекта. Доказательства того, что обществу предлагались какие-либо варианты формирования земельного участка, в том числе на земельном участке меньшей площадью, иной конфигурации либо с иным местоположением, от которых он отказался, администрацией г. Владивостока не представлено.
В то же время материалами дела подтверждается, что возможность формирования земельного участка для размещения объектов заявителя в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке имеется.
Так, заявителем представлен проект схемы расположения на кадастровом плане территории в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке земельного участка площадью 3126 кв. м, который составлен с учетом земельных участков, сформированных Джавадову Г.Б., и исключает какое-либо наложение на них. Возможность формирования земельного участка площадью 3126 кв. м подтверждается обзорной схемой, составленной кадастровой организацией - ООО "Дальневосточная Геодезическая Компания", и не опровергнуто документально представителем администрации г. Владивостока.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества подтвердил заявку на формирование земельного участка площадью 3126 кв. м таким образом, чтобы исключить наложение на земельные участки Джавадова Г.Б.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что издание распоряжений об утверждении актов выбора и схем расположения земельных участков, сформированных по заявлению Джавадова Г.Б., не препятствует определению вариантов размещения для дальнейшего оформления акта выбора земельного участка, испрашиваемого обществом, являются верными.
Ссылка апелляционной жалобы на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 в данном случае не может быть принята во внимание, так как данный судебный акт принят с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Поскольку каких-либо препятствий в выборе земельного участка под строительство объекта заявителя в ходе рассмотрения дела выявлено не было, учитывая, что решения администрации г. Владивостока препятствуют реализации права заявителя на получение земельного участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые отказы незаконными и удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказы администрации г. Владивостока являются незаконным, иных препятствий в выборе земельного участка в ходе рассмотрения дела не выявлено, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал УГА г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка по заявлению общества.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 по делу N А51-17155/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 N 05АП-12432/2013 ПО ДЕЛУ N А51-17155/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. N 05АП-12432/2013
Дело N А51-17155/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-12432/2013, 05АП-12433/2013,
на решение от 03.09.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-17155/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, индивидуальный предприниматель Джавадов Горхмаз Балдадаш оглы
о признании незаконными решений от 29.05.2013 N 13754/20У, от 04.07.2013 N 13754/20У и об обязании обеспечить выбор земельного участка,
при участии в заседании:
- от общества: директор В.Г. Гуреев (паспорт, протокол общего собрания учредителей от 25.08.2011 N 1);
- администрации г. Владивостока: представитель М.В. Гладких (удостоверение N 4331, доверенность от 03.12.2012 N 1-3/3766);
- от УГА г. Владивостока: представитель М.В. Гладких (удостоверение N 4331, доверенность от 19.12.2012 N 27/1-1-3603);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Г.Б. Джавадова: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений администрации г. Владивостока от 29.05.2013 N 13754/20У, от 04.07.2013 N 13754/20У об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка, расположенного в районе ул. Выселковая, 30 для строительства станции технического обслуживания автомобилей и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а также об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") обеспечить выбор земельного участка в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке на основе документов государственного кадастра недвижимости посредством определения вариантов размещения объекта и проведения необходимых процедур согласования с соответствующими органами по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.04.2013 N 20/03/02-12/8430.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом первой инстанции привлечены департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") и индивидуальный предприниматель Джавадов Горхмаз Балдадаш оглы.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока просят его отменить как незаконное и необоснованное. Пояснили, что испрашиваемый обществом земельный участок практически полностью совпадает с земельными участками, сформированными и поставленными на кадастровый учет по заявлению Джавадова Г.Б. и в отношении которых имеются решения департамента о предварительном согласовании места размещения объекта. Со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 считают, что, поскольку обществом представлен проект схемы расположения испрашиваемого земельного участка, у администрации г. Владивостока отсутствовала возможность выбора вариантов размещения заявителя объекта посредством изменения места расположения либо размера земельного участка.
Общество в судебном заседании возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В связи с уходом в отпуск судьи С.В. Гуцалюк на основании распоряжения председателя 3 судебного состава административной коллегии Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи С.В. Гуцалюк на судью Н.Н. Анисимову.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей третьих лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В апреле 2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка примерной площадью 3126 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 30, для строительства станции технического обслуживания автомобилей.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка письмом от 29.04.2013 N 20/03/02-12/8430.
21.05.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин и топографическая съемка.
Письмом от 29.05.2013 N 13754/20У администрация г. Владивостока отказала в выборе земельного участка, указав, что размещение станции технического обслуживания автомобилей не относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны, в которой находится земельный участок. Кроме того, администрация г. Владивостока посчитала, что в представленном обществом пакете отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением.
Кроме того, письмом от 04.07.2013 N 13754/20У администрация г. Владивостока сообщила обществу, что на испрашиваемый им земельный участок на основании ранее поступивших обращений изданы распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Посчитав, что отказы администрации г. Владивостока, оформленные письмами от 29.05.2013 N 13754/20У и от 04.07.2013 N 13754/20У не соответствуют требованиям земельного законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания автомобилей на земельном участке примерной площадью 3126 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 30.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что администрацией г. Владивостока выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства, не производились. Рассмотрев заявление предпринимателя, администрация г. Владивостока пришла к выводу о том, что размещение станции технического станции технического обслуживания автомобилей не относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны, в которой находится земельный участок, а также об отсутствии в представленном заявителем пакете документов, необходимых для работы с обращением, в связи с чем письмом от 29.05.2013 N 13754/20У отказала в выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), а не в зоне объектов автомобильного транспорта, как указано администрацией г. Владивостока.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, размещение станций технического обслуживания автомобилей и авторемонтных предприятий отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков.
Следовательно, нахождение спорного земельного участка в зоне П-4 не препятствует его выбору для строительства объекта заявителя.
Оценивая правомерность отказа администрации г. Владивостока в части непредставления документов, коллегия исходит из того, что ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы администрация г. Владивостока так и не уточнила, какие именно документы должны были быть представлены заявителем, и отсутствие каких документов препятствовало выбору земельного участка для строительства.
Ссылки администрации г. Владивостока на пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, коллегией отклоняются.
Единственным документом, обязательным согласно данному пункту для предоставления муниципальной услуги по выдаче акта о выборе земельного участка, является заявление о предоставлении соответствующей услуги, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 31 ЗК РФ.
Представление иных документов, в том числе указанных в пункте 2.6 Регламента, не обязательно, и является правом заявителя. Доводы администрации г. Владивостока об обратном основаны на неверном применении норм земельного законодательства.
Проанализировав представленные заявителем документы, коллегия находит их достаточными для выбора земельного участка в целях размещения объекта заявителя.
При таких обстоятельствах отказ администрации г. Владивостока, оформленный письмом от 29.05.2013 N 13754/20У, является необоснованным.
При проверке доводов администрации г. Владивостока о невозможности выбора земельного участка в связи с его наложением на земельные участки, сформированные на основании заявлений Джавадова Г.Б. и в отношении которых департаментом приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд апелляционной инстанции учитывает, что пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определение вариантов размещения объекта отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который в случае отказа в выборе места размещения по правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязан доказать правомерность принятого им решения.
Между тем доказательства того, что выбор и формирование земельного участка для размещения объекта заявителя в указанном им районе невозможно, в материалах дела отсутствуют.
Коллегией установлено и не оспаривалось апеллянтами, что выбор и формирование земельного участка для строительства объекта заявителя не производился. Заявление общества рассматривалось на основании представленных им проектов схемы расположения земельного участка.
Установив, что нанесенный на представленную заявителем в УГА г. Владивостока схему земельный участок площадью 1525 кв. м полностью налагается на земельные участки, акты выбора которых и схемы расположения на кадастровом плане территории утверждены распоряжениями УГА г. Владивостока от 18.02.2013 N 242 и N 243 Джавадову Г.Б., администрация г. Владивостока отказала обществу в выборе земельного участка.
Коллегия считает, что добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельного участка не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по выбору и формированию земельного участка от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.14 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, проверка схем расположения границ земельных участков с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, а также проведение предварительного анализа возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм относится к компетенции администрации г. Владивостока.
То есть, получив от общества проект схемы расположения земельного участка, администрация г. Владивостока обязана была рассмотреть его и, в случае невозможности формирования земельного участка в границах, указанных в проекте, предложить иной вариант размещения объекта. Доказательства того, что обществу предлагались какие-либо варианты формирования земельного участка, в том числе на земельном участке меньшей площадью, иной конфигурации либо с иным местоположением, от которых он отказался, администрацией г. Владивостока не представлено.
В то же время материалами дела подтверждается, что возможность формирования земельного участка для размещения объектов заявителя в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке имеется.
Так, заявителем представлен проект схемы расположения на кадастровом плане территории в районе ул. Выселковая, 30 в г. Владивостоке земельного участка площадью 3126 кв. м, который составлен с учетом земельных участков, сформированных Джавадову Г.Б., и исключает какое-либо наложение на них. Возможность формирования земельного участка площадью 3126 кв. м подтверждается обзорной схемой, составленной кадастровой организацией - ООО "Дальневосточная Геодезическая Компания", и не опровергнуто документально представителем администрации г. Владивостока.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества подтвердил заявку на формирование земельного участка площадью 3126 кв. м таким образом, чтобы исключить наложение на земельные участки Джавадова Г.Б.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что издание распоряжений об утверждении актов выбора и схем расположения земельных участков, сформированных по заявлению Джавадова Г.Б., не препятствует определению вариантов размещения для дальнейшего оформления акта выбора земельного участка, испрашиваемого обществом, являются верными.
Ссылка апелляционной жалобы на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 в данном случае не может быть принята во внимание, так как данный судебный акт принят с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Поскольку каких-либо препятствий в выборе земельного участка под строительство объекта заявителя в ходе рассмотрения дела выявлено не было, учитывая, что решения администрации г. Владивостока препятствуют реализации права заявителя на получение земельного участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые отказы незаконными и удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказы администрации г. Владивостока являются незаконным, иных препятствий в выборе земельного участка в ходе рассмотрения дела не выявлено, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал УГА г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка по заявлению общества.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 по делу N А51-17155/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)