Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4689/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель является собственником земельного участка. Заявитель обратился в государственный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении в собственность под огородничество прилегающего к принадлежащему ему земельному участку земельного участка, в чем ему было отказано по причине того, что участки не являются сложившимися смежными землепользованиями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N 33-4689/2015


Судья Гараева Р.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Шабаевой Е.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Самарской области в лице представителя З. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление С., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области от 11.06.2014 г. N 12-4/0632/12 в предоставлении земельного участка.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской рассмотреть вопрос о предоставлении С. земельного участка, общей площадью 580,00 кв. м расположенного по адресу: <адрес>."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., доводы представителя С. - К.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области.
В обоснование своего заявления указала, что 27 августа 2012 года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка общей площадью 580,00 кв. м, под огородничество, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению приложила все необходимые документы. Испрашиваемый земельный участок прилегает к земельному участку, общей площадью 500 кв. м, принадлежащему заявителю на праве собственности. Заявление принято в тот же день, после чего Министерство направило в Управление Росреестра по Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, НВ БВУ - начальнику отдела водных ресурсов по Самарской области запросы с целью получения сведений об испрашиваемом земельном участке. Каких-либо препятствий для предоставления земельного участка выявлено не было. В июле 2013 года Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N ОД-944 от 19 сентября 2013 года утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка и вынесено, которое явилось основанием для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет 16 декабря 2013 года с присвоением кадастрового номера N 17 декабря 2013 года С. обратилась в Министерство с заявлением о приобщении к заявлению от 27 августа 2012 кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. 6 марта 2014 года С. обратилась в Министерство с письмом, в котором просила ускорить процесс рассмотрения ее документов, которое было оставлено без ответа.
По прошествии семи месяцев с момента предоставления кадастрового паспорта заявитель получила уведомление об отказе 12-4/0632/12 от 11 июня 2014 года в предоставлении земельного участка, который просит признать незаконным и обязать Министерство рассмотреть вопрос о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель С. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 89 - 92).
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении требований С. Ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм процессуального права (л.д. 96 - 101).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре", действующего на момент разрешения спора, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено, что на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 21 января 2002 года, С. является собственником земельного участка общей площадью 500,00 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности на указанный земельный участок за С. зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
27 августа 2012 года С. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность под огородничество прилегающего к принадлежащему ей земельному участку земельного участка общей площадью 580,00 кв. м.
Судом установлено, что распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N ОД-944 от 19 сентября 2013 года утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которого земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N 17 декабря 2013 С. обратилась в Министерство с заявлением о приобщении к ее заявке кадастрового паспорта земельного участка площадью 580,00 кв. м, с кадастровым номером N. Кадастровый паспорт был приобщен к материалам заявления N 12-4/0632/12-с от 27 августа 2012 года. 11 июня 2014 года Министерство отказало С. в предоставлении земельного участка площадью 580,00 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в связи с выявленными препятствиями: из представленного плана спорного земельного участка следует, что земельный участок не имеет смежных границ со стороны точек 01-34, 04-01 участки не являются сложившимися смежными землепользованиями и (или) территориями общего пользования.
Разрешая заявленный спор, признавая отказ Министерства имущественных отношений Самарской области незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;
3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца пятого настоящей части.
Минимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность под садоводство согласно ст. 13 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005 года N 94-ГД составляет 600.00 кв. м.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка.
В силу п. п. 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему порядку. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В связи с тем, что основания послужившие причиной для отказа в предоставлении в собственность земельного участка признаны судом безосновательными, суд обоснованно признал отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области N 12-4/0632/12 от 11 июня 2014 года незаконным.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что оно действовало в соответствии с нормами законодательства, подлежащего применению в данном случае и что условие предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемым гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренного п. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" не соблюдено.
Судебная коллегия находит эти доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривалось, что Министерством направило в Управление Росреестра по Самарской области, Министерство строительства Самарской области, департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Отдел водных ресурсов по Самарской области запросы с целью получения сведений об испрашиваемом земельном участке, препятствий в предоставлении земельного участка выявлено не было. В июле 2013 года Министерство направила в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого С. земельного участка на кадастром плане. Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> для огородничества, о чем вынесено 19 сентября 2013 года вынесено Распоряжение N ОД-944.
На основании приведенных выше доказательств установлено, что единственное основание для отказа С. в предоставлении земельного участка, на которое в своем решении ссылалось Министерство, было признано незаконным.
Иных оснований для отказа установлено не было, поэтому на Министерство обоснованно возложена обязанность по возобновлению работы по заявлению С., в ходе которой с учетом всех обстоятельств необходимо будет принять обоснованное решение.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут явиться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а также не свидетельствуют о нарушении процессуальных норм, равно как и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
После возобновления работы по заявлению министерство должно руководствуясь Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 24.02.2015) передать заявление С. со всеми прилагаемыми к нему документами в администрацию г.о. Самара.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 сентября 2014 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)