Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страж" (ОГРН 1075904011501, ИНН 5904167281; далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А50-1194/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент земельных отношений) о признании незаконным решения от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 1336 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми по ул. Екатерининской, и возложении на Департамент земельных отношений обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта о выборе названного земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением суда от 15.04.2014 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни решение Пермского городской Думы от 28.10.2008 N 315 не содержат такое основание для отказа в выборе земельного участка как наличие решения о развитии застроенной территории. Обжалуемый в рамках настоящего дела отказ мотивирован лишь наличием отрицательного заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - Департамент градостроительства и архитектуры), сведений о наличии решения о развитии застроенной территории обжалуемый отказ не содержит. Заявитель жалобы также полагает, что судом апелляционной инстанции не была учтена хронология событий, в связи с чем апелляционный суд необоснованно установил приоритет незаконно проведенного аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории над решением суда первой инстанции от 15.04.2014, подлежавшего немедленному исполнению. Общество также считает, что апелляционный суд необоснованно отклонил его ходатайство о приостановлении производства по делу. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, апелляционным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - общества с ограниченной ответственностью "Строн-М" (победителя аукциона).
В представленном отзыве Департамент земельных отношений возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 25.11.2013 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально - значимых товаров на земельном участке примерной площадью 1336 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская. К заявлению обществом были приложены графическое изображение испрашиваемого земельного участка с координатами, а также обоснование размера земельного участка.
Департамент земельных отношений в письме от 17.01.2014 N И-21-01-09-559 отказал обществу в выдаче акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательным заключением Департамента градостроительства и архитектуры.
Полагая, что данное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение департамента противоречит закону и нарушает права заявителя.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В силу п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Кроме того, постановлением администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, а также территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры от 02.12.2013 N 2544 (л. д. 45) в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решением о разработке документации по планировке территории в соответствии с постановлением администрации города Перми от 29.08.2012 N 498.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (ч. 1 и 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Согласно ч. 7 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со ст. 46.2 данного Кодекса.
Частью 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах, застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 05.04.2013 администрацией города Перми принято постановление N 233 о развитии застроенных территорий в Ленинском районе города Перми (кварталы N 116, 134). Указанное постановление принято на основании ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки города Перми, Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011 - 2015 годы, утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 205, Долгосрочной целевой программы "Снос и реконструкция многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2009 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Перми от 05.12.2008 N 1169, с учетом заключения по итогам публичных слушаний от 04.03.2013 N 5, от 04.03.2013 N 6.
Названным постановлением от 05.04.2013 N 233 утверждено решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко в Ленинском районе г. Перми (квартал N 116) площадью 5900 кв. м, и утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Указанное постановление администрации города Перми было опубликовано в установленном порядке в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 12.04.2013 N 25.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, о развитии которой принято постановление администрации города Перми от 05.04.2013 N 233. При этом право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, было выставлено на торги, что следует из постановления администрации города Перми от 17.02.2014 N 90.
Установив, что общество не является лицом, которому согласно ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть предоставлен для строительства земельный участок в пределах территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Департамента земельных отношений не может быть признано нарушающим его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о наличии препятствий для проведения торгов в связи с принятием судом первой инстанции решения по настоящему делу, подлежащего немедленному исполнению, судом апелляционной инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку законность принятия администрацией города Перми постановления от 17.02.2014 N 90, равно как законность проведенных торгов, не относятся к предмету рассмотрения по настоящему спору.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции также отклоняется довод заявителя о том, что апелляционным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - общества с ограниченной ответственностью "Строн-М" (победителя аукциона).
Оснований для переоценки доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А50-1194/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2014 N Ф09-7371/14 ПО ДЕЛУ N А50-1194/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. N Ф09-7371/14
Дело N А50-1194/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страж" (ОГРН 1075904011501, ИНН 5904167281; далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А50-1194/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент земельных отношений) о признании незаконным решения от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 1336 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми по ул. Екатерининской, и возложении на Департамент земельных отношений обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта о выборе названного земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением суда от 15.04.2014 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни решение Пермского городской Думы от 28.10.2008 N 315 не содержат такое основание для отказа в выборе земельного участка как наличие решения о развитии застроенной территории. Обжалуемый в рамках настоящего дела отказ мотивирован лишь наличием отрицательного заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - Департамент градостроительства и архитектуры), сведений о наличии решения о развитии застроенной территории обжалуемый отказ не содержит. Заявитель жалобы также полагает, что судом апелляционной инстанции не была учтена хронология событий, в связи с чем апелляционный суд необоснованно установил приоритет незаконно проведенного аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории над решением суда первой инстанции от 15.04.2014, подлежавшего немедленному исполнению. Общество также считает, что апелляционный суд необоснованно отклонил его ходатайство о приостановлении производства по делу. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, апелляционным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - общества с ограниченной ответственностью "Строн-М" (победителя аукциона).
В представленном отзыве Департамент земельных отношений возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 25.11.2013 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально - значимых товаров на земельном участке примерной площадью 1336 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская. К заявлению обществом были приложены графическое изображение испрашиваемого земельного участка с координатами, а также обоснование размера земельного участка.
Департамент земельных отношений в письме от 17.01.2014 N И-21-01-09-559 отказал обществу в выдаче акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательным заключением Департамента градостроительства и архитектуры.
Полагая, что данное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение департамента противоречит закону и нарушает права заявителя.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В силу п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Кроме того, постановлением администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, а также территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры от 02.12.2013 N 2544 (л. д. 45) в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решением о разработке документации по планировке территории в соответствии с постановлением администрации города Перми от 29.08.2012 N 498.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (ч. 1 и 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Согласно ч. 7 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со ст. 46.2 данного Кодекса.
Частью 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах, застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 05.04.2013 администрацией города Перми принято постановление N 233 о развитии застроенных территорий в Ленинском районе города Перми (кварталы N 116, 134). Указанное постановление принято на основании ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки города Перми, Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011 - 2015 годы, утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 205, Долгосрочной целевой программы "Снос и реконструкция многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2009 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Перми от 05.12.2008 N 1169, с учетом заключения по итогам публичных слушаний от 04.03.2013 N 5, от 04.03.2013 N 6.
Названным постановлением от 05.04.2013 N 233 утверждено решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко в Ленинском районе г. Перми (квартал N 116) площадью 5900 кв. м, и утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Указанное постановление администрации города Перми было опубликовано в установленном порядке в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 12.04.2013 N 25.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, о развитии которой принято постановление администрации города Перми от 05.04.2013 N 233. При этом право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, было выставлено на торги, что следует из постановления администрации города Перми от 17.02.2014 N 90.
Установив, что общество не является лицом, которому согласно ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть предоставлен для строительства земельный участок в пределах территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Департамента земельных отношений не может быть признано нарушающим его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о наличии препятствий для проведения торгов в связи с принятием судом первой инстанции решения по настоящему делу, подлежащего немедленному исполнению, судом апелляционной инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку законность принятия администрацией города Перми постановления от 17.02.2014 N 90, равно как законность проведенных торгов, не относятся к предмету рассмотрения по настоящему спору.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции также отклоняется довод заявителя о том, что апелляционным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - общества с ограниченной ответственностью "Строн-М" (победителя аукциона).
Оснований для переоценки доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А50-1194/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)