Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по делу N А33-18287/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" (ОГРН: 1072466010506; место нахождения: город Красноярск; далее также - общество, ООО "Конструктив") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Березовского района (ОГРН: 1022400557321; место нахождения: Красноярский край, рп. Березовка; далее также - администрация) о:
- - признании незаконным решения администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенного в письме от 17.07.2013 N 1879;
- - обязании администрации Березовского района Красноярского края предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены, решение администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенное в письме от 17.07.2013 N 1879, признано незаконным. Суд обязал администрацию Березовского района Красноярского края, в целях устранения последствий принятия незаконного отказа в предоставлении земельного участка от 17.07.2013 N 1879, принять ненормативный акт о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по делу N А33-18287/2013 решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по тому же делу оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, администрацией соблюден порядок, предусмотренный статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении оспариваемым решением администрации прав общества являются неверными и основаны на неправильном применении судами норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтовых отправлений N 06035, уведомление о возврате почтового отправления N 06034; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (http://kad.arbitr.ru) 22.07.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, согласно акту выбора и обследования земельного участка под строительство от 02.07.2008 земельный участок, расположенный в Красноярском крае, Березовском районе, в п. Березовка, по ул. Трактовая, площадью 25,6 га, по санитарным и противопожарным основаниям пригоден для строительства центра логистики.
Сведения о предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" опубликованы в общественно-политической газете Березовского района "Пригород" от 27.06.2008 N 26.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 01.04.2010 N 2086, санитарно-эпидемиологическому заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.05.2010 земельный участок для размещения центра логистики общества с ограниченной ответственностью "Конструктив", расположенный в районе территории ДОК "Енисей" по ул. Трактовая, п. Березовка, Березовского района, Красноярского края, соответствует санитарным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 22.06.2010 N 888 утвержден акт выбора и обследования земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая - для строительства центра логистики, общей площадью 256000,0 кв. м.
Письмом от 15.06.2012 N 2388 управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, не может быть предоставлен в аренду в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещении объекта.
Общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" обратилось к главе администрации Березовского района с заявлением от 14.12.2012 N 27 о согласовании места размещения объекта "Центр-Логистики".
Земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101015:706 расположен по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, имеет площадь 256000 кв. м, поставлен на кадастровый учет 23.04.2013, разрешенное использование: для размещения промышленных предприятий.
19.06.2013 общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" обратилось к главе администрации Березовского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая - для строительства центра логистики, общей площадью 256000,0 кв. м.
В ответном письме от 17.07.2013 N 1879 администрация разъяснила обществу порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренный пунктом 5 статьи 30, пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщив, что 22.06.2010 постановлением администрации Березовского района N 888 был утвержден акт выбора и обследования земельного участка, расположенного в п. Березовка, ул. Трактовая. При этом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией Березовского района принято не было. Сославшись на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация указала, что в связи с тем, что указанное решение принято не было, у администрации нет оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с решением администрации об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенным в письме от 17.07.2013 N 1879, полагая, что данное решение противоречит закону и нарушает права заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании названного решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения нормам статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушения им прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 3 Устава Березовского района Красноярского края, утвержденного решением районного Совета Березовского района Красноярского края от 25.06.1998 N 11-40Р, администрация Березовского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Судами сделан обоснованный вывод, что по смыслу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является одновременно документом, утверждающим акт о выборе земельного участка.
Постановление администрации Березовского района Красноярского края от 22.06.2010 N 888 по своему содержанию фактически является постановлением о предварительном согласовании места размещения объекта - центра логистики на спорном земельном участке.
В связи с этим, основания для отказа в предоставлении земельного участка, изложенные в оспариваемом решении администрации, отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о недоказанности администрацией законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка и, как следствие, обоснованно признали названное решение незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по делу N А33-18287/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2014 ПО ДЕЛУ N А33-18287/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А33-18287/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по делу N А33-18287/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" (ОГРН: 1072466010506; место нахождения: город Красноярск; далее также - общество, ООО "Конструктив") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Березовского района (ОГРН: 1022400557321; место нахождения: Красноярский край, рп. Березовка; далее также - администрация) о:
- - признании незаконным решения администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенного в письме от 17.07.2013 N 1879;
- - обязании администрации Березовского района Красноярского края предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены, решение администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенное в письме от 17.07.2013 N 1879, признано незаконным. Суд обязал администрацию Березовского района Красноярского края, в целях устранения последствий принятия незаконного отказа в предоставлении земельного участка от 17.07.2013 N 1879, принять ненормативный акт о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по делу N А33-18287/2013 решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по тому же делу оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, администрацией соблюден порядок, предусмотренный статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении оспариваемым решением администрации прав общества являются неверными и основаны на неправильном применении судами норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтовых отправлений N 06035, уведомление о возврате почтового отправления N 06034; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (http://kad.arbitr.ru) 22.07.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, согласно акту выбора и обследования земельного участка под строительство от 02.07.2008 земельный участок, расположенный в Красноярском крае, Березовском районе, в п. Березовка, по ул. Трактовая, площадью 25,6 га, по санитарным и противопожарным основаниям пригоден для строительства центра логистики.
Сведения о предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" опубликованы в общественно-политической газете Березовского района "Пригород" от 27.06.2008 N 26.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 01.04.2010 N 2086, санитарно-эпидемиологическому заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.05.2010 земельный участок для размещения центра логистики общества с ограниченной ответственностью "Конструктив", расположенный в районе территории ДОК "Енисей" по ул. Трактовая, п. Березовка, Березовского района, Красноярского края, соответствует санитарным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 22.06.2010 N 888 утвержден акт выбора и обследования земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая - для строительства центра логистики, общей площадью 256000,0 кв. м.
Письмом от 15.06.2012 N 2388 управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, не может быть предоставлен в аренду в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещении объекта.
Общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" обратилось к главе администрации Березовского района с заявлением от 14.12.2012 N 27 о согласовании места размещения объекта "Центр-Логистики".
Земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101015:706 расположен по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, имеет площадь 256000 кв. м, поставлен на кадастровый учет 23.04.2013, разрешенное использование: для размещения промышленных предприятий.
19.06.2013 общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" обратилось к главе администрации Березовского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая - для строительства центра логистики, общей площадью 256000,0 кв. м.
В ответном письме от 17.07.2013 N 1879 администрация разъяснила обществу порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренный пунктом 5 статьи 30, пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщив, что 22.06.2010 постановлением администрации Березовского района N 888 был утвержден акт выбора и обследования земельного участка, расположенного в п. Березовка, ул. Трактовая. При этом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией Березовского района принято не было. Сославшись на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация указала, что в связи с тем, что указанное решение принято не было, у администрации нет оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с решением администрации об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на 5 лет, изложенным в письме от 17.07.2013 N 1879, полагая, что данное решение противоречит закону и нарушает права заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании названного решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения нормам статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушения им прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 3 Устава Березовского района Красноярского края, утвержденного решением районного Совета Березовского района Красноярского края от 25.06.1998 N 11-40Р, администрация Березовского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Судами сделан обоснованный вывод, что по смыслу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является одновременно документом, утверждающим акт о выборе земельного участка.
Постановление администрации Березовского района Красноярского края от 22.06.2010 N 888 по своему содержанию фактически является постановлением о предварительном согласовании места размещения объекта - центра логистики на спорном земельном участке.
В связи с этим, основания для отказа в предоставлении земельного участка, изложенные в оспариваемом решении администрации, отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о недоказанности администрацией законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка и, как следствие, обоснованно признали названное решение незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 декабря 2013 года по делу N А33-18287/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)