Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2015 N Ф06-21662/2013 ПО ДЕЛУ N А55-10440/2014

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. N Ф06-21662/2013

Дело N А55-10440/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Ребрейкина В.Ю. (доверенность от 12.01.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Терентьев Е.А., Холодная С.Т.)
по делу N А55-10440/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара (ОГРН 1026300959079, ИНН 6315558907) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 10.02.2014 N 12-4/1310/0, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества,
при привлечении третьего лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,

установил:

закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - общество, ЗАО "СГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 10.02.2014 N 12-4/1310/09 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, около дома N 145, используемого под электросетевой комплекс ЗАО "СГЭС" (под ТП-6377 А, Б), обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "СГЭС" путем возобновления организации проведения работ по заявлению ЗАО "СГЭС" о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен, не идентифицирован в установленном законом порядке, в связи с чем не может являться объектом земельно-правовых отношений, при этом указав, что факт непредставления кадастрового паспорта в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для рассмотрения заявления Министерством.
В кассационной жалобе ЗАО "СГЭС", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить кадастровый паспорт земельного участка в адрес Министерства, кроме того, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременений или ограничений в использовании земельного участка, при этом отказ Министерства препятствует реализации права общества на льготный выкуп земельного участка.
В судебном заседании представитель ЗАО "СГЭС" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ЗАО "СГЭС" обратилось в Министерство с заявлением от 24.12.2009 N 12-4/1310/09 о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, около дома N 145 используемого под электросетевой комплекс ЗАО "СГЭС" (под ТП-6377 А, Б).
На основании обращения Министерства от 02.04.2010 N 12-4/1310/09 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара распоряжением от 01.06.2011 N 489 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:07 15 004.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.09.2011 N 63-00-102/11-210505 данный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.09.2011, присвоен кадастровый номер 63:01:0715004:6010, общая площадь 107 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Стара-Загора, около дома N 145, имеет разрешенное использование - занимаемый нежилым зданием ТП-6377 А, Б (литера 625-125).
В дополнении к ранее поданному заявлению ЗАО "СГЭС" письмом от 26.10.2011 N 7692/6 направило кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 06.11.2013 N 12-4/1310/09 Министерство проинформировало общество о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0715004:6010 аннулированы и о необходимости повторной постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, при этом заявителю предложено предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Уведомлением от 10.02.2014 N 12-1/1310/09 Министерство отказало в предоставлении в собственность общества земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, около дома N 145, занимаемый зданием ТП-6377 А.Б. (литера 625-125), в связи с непредставлением кадастрового паспорта земельного участка.
Считая, что отказ Министерства нарушают права и законные интересы общества, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенного значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Применительно к спорному случаю Министерство не оспаривает исключительного права ЗАО "СГЭС" на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
По общим правилам пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 7 статьи 36 ЗК РФ устанавливает специальные правила о том, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 названной нормы (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В развитие требований пункта 5 статьи 36 ЗК РФ Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475 (далее - Приказ N 475) утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В связи с чем нормы ЗК РФ устанавливают обязанности органа местного самоуправления при отсутствии кадастровой карты земельного участка обеспечить ее изготовление, при этом изготовление такого плана носит заявительный характер.
Судебные инстанции, разрешая спор, сделали ошибочный вывод о том, что применительно к спорному случаю отсутствие кадастрового плана могло являться основанием, при котором орган государственной власти вправе был отказать в предоставлении земельного участка (уведомление от 10.02.2014).
Из анализа материалов дела следует, что с учетом положений пункта 7 статьи 36 ЗК РФ общество, обращаясь с заявлением от 24.12.2009, приложило полный пакет документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, в результате чего и была инициирована административная процедура по приватизации земельного участка.
В рамках рассмотрения указанного заявления на основании обращения Министерства распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.06.2011 N 489 была утверждена схема расположения, а впоследствии по инициативе общества 27.09.2011 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 107 кв. м с присвоением кадастрового номера 63:01:0715004:6010.
Таким образом, в сроки для принятия решения о выкупе земельного участка обществом были предоставлены все документы, перечень которых определен в Приказе Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475, при этом земельный участок в период рассмотрения заявления о выкупе был поставлен на государственный кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый план от 27.09.2011.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер").
Как следует из материалов дела, Министерство рассматривало заявление общества с 24.12.2009, решение об отказе было принято только в 2014 году, в этот период истекли сроки временного учета образованного и испрашиваемого земельного объекта, который был поставлен обществом на учет 27.09.2011 (аннулированы сведения 27.09.2013).
Министерство не обосновало, по каким причинам решение о выкупе не принималось в период, когда актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0715004:6010 имелись в государственном кадастре недвижимости, при этом оспариваемый отказ был принят только по истечении четырех лет и после аннулирования соответствующих сведений кадастровой палатой.
Такие действия уполномоченного органа государственной власти могут быть расценены как недобросовестное осуществление гражданских прав.
Следует отметить, что правила пункта 7 статьи 36 ЗК РФ (действующие в спорный период) предусматривают право общества осуществить кадастровый учет земельного участка только после получения схемы расположения участка на кадастровом плане (или кадастровой карте).
В связи с чем, установив все спорные обстоятельства, судебные инстанции неправильно применили нормы земельного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции, правомерно установив, что непредоставление кадастрового паспорта не является препятствием для рассмотрения заявления, сделал ошибочный вывод о ненарушении прав заявителя, который не лишен возможности повторного обращения.
Вместе с тем в апелляционной жалобе общество указывало на то, что претендует на льготный выкуп земельного участка, для реализации которого необходимо было подать заявление в срок, установленный статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (до 01.07.2012), следовательно, повторное обращение после указанной даты может нарушить экономические интересы общества.
Суды двух инстанций также оставили без внимания тот факт, что между теми же сторонами рассматривался спор в рамках дела А55-23936/2012, при схожих обстоятельствах и тех же основаниях отказа в выкупе действия Министерства были признаны незаконными, оснований для иной правовой позиции у судов по данному делу не имелось.
При таких обстоятельствах все оспариваемые судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Учитывая, что суды двух инстанций установили все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение, однако неправильно применили нормы земельного законодательства, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В соответствии с требованием части 4 пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого решения незаконным в резолютивной части решения суд указывает на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Применение указанных положений процессуального законодательства в сфере земельных правоотношений отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/2009.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу N А55-10440/2014 отменить.
Заявленные требования закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 10.02.2014 N 12-4/1310/09 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, около дома N 145, используемого под электросетевой комплекс закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (под ТП-6377 А, Б).
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" путем возобновления организации проведения работ по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, около дома N 145, используемого под электросетевой комплекс закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (под ТП-6377 А, Б).
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" 5500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине по исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.КАРПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)