Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2014 N 06АП-3508/2014 ПО ДЕЛУ N А73-3042/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. N 06АП-3508/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Игнатенко Галины Федоровны: представитель не явился;
- от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: Борман А.С., представитель по доверенности от 09.01.2014 Б;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края
на решение от 15.05.2014
по делу N А73-3042/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Игнатенко Галины Федоровны (ОГРНИП 309250728600018, ИНН 250703819619)
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края
о признании незаконным решения от 04.12.2013 об отказе в предоставлении субсидии

установил:

индивидуальный предприниматель Игнатенко Галина Федоровна (далее - предприниматель, ИП Игнатенко Г.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 04.12.2013 об отказе в предоставлении субсидии.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение Министерства об отказе в предоставлении субсидии, выраженное в письме от 04.12.2013 N 05.1-09-4965 признано незаконным.
На Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявку ИП Игнатенко Г.Ф. от 20.11.2013 в соответствии с Положением "О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности" (Приложение N 8 к Государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы"), утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, что не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие, в связи с чем, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившейся стороны.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на 01.08.2013 Игнатенко Галина Федоровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю с 13.10.2009 по месту жительства.
В ЕГРИП внесены сведения о принадлежности на праве собственности Игнатенко Г.Ф. объектов недвижимости, расположенных по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ладожская, д. 25:
-здание нежилое, общая площадь 425,3 кв. м,
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание магазина, общая площадь 1100 кв. м
20.11.2013 в Министерство поступила заявка предпринимателя на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в результате чрезвычайной ситуации. К заявке приложены соответствующие документы.
По результатам рассмотрения заявки предпринимателя Министерством принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенное в письме от 04.12.2013 N 05.1-09-4965. Основание для отказа: не выполнены условия предоставления субсидии, определенные Положением "О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности" (Приложение N 8 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр), а именно: субъект малого и среднего предпринимательства не зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством на территории Хабаровского края (далее - Положение).
Письмо с отказом в предоставлении субсидии получено предпринимателем 09.12.2013, что подтверждается оттиском штемпеля с датой поступления письма в отделение почтовой связи на конверте.
Не согласившись с решением Министерства и, полагая нарушенными свои права на осуществление предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из совокупного анализа положений статей 198, 200 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) незаконным требуется наличие двух условий: несоответствие акта, действия (бездействия) закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон, Закон N 209-ФЗ)
В соответствии с Законом N 209-ФЗ, постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", в целях устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае Правительство края постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124 - пр (с изменениями и дополнениями) утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы".
В соответствии с п. 1.2. Приложения N 8 Положения о порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Положение определяет цели, условия, порядок предоставления и расходования субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в 2013 году в муниципальных образованиях Хабаровского края, на территориях которых был введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", на возобновление предпринимательской деятельности, а также порядок возврата субсидий.
Пунктом 1.3. Положения определено, что целью представления субсидии является возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1.4 Положения под субсидиями субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности понимаются - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на возобновление предпринимательской деятельности, чье имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, утрачено и (или) повреждено в результате чрезвычайной ситуации (далее - СМСП и Субсидии соответственно).
В соответствии с п. 1.5. Положения мероприятия Программы реализуется Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края, которое:
- - принимает решение о сроках приема заявок от СМСП на получение Субсидии и размещает извещение о начале приема заявок от СМСП на получение Субсидии на официальном сайте "Малый и средний бизнес Хабаровского края" - http://www.msb.khabkrai.ru;
- - создает комиссию по обследованию имущества СМСП, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;
- - принимает и рассматривает заявки СМСП на получение Субсидии и прилагаемые к ним документы (далее - Заявка);
- - принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении Субсидии.
Разделом 2 Положения определены условия предоставления Субсидии.
Пунктом 2.1. установлено, что субсидия предоставляется СМСП:
- - состоящим на налоговом учете в территориальных налоговых органах Хабаровского края;
- - не находящимся в стадии ликвидации, реорганизации или проведения процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- - осуществляющим предпринимательскую деятельность на земельных участках, в зданиях, строениях, помещениях, сооружениях, расположенных в границах зон затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления;
- - пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности:
- - земельных участков, зданий, строений, помещений, сооружений;
- - оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, товаров (в том числе сырья), офисной мебели и оборудования, материалов, животных на выращивании и откорме, сельскохозяйственных культур (в том числе кормов).
Согласно п. 3.1. Положения субсидии предоставляются СМСП в целях финансового обеспечения затрат на возобновление предпринимательской деятельности, определенных в пункте 3.2 настоящего Положения, однократно, в размере, указанном в Заявке СМСП, но не более 0,6 млн. рублей на одного СМСП.
Пунктом 3.3. Положения установлены основания, при наличии которых в предоставлении Субсидии СМСП может быть отказано:
- - не представлены документы, определенные настоящим Положением, и (или) в указанных документах представлены недостоверные сведения;
- - заявка поступила не в сроки приема Заявок, указанные в извещении о начале приема Заявок;
- - не выполнены условия предоставления Субсидии;
- - ранее в отношении СМСП было принято решение об оказании аналогичной государственной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- - с момента признания СМСП допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, прошло менее чем три года.
Перечень оснований для отказа является закрытым.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела на праве собственности предпринимателю принадлежат вышеуказанные объекты недвижимости, расположенные на территории г. Хабаровска, по ул. Ладожская, 25.
Данная территория согласно справке Управления по делам ГО и ЧС администрации г. Хабаровска в виду возникшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури здание по ул. Ладожской, 25 находилось в зоне подтопления.
Факт принадлежности здания и земельного участка предпринимателю и факт его нахождения в зоне подтопления подтверждается материалами дела, Министерством не оспаривается.
Из оспариваемого отказа следует, что Министерство указывает на не соблюдение предпринимателем одного из условий предоставления субсидии в связи с названной чрезвычайной ситуацией, а именно: на отсутствие регистрации заявителя как субъекта малого предпринимательства на территории Хабаровского края.
Вместе с этим претензии по соблюдению иных условий для получения субсидий или по комплектности пакета документов Министерством не заявлено.
Как следует из ЕГРИП, предприниматель действительно зарегистрирована в качестве субъекта малого предпринимательства на территории Приморского края. Вместе с тем, данная регистрации осуществлена налоговым органом по месту жительства заявителя.
Однако из материалов дела судом первой инстанции установлено, и Министерством не оспаривается, что на территории Хабаровского края предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность - сдача в аренду, принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества.
Возможность осуществления данного вида деятельности отражена в ЕГРИП.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Министерством не учтено то обстоятельство, что место осуществления предпринимательской деятельности и место государственной регистрации предпринимателя по месту жительства может не совпадать, например, в случае расположения объектов недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности на территории иного субъекта Российской Федерации.
Так согласно ответу на запрос суда первой инстанции, имеющегося в материалах дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району Хабаровского края предоставлена информация о том, что на основании поступивших сведений 01.10.2008 Игнатенко Галина Федоровна была поставлена на налоговый учет по месту нахождения имущества, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ладожская, 25 с 29.07.2005.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что предприниматель представляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска налоговые декларации по земельному налогу.
Согласно буквальному толкованию вышеприведенного условия предоставления субсидии - субсидия предоставляется СМСП, состоящим на налоговом учете в территориальных налоговых органах Хабаровского края.
Таким образом, учитывая, что предприниматель, являющийся субъектом малого предпринимательства, состоит на налоговом учете в территориальном налоговом органе Хабаровского края, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что отказ Министерства в предоставлении ему субсидий по обозначенному основанию является незаконным и нарушает его права на равный доступ к государственной поддержке при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, решение Министерства об отказе в предоставлении ИП Игнатенко Г.Ф. субсидии, изложенное в письме от 04.12.2013 N 05.1-09-4965 признано судом незаконным, в связи с чем, заявленные требования предпринимателя правомерно удовлетворены.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления прав и законных интересов предпринимателя, суд обоснованно посчитал необходимым обязать Министерство повторно рассмотреть заявку ИП Игнатенко Г.Ф. от 20.11.2013 в соответствии с Положением "О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности" (Приложение N 8 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр).
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2014 по делу N А73-3042/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)